• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 13 февраля 2013 года Дело N 33-873/2013
 

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Чукреевой Н.В.,

судей областного суда Магденко И. Ю., Пшиготского А.И.,

при секретаре Холявкиной Я.А.,

рассмотрела в судебном заседании 13 февраля 2013 года

дело по апелляционной жалобе главы Одесского муниципального района на решение Одесского районного суда Омской области от 19 декабря 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Одесского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Одесского муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки Круткиной Т.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Обязать администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО (МУЗ) «Одесская ЦРБ» Круткиной Т.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения в пределах срока исковой давности, то есть за период 2 года 2 месяца (с 1 ноября 2009 года по 31.12.2011 года) на общую сумму _ рублей 40 копеек».

Заслушав доклад судьи областного суда Пшиготского А.И., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Одесского района Омской области обратился в суд с данным иском в интересах Круткиной Т.А. В обоснование указал, что прокуратурой района проведена проверка по факту не предоставления мер социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО «Одесская ЦРБ». В 2009-2011 годах средства на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсации расходов работникам МУЗ «Одесская ЦРБ» (в настоящее время БУЗОО «Одесская ЦРБ») в бюджете Одесского района не предусматривались, администрацией района в адрес МУЗ (БУЗОО) «Одесская ЦРБ» не направлялись. В результате чего меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 36,37 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», медицинскому работнику МУЗ (БУЗОО) «Одесская ЦРБ» Круткиной Т.А., проживающей по адресу: _, не предоставлялись с 1 января 2009 г. по 31.12.2011. Просил признать незаконным бездействие администрации Одесского муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки Круткиной Т.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, обязать администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО (МУЗ) «Одесская ЦРБ» Круткиной Т.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения в пределах срока исковой давности, то есть за период 2 года 2 месяца (с 1 ноября 2009 года по 31.12.2011 года) на общую сумму _ рублей 40 копеек.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям, пояснил, что работодателем у Круткиной Т.А. до 1 января 2012 года являлось МУЗ «Одесская ЦРБ», в настоящее время МУЗ «Одесская ЦРБ» переименовано в БУЗОО «Одесская ЦРБ» и передано в областную собственность. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Одесского муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки Круткиной Т.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Обязать администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО (МУЗ) «Одесская ЦРБ» Круткиной Т.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения в пределах срока исковой давности, то есть за период 2 года 2 месяца (с 1 ноября 2009 года по 31.12.2011 года) на общую сумму _ рублей 40 копеек.

Представитель ответчика администрации Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало. Представил отзыв, согласно которому просил суд в иске прокурору Одесского района отказать.

Представитель третьего лица БУЗОО «Одесская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе глава Одесского муниципального района просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Омской области Попову М. Н., просившую отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Судом установлено, что Круткина Т.А. с 1981 года работает в системе здравоохранения района, является работником БУЗОО (ранее МУЗ) «Одесская ЦРБ», что подтверждается трудовой книжкой, проживает по адресу: с._ . В судебном заседании установлено, что Круткина Т.А. в период с 1 ноября 2009 года по 31.12.2011 производила расходы на оплату жилого помещения, однако до настоящего времени данные расходы ей не были компенсированы.

Согласно ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием ФЗ № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населённых пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных посёлках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Статьей 160 Жилищного кодекса РФ, действующего в настоящий период времени, предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов.

Судом установлено, что в спорный период (2009-2011 годы) учредителем МУЗ «Одесская ЦРБ» являлось муниципальное образование «Одесский район» Омской области в лице администрации муниципального образования «Одесский район» Омской области, что подтверждается Уставом муниципального учреждения здравоохранения «Одесская центральная районная больница» (редакция №4) утверждённым постановлением Главы муниципального образования «Одесский район» Омской области от 10 марта 2005 года №77.

Разрешая заявленный иск и удовлетворяя требования прокурора, суд правильно руководствовался указанными нормами закона, а также положениями Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в соответствии с которым решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Пунктом 2 ст.153 данного Закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации, отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В спорный период (2009 - 2011 годы) работы истицы в МУЗ «Одесская ЦРБ» действовала редакция ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Согласно ст. 36 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки:

1) компенсация расходов на оплату жилого помещения из расчёта 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трёх и более человек, 21 кв.м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего семье из двух человек, и 33 кв.м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера);

2) компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчёта 0.065 тн. угля и 00.087 куб.м. дров на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;

3) компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчёта 5.52 куб.м. газа на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;

4) компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчёта 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Судом установлено, что в 2009-2011 годах средства на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсации расходов работникам МУЗ «Одесская ЦРБ» (в настоящее время БУЗОО «Одесская ЦРБ») в бюджете Одесского района не предусматривались, администрацией Одесского муниципального района в адрес МУЗ (БУЗОО) «Одесская ЦРБ» такие средства не направлялись.

При этом законодательством, которым правильно руководствовался суд первой инстанции, по существу установлена обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

При таких обстоятельствах довод заявителя в апелляционной жалобе о том, что положения ФЗ от 6 октября 2003г. №131-ФЗ не наделяют органы местного самоуправления обязательными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, на существо правильно постановленного решения повлиять не может, так как основан на неверном толковании норм закона.

Решение суда соответствует принципам, установленным п. 2 ст. 153 ФЗ № 122-ФЗ, и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 03.02.2010 № 136-О-П.

Ссылка заявителя в жалобе на отсутствие в Одесском муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Довод заявителя об отсутствии правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан из бюджета муниципального района также основан на ошибочном толковании закона.

Оценка доказательств произведена судом по правилам ст.67 ГПК РФ, оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Материалы дела исследованы полно и объективно, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Одесского районного суда Омской области от 19 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-873/2013
Дата принятия: 13 февраля 2013

Поиск в тексте