СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 февраля 2011 года Дело N 33-909/11

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Чукреевой Н.В.

судей областного суда Алешкиной Л.В., Крицкой О.В.

при секретаре Борисовой И.В.

рассмотрела в судебном заседании 22 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе начальника управления ГУ УПФР в Муромцевском районе Омской области Волчемисовой Л.С., кассационной жалобе Грибковой С.И. на решение Муромцевского районного суда Омской области от 28 декабря 2010 года, которым постановлено:

«Заявленные Грибковой С.И. исковые требования в уточненном объеме, удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области включить в льготный стаж Грибковой С.И., педагога дополнительного образования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Муромцевский центр внешкольной работы», следующие периоды:

* с 22.08.1985 года по 04.07.1989 года - обучения в Алтайском Государственном институте культуры по специальности - «культурно-просветительная работа» с присвоением квалификации «руководитель самодеятельного хорового коллектива»,

* с 01.01.2001 года по 18.08.2003 года - работы в должности преподавателя Муромцевской ДШИ,

* с 10.11.2008 года по 27.09.2010 года - работы в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Муромцевский ЦВР».

В остальной части в удовлетворении заявленных Грибковой С.И. исковых требований, отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области в пользу Грибковой С.И. возврат государственной пошлины в размере 100 (ста) рублей».

Заслушав доклад судьи областного суда Чукреевой Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Грибкова С.И. обратилась в суд с иском о признании права на досрочное назначение пенсии, указав, что с 17.07.1980 и по настоящее время она осуществляет педагогическую деятельность в муниципальных образовательных учреждениях р.п. Муромцево Омской области. 27.09.2010 она обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в Муромцевском районе Омской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с наличием 25 лет педагогического стажа, однако в назначении песни ей было отказано. Просила включить в стаж работы по специальности периоды работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ дополнительного образования для детей «Муромцевский центр внешкольной работы» с 19.08.2003 по 09.11.2008, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09.02.2004 по 20.02.2004, с 27.03.2004 по 30.03.2004, с 21.05.2007 по 01.06.2007, период обучения в Алтайском государственном институте культуры с 22.08.1985 по 04.07.1989, периоды работы в должности преподавателя Муромцевской ДШИ с 01.01.2001 по 18.08.2003, периоды работы в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Муромцевский ЦВР» с 10.11.2008 по 27.09.2010, признать за ней право на назначение пенсии досрочно с 27.09.2010.

В судебном заседании Грибкова С.И. иск поддержала.

Представитель ГУ УПФ РФ в Муромцевском районе Омской области Кох А.А. иск не признал.

Представитель третьего лица Комитета образования Администрации Муромцевского муниципального района извещался о рассмотрении дела, в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Судом постановлено выше изложенное решение.

В кассационной жалобе начальник управления ГУ УПФР в Муромцевском районе Омской области Волчемисова Л.С. просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что Алтайский государственный институт культуры не являлся педагогическим учебным заведением, очная форма учебы не учитывается в 2/3 требуемого педагогического стажа, поскольку не указана в Списках должностей и профессий, дающих право на досрочное назначение пенсии.

В кассационной жалобе Грибкова С.И. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что период работы с 19.08.2003 по 09.11.2008 подлежит зачету в специальный стаж, поскольку должность заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом предусмотрен Списком должностей и профессий, дающих право на досрочное назначение пенсии.

Проверив материалы дела, выслушав в заседаниях судебной коллегии Грибкову С.И., представителя УПФ РФ в Муромцевском районе Коха А.А., поддержавших доводы обжалования, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене либо изменению решения суда.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Рассматривая требование о включении в специальный стаж периода обучения в Алтайском Государственном институте культуры с 1985 года по 1989 год, суд в решении исходил из следующего.

В период обучения Грибковой С.И. действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п. 2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Периоды работы с 1980 года и по 1989 год в должностях преподавателя музыки и пения в Муромцевской средней школе № 2 и преподавателя хорового пения и теоретических дисциплин в Муромцевской музыкальной школе Грибковой С.И. были зачтены ответчиком в специальный стаж в качестве педагогической деятельности. Таким образом, периоду обучения истца непосредственно предшествовала и непосредственно следовала за ним педагогическая деятельность.

Суд в решении исходил из того, что обучение Грибковой С.И. в Алтайском государственном институте культуры с учетом профиля учебного учреждения, специальности, последующей ее работы в качестве преподавателя по классу хорового пения и теоретических дисциплин, что соответствует присвоенной ей квалификации после окончания учебного заведения «Культпросветработник. Руководитель самодеятельного хорового коллектива» фактически можно признать ее обучением в педагогическом учебном заведении.

Грибкова С.И. обучалась по старому учебному плану, квалификационных характеристик выпускника по ее специальности не существовало, однако в настоящий момент согласно сообщению Алтайской государственной академии культуры и искусств специальность «Культурно-просветительская работа» соответствует специальности «Народное художественное творчество».

С 1996 года в силу ГОС ВПО по специальности «Народное художественное творчество» специалист мог осуществлять учебно-воспитательную работу в качестве учебно-воспитательной деятельности, которая является составляющей педагогической деятельности. С 2003 года выпускникам Алтайского государственного института стала присваиваться квалификация «преподаватель» по соответствующей специальности, выпускник данного учебного заведения в силу ГОС ВПО в области культуры и искусства может осуществлять также педагогическую деятельность.

В указанной связи отсутствие в наименовании учебного заведения указания на его профилирующий характер в качестве педагогического не может повлечь нарушение прав Грибковой С.И., которая с учетом полученных по избранной специальности «Культпросветработник, руководитель самодеятельного хорового коллектива» знаний после окончания учебного заведения фактически осуществляла педагогическую деятельность.

В силу п. 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на назначение пенсии досрочно.

Таким образом, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Ввиду того, что на дату обращения Грибковой С.И. в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости было признано, что ею фактически выработано 18 лет специального стажа (л.д. 143), что составляет более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, суд правильно произвел включение в стаж период обучения Грибковой С.И. в Алтайском Государственном институте культуры с 1985 года по 1989 год.

В указанной связи подлежит отклонению приводимый в жалобе довод о том, что период обучения не подлежит включению в стаж, поскольку право на досрочное назначение трудовой пении с учетом данного периода может определяться, если 2/3 стажа составляет работа в должностях и организациях, указанных в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, и если такая работа протекала в период действия данного постановления.

В части требований о включении в специальный стаж истца периода работы в должности преподавателя Муромцевской ДШИ с 01.01.2001 по 18.08.2003 в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД «Муромцевский центр внешкольной работы» с 10.11.2008 по 27.09.2010, суд исходил из следующего.

В силу п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Поскольку должность преподавателя и педагога дополнительного образования предусмотрены Списком, на дату 01.01.2001 истцом был выработан необходимый стаж продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, у суда имелись основания для включения данных периодов в льготный стаж.

Рассматривая требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Муромцевского ЦВР с 19.08.2003 по 09.11.2008, обучения Грибковой С.И. на курсах повышения квалификации в 2004 и 2007 годах, суд правомерно отказал в их удовлетворении, с учетом следующего.

В силу пп. «в» Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в п. 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 года. Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в п. 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» названного выше списка должностей и учреждений, имевшая место после 1 ноября 1999 года, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии условий, перечисленных в этом пункте с учетом ограничений, установленных пп. «в» п. 8 Правил.

Поскольку Грибкова С.И. работала в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Муромцевского ЦВР с 19.08.2003, то есть после 01.11.1999, указанный период работы в специальный стаж работы включению не подлежит.

В период замещения должности заместителя директора Муромцевского ЦВР Грибкова С.И. также фактически работала педагогом дополнительного образования.

Однако продолжительность рабочего времени истца как преподавателя дополнительного образования 12 часов не соответствует утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» норме часов педагогической работы за ставку заработной платы. В силу данного постановления для педагога дополнительного образования установлена учебная нагрузка - 18 часов в неделю.

Согласно представленным в материалы дела выпискам из приказов педагогическая нагрузка Грибковой С.И. составляет 12 часов в неделю.

В связи с изложенным условие о выполнении в указанный период суммарно нормы рабочего времени при исполнении обязанности преподавателя дополнительного образования не выполнено.

Поскольку период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Муромцевского ЦВР с 19.08.2003 по 09.11.2008 не был зачтен в стаж работы истца, не подлежат зачету также периоды обучения на курсах обучения квалификации, имевшие место в период осуществления ею указанной трудовой деятельности.

Поскольку с учетом включенных судом периодов, специального стажа работы у истца недостаточно, у суда имелись основания для отказа в удовлетворении требований о назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам кассационных жалоб.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Муромцевского районного суда Омской области от 28 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка