• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 апреля 2013 года Дело N 33-1827

Судья - Незговорова Т.А. Дело N 33-1827 04 апреля 2013 года

Докладчик - Кузнецов Ю.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецова Ю.И.,

судей Рассошенко Н.П., Панас Л.Ю.,

при секретаре Баевой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 04 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального образования "Город Коряжма" Ткач А.А. на решение Коряжемского городского суда Архангельской области от 16 января 2013 года, которым постановлено:

"Заявление Карунной О.В., действующей в интересах несовершеннолетней дочери П. - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования "Город Коряжма" обеспечить несовершеннолетнюю П., *** года рождения местом в дошкольном образовательном учреждении на территории города Коряжма, в срок до 01 сентября 2013 года".

Заслушав доклад судьи Кузнецова Ю.И., судебная коллегия

установила:

Карунная О.В., действующая в интересах несовершеннолетней дочери П., *** года рождения, обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Коряжма" (далее - администрация МО "Город Коряжма") о предоставлении места в детском дошкольном учреждении города Коряжма.

В обоснование заявленных требований указала, что в феврале 2012 года отец ребенка обратился в администрацию МО "Город Коряжма" с заявлением о предоставлении места в детском дошкольном учреждении г. Коряжма его малолетней дочери П., *** года рождения, однако место в детском саду ребенку не предоставлено, в список предоставленных мест в 2012 году ребенок не внесен, что нарушает конституционные права её ребенка на образование.

Просит суд обязать администрацию муниципального образования "Город Коряжма" обеспечить П., *** года рождения, местом в дошкольном учреждении города Коряжма в срок до 01 сентября 2013 года.

В судебное заседание истец Карунная О.В. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Представитель истца Земцов О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме.

Представитель ответчика администрации МО "Город Коряжма" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился представитель администрации МО "Город Коряжма" Ткач А.А.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.

Судом не указана конкретная норма права, закрепляющая обязанность муниципальных образований предоставлять места в детском дошкольном учреждении, в связи с чем, суд вышел за рамки своих полномочий, давая толкование конституционной норме.

Несовершеннолетняя П. имеет возможность получать дошкольное образование на условиях кратковременного посещения до трёх часов без организации сна и питания.

Карунной О.В. не отказано в предоставлении её ребенку места в дошкольном образовательном учреждении, поскольку оно будет предоставлено в порядке очередности. Внеочередное обеспечение ребенка местом в детском саду будет противоречить порядку приема детей в образовательные учреждения.

Судом не учтено, что на момент рассмотрения дела несовершеннолетняя П. не обладает правом на первоочередной и внеочередной приём её в дошкольное учреждение.

Просит отменить решение Коряжемского городского суда Архангельской области и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения в силу следующего.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.

Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

Судом первой инстанции установлено, что Карунная О.В. является матерью несовершеннолетней П., *** года рождения.

24 февраля 2012 года отец ребенка П. обратился в администрацию МО "Город Коряжма" с заявлением о предоставлении П. места в дошкольном учреждении.

Согласно представленных администрацией МО "Город Коряжма" сведений, заявление П. о выделении места П. зарегистрировано в журнале под N73, выдано уведомление об учете очередности с мая 2013 года и зачислении ребенка в дошкольное учреждение с сентября 2014 года.

На момент рассмотрения дела место в детском дошкольном учреждении П., *** года рождения, не предоставлено.

В силу п.п. 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Статьей 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесена организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений.

Пунктом 28 "Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 666, предусмотрено, что в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

Следовательно, при достижении несовершеннолетними указанного возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.

Зачисление детей в детские сады в городе Коряжме осуществляется в соответствии с "Порядком комплектования образовательных учреждений муниципального образования "Город Коряжма", реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования", утвержденным Постановлением N 945 от 25.06.2010 г.

Согласно пунктам 3, 6, 7, 8, 15 и 16 указанного Порядка комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории муниципального образования "Город Коряжма" осуществляется отделом образования администрации города на основании учета заявлений родителей.

Количество групп и воспитанников в учреждении ежегодно определяется приказом отдела образования в соответствии с лицензией и созданными условиями в учреждении. Координационный совет по делам семьи, охране материнства и детства при администрации города ежегодно определяет количество свободных мест по возрастным группам на льготную и общую очередность. Списки вновь принимаемых воспитанников учреждения формируются отделом образования ежегодно с июня по август и утверждаются приказом. При освобождении мест в группах учреждения допускается комплектование в течение всего учебного года. В учреждение, как правило принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет. Возраст приема детей в конкретное учреждение определяется уставом учреждения в зависимости от наличия необходимых условий пребывания детей. Отдел образования выдает направление с указанием сроков поступления ребенка в учреждение родителю (законному представителю) в течение учебного года или руководителю учреждения в период летнего комплектования детьми.

Как следует из материалов дела, П., *** года рождения, имеет право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.

Между тем, администрация МО "Город Коряжма" обязанности по обеспечению ребенка местом в детском дошкольном учреждении не исполняет, чем нарушает конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.

При таких обстоятельствах суд обоснованно обязал администрацию МО "Город Коряжма" предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, расположенном на территории города Коряжма П.

Довод апелляционной жалобы о том, что обжалуемое решение суда противоречит порядку приема детей в дошкольные образовательные учреждения, предполагающему прием детей в порядке очередности поступления заявлений от родителей, является необоснованным и не влечет отмену судебного решения, поскольку администрация МО "Город Коряжма" обязана принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае недостаточности - расширять их. Реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения числа мест в дошкольных учреждениях.

Остальные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сводятся к неправильному толкованию норм материального права, в силу требований действующего законодательства они основанием для отмены решения суда не являются.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, исследованным доказательствам оценка дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Коряжемского городского суда Архангельской области от 16 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика администрации муниципального образования "Город Коряжма" Ткач А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий Ю.И. Кузнецов

Судьи Н.П. Рассошенко

Л.Ю. Панас

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-1827
Дата принятия: 04 апреля 2013

Поиск в тексте