• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 16 ноября 2011 года Дело N 33-8495/2011
 

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Панкратовой Е.А.,

судей Ланцовой М.В., Майера В.Е.,

рассмотрела в судебном заседании 16 ноября 2011 года

дело по кассационной жалобе Администрации Таврического муниципального района Омской области на решение Таврического районного суда Омской области от 21.09.2011, которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие Администрации Таврического муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки Андрышевой Б.М. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Обязать Администрацию Таврического муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки Андрышевой Б.М. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года».

Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Таврического района Омской области обратился в суд с иском к Администрации Таврического муниципального района Омской области в интересах Андрышевой Б.М. Указал, что Андрышева Б.М. является работником МУЗ «Таврическая ЦРБ». До января 2009 года ей как работнику учреждения здравоохранения, проживающему в сельской местности, предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления, электроэнергии. С 01.01.2009 меры социальной поддержки не предоставлялись. До настоящего времени льготы не восстановлены. Не предоставление Администрацией муниципального района мер социальной поддержки Андрышевой Б.М. нарушает охраняемые Конституцией и законами РФ права гражданина. Просил признать незаконным бездействие Администрации Таврического муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Андрышевой Б.М. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения; обязать администрацию Таврического муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Таврическая ЦРБ» Андрышевой Б.М. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года.

В судебном заседании помощник прокурора Бубнович Ю.А. требования поддержал.

Истец Андрышева Б.М. участия в судебном заседании не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика Коновалов В.П. исковые требования не признал.

Представитель третьего лица - МУЗ «Таврическая ЦРБ» участие в судебном заседании не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие и полагал, что требования подлежат удовлетворению.

Представитель Министерства финансов Омской области Кирюхин Ю.А. участие в судебном заседании не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве указал, что требования удовлетворению не подлежат в связи с истечением срока для обращения в суд.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель ответчика Коновалов В.П. просит решение суда отменить. Ссылается на то, что судом не применены нормы материального права, подлежащие применению, правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки из бюджета муниципального района не имеется. Указывает, что наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, федеральный законодатель в то же время не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Полагает, что до тех пор, пока государственные полномочия РФ по социальной поддержке работников муниципальных учреждений не будут переданы и обеспечены в установленном федеральным законом порядке, обязанность по их финансированию не может быть возложена на ответчика. Ссылается на то, что предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер, работник в орган местного самоуправления не обращался, необходимых документов для предоставления социальной поддержки не представлял. Также указывает, что в решении суда не определен объем предоставления мер социальной поддержки.

В отзыве на кассационную жалобу представитель Министерства финансов Омской области Кирюхин Ю.А. указал, что доводы жалобы поддерживает.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, отзыв на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Из материалов дела следует, что Андрышева Б.М. с 1987 года по настоящее время работает в МУЗ «Таврическая центральная районная больница» в *** (л.д.***).

Андрышева Б.М. проживает по адресу: *** (л.д. ***).

Согласно уставу, утвержденному постановлением Главы муниципального образования «Таврический район» от 25.04.2005 г. №559, муниципальное учреждение здравоохранения «Таврическая центральная районная больница» является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем является Таврический муниципальный район Омской власти в лице Администрации Таврического муниципального района Омской области (л.д. ***).

Судом установлено, что Андрышевой Б.М. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счет средств бюджета по 31.12.2008 (л.д. ***).

Возражая на иск, Администрация муниципального района ссылалась на отсутствие правовых оснований для возложения на нее обязанности предоставить Андрышевой Б.М. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления и компенсации расходов на оплату электроэнергии. Указала на фактическое прекращение в 2009 году финансирования субъектом РФ реализации государственных полномочий, переданных муниципальным районам.

Доводы ответчика обоснованно отвергнуты судом первой инстанции.

В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ.

Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая); меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, - органами государственной власти субъектов РФ (часть пятая); меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).

Законодательством, которым правильно руководствовался суд первой инстанции: частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

При таких обстоятельствах довод кассатора о том, что положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, на существо принятого решения повлиять не может.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд первой инстанции правомерно исходил из объема таких мер, предоставлявшихся гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Довод кассатора о том, что в решении суда не определен объем предоставления мер социальной поддержки основанием для отмены решения явиться не может. В соответствии со ст. 196 ГПК РФ спор разрешен судом, исходя из объема заявленных требований.

Ссылка кассатора на отсутствие в Таврическом муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Довод кассатора об отсутствии правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан из бюджета муниципального района основан на ошибочном толковании закона.

Не может повлиять на существо решения то обстоятельство, что до 01.01.2009 меры социальной поддержки указанной категории граждан предусматривались законом Омской области.

Суждения кассатора о том, что предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер, работник в орган местного самоуправления не обращался, необходимых документов для получения мер социальной поддержки не представлял, также подлежат отклонению. Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что указанные меры социальной поддержки предоставлялись медицинскому работнику Андрышевой Б.М. до 01.01.2009. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в ходе рассмотрения настоящего дела ответчик возражал против удовлетворения иска.

Нормы материального закона применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права при вынесении решения не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Таврического районного суда Омской области от 21.09.2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-8495/2011
Дата принятия: 16 ноября 2011

Поиск в тексте