СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 ноября 2011 года Дело N 33-8501/2011

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего: Кудря Т.Л.,

судей: Алешкиной Л.В., Иволгиной Н.В.,

при секретаре Скакун К.А.,

рассмотрела в судебном заседании 16 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе главы Черлакского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области на решение Нововаршавского районного суда Омской области от 29 сентября 2011 года, которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора Нововаршавского района Омской области к администрации Черлакского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области - удовлетворить.

Обязать администрацию Черлакского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области обеспечить в соответствии с требованиями технических регламентов ремонт автомобильных дорог в Черлакском сельском поселении по улицам ________, ________, ________ с.________.

Установить срок, в течение которого данное решение суда должно быть исполнено - до 01 июля 2012 года».

Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения главы Черлакского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области Самойлова О.В., прокурора отдела областной прокуратуры Чердаковой Е.П., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор Нововаршавского района Омской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Черлакского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области об обеспечении в соответствии с требованиями технических регламентов ремонта автомобильных дорог в Черлакском сельском поселении по улицам ________, ________, ________, ссылаясь на то, что 15.08.2011 прокуратурой Нововаршавского района Омской области проведена проверка соблюдения администрацией Черлакского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области законодательства в части обеспечения безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что в нарушение ч.2 ст.12 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.5 ч.1 ст.14 ФЗ № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.5 ч.1 ст.4 Устава Черлакского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, утвержденного Советом депутатов Черлакского сельского поселения № 16 от 28.11.2005, Администрацией Черлакского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области не принимаются достаточные меры, направленные на обеспечение охраны жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан в сфере безопасности дорожного движения. В частности, дорожное полотно по улицам ________, ________, ________ Черлакского сельского поселения находится в неудовлетворительном состоянии, имеет многочисленные выбоины различного размера и требует ремонта. Указанные нарушения затрагивают интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения вышеназванные улицы общего пользования, а также не обеспечивают охрану жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Просил обязать администрацию Черлакского сельского поселения Нововаршавского муниципального района до 01.11.2011 г. обеспечить в соответствии с требованиями технических регламентов ремонт автомобильных дорог в Черлакском сельском поселении по улицам ________, ________, ________

В судебном заседании помощник прокурора Нововаршавского района Омской области Ильченко Н.А. исковые требования поддержала.

Представитель Администрации Черлакского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился. В заявлении выразил несогласие с предъявленными требованиями, указал, что на балансе поселения находится дорога по ул.________. Для постановки на баланс остальных дорог необходимо основание (акт приема-передачи или свидетельство на право собственности). Для оформления дорог в собственность и на их содержание недостаточно доходной части бюджета.

Представитель отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела внутренних дел по Нововаршавскому муниципальному району Омской области Шварц А.В. в судебном заседании пояснил, что была проведена проверка состояния дорог и были выявлены повреждения дорожного полотна в с. ______ по улицам ________, ________, ________.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе глава Черлакского сельского поселения Самойлов О.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в рамках главы 25 ГПК РФ могут подаваться заявления в защиту прав и законных интересов только конкретных лиц. Указывает, что цели, на которые должны использоваться средства местного бюджета определяются самостоятельно органами местного самоуправления и не могут определяться в судебном порядке.

Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Согласно п.6 ст.3 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность включает: проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт (в том числе капитальный), содержание автомобильных дорог.

В содержание автомобильной дороги входит: поддержание надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценка технического состояния, организация и обеспечение безопасности дорожного движения.

Ремонт направлен на восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги. При капитальном ремонте производится замена и (или) восстановление конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей и при этом затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. При ремонте не происходит изменения класса, категории дороги или полосы отвода.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения относится, соответственно, к расходным обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (п.11 ст.11, п.11 ст.12, п.11 ст.13 ФЗ № 257- ФЗ).

Согласно ч.8 ст.6 и ч.1 ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц. В том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В силу п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения.

Аналогичная норма закреплена в п.5 ч.1 ст.4 Устава Черлакского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета депутатов Черлакского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области от 28.11.2005 № 16.

В силу ч.4 ст.6, ч.2 ст.12 и ст.21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, в том числе, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

В соответствии со ст. 210 ГК собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено, что 15.08.2011 г. прокуратурой Нововаршавского района проведена проверка соблюдения администрацией Черлакского сельского поселения требований федерального законодательства в части обеспечения безопасности дорожного движения.

В ходе проверки установлено, что администрацией Черлакского сельского поселения не принимаются достаточные меры, направленные на обеспечение охраны жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан в сфере безопасности дорожного движения.

Из акта комплексной проверки улиц с.________ от _____2011 г. следует, что покрытие проезжей части по улицам ________, ________, ________ требует проведения ямочного ремонта, отсутствует дорожная разметка, частично отсутствует освещение дорог. Автодорога на данных участках не соответствует требованием безопасности движения, ПДД и СНиП (л.д. __).

В соответствии с актом от 05.05.2011 г., составленным ОГИБДД ОВД по Нововаршавскому району, в с.________ в районе улицы ________, д.___ имеются выбоины и просадка дорожного покрытия: длиною 120 см., шириною 180 см. и глубиной 4 см.; на улице ________, д. 9 - выбоины и просадка дорожного покрытия: длина 110 см. ширина 130 см., глубина 9 см. На улице ________, д. 10 выбоины и просадка дорожного покрытия: длина 70 см., ширина 120 см., глубина 8 см. Размеры выбоин и просадок дорожного покрытия превышают предельно допустимые в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 (л.д. __).

Постановлением главы Черлакского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области от 07.11.2008 № 37 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, к которым в том числе отнесены автомобильные дороги в с.________ Нововаршавского района Омской области по улицам ________, ________, ________ (л.д. ____).

Приложением № 2 к постановлению главы Черлакского сельского поселения от 07.11.2008 г. № 37 установлен порядок утверждения перечня автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Черлакского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, в соответствии с которым перечень автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Черлакского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области утверждается постановлением Главы Черлакского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области (л.д. ___).

Распоряжением главы Черлакского сельского поселения № 30-асп от 12.05.2011 г. в реестр муниципального имущества включена внутрипоселковая дорога, расположенная по адресу: Омская область, Нововаршавский район, с.________, ул.________ от переулка Школьный до улицы ________ протяженностью ___ м (л.д. __).

Факт нахождения названных дорог в ненадлежащем эксплуатационном состоянии подтверждается материалами дела и стороной ответчика не оспаривается.

Учитывая изложенное, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора Нововаршавского района Омской области, придя к правильному выводу о том, что дороги являются собственностью сельского поселения в силу закона и не являются бесхозяйственными.

При этом, исходя из того, что проведение ремонта дорог требует значительных финансовых и временных затрат, суд правомерно установил срок исполнения решения до 01.07.2012 г.

Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание и повлечь отмену решения суда, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.

Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 361 - 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Нововаршавского районного суда Омской области от 29 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы Черлакского сельского поселения - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка