• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 июля 2013 года Дело N 33-4246/13

Судья Залогова А.П.

Стр. 10 г/п 100 руб.

Докладчик Верещагин Г.С.N 33-4246/1322 июля 2013 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Кожемякиной М.В.,

судей Бланару Е.М., Верещагина Г.С.,

при секретаре Леонтьевой А.В.,

с участием прокурора прокуратуры Архангельской области Лепеха К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Плесецкая центральная районная больница" на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 18 марта 2013 года, которым постановлено:

"Исковые требования прокурора Плесецкого района удовлетворить.

Обязать ГБУЗ АО "Плесецкая ЦРБ" установить с 01 января 2013 года заработную плату Щербаковой В.А. в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с последующим начислением на неё районного коэффициента и процентных надбавок за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений.

Взыскать с ГБУЗ АО "Плесецкая ЦРБ" в пользу Щербаковой В.А. перерасчет по заработной плате за период с 01 ноября 2012 года по 31 декабря 2012 года в размере <+> руб. <+> коп.

Взыскать с ГБУЗ АО "Плесецкая ЦРБ" государственную пошлину в бюджет Плесецкого муниципального района в размере 100 рублей".

Заслушав доклад судьи Верещагина Г.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

прокурор Плесецкого района Архангельской области в интересах Щербаковой В.А. обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области "Плесецкая центральная районная больница" (далее - ГБУЗ АО "Плесецкая ЦРБ") о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере <+> руб. <+> коп. и возложении обязанности на ответчика установить заработную плату не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, без учета районного коэффициента и процентной надбавки, начиная с 01 января 2013 года.

В обоснование заявленных требований указано, что Щербакова В.А. состоит с ответчиком в трудовых отношениях, работает санитаркой. Размер её ежемесячной заработной платы с учетом надбавок и доплат менее установленного действующим законодательством. Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации до 01 января 2013 года составлял 4 611 руб., на указанную сумму должен начисляться районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. За период с 01 ноября 2012 года по 31 декабря 2012 года Щербаковой В.А. не начислена и не выплачена заработная плата в размере <+> руб. <+> коп., которую просил взыскать с ответчика.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Полицинская Е.В. настаивала на удовлетворении исковых требований.

Дело рассмотрено в отсутствие Щербаковой В.А., представителя ГБУЗ АО "Плесецкая ЦРБ", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд постановил указанное решение, с которым не согласился ответчик ГБУЗ АО "Плесецкая ЦРБ", в поданной апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что заработная плата работникам учреждения начисляется в соответствии с норами трудового законодательства, регулирующими выплату заработной платы. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Согласно п. 3 Соглашения о минимальной заработной плате в Архангельской области в размер минимальной заработной платы в Архангельской области включаются вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и другие выплаты компенсационного характера), стимулирующие выплаты. Соглашением о минимальной заработной плате в Архангельской области минимальный размер заработной платы с 1 июня 2011 года установлен в сумме 5 675 руб. в месяц для работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших норму труда. В эту сумму включены надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях. При разрешении спора суд не учел положения статьи 165 Трудового кодекса Российской Федерации. В указанной норме указаны выплаты, не входящие в состав заработной платы. В их число не включены компенсационные выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Полагала, что правовых оснований для удовлетворения требований прокурора не имелось.

Проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав прокурора Лепеха К.В., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).

В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ (в редакции от 01 июня 2011 года) "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 01 июня 2011 года установлен в размере 4 611 руб.

Федеральным законом от 03 декабря 2012 года N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 01 января 2013 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5 205 руб.

Часть 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые должны быть разработаны работодателем в соответствии с нормами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Нормами трудового законодательства предусмотрено, что оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Суд первой инстанции установил, что Щербакова В.А. состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 01 декабря 2011 года, на основании приказа от 01 декабря 2011 года N <+> принята на должность <+> в <+> филиале N <+> ГБУЗ АО "Плесецкая ЦРБ", работает в указанной должности по настоящее время.

Согласно трудовому договору от 01 декабря 2011 года заработная плата истцу выплачивается исходя из оклада в размере <+> рублей, районного коэффициента в размере 20 %, процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 50 % (далее - "северная" надбавка), иных выплат.

Установлено, что за оспариваемый период заработная плата истца, без учета районного коэффициента и "северной" надбавки, была ниже минимального размера оплаты труда, то есть 4 611 руб.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора о взыскании в пользу Щербаковой В.А. недоначисленной заработной платы, суд первой инстанции исходил из того, что районный коэффициент и надбавка за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, должны начисляться к совокупной заработной плате, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Суд возложил на ответчика обязанность установить истцу с 01 января 2013 года заработную плату в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с последующим начислением на нее районного коэффициента и процентных надбавок за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.

Согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22); зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

При этом работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст.ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст.ст. 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Дополнительное соглашение к Соглашению о минимальной заработной плате в Архангельской области, которым с 01 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5 675 руб. с указанием о включении в эту сумму районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не подлежит применению в силу требований ч. 4 ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации. За вычетом районного коэффициента в размере 20 % и процентной надбавки в размере 50 %, установленный данным Соглашением минимальный размер оплаты труда составляет 3 338 руб. 23 коп., что значительно ниже размера минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на территории Российской Федерации в сумме 4 611 руб., тогда как ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Кроме того, срок действия указанного Соглашения истек 31 декабря 2011 года.

Потому доводы апелляционной жалобы о правильном начислении ответчиком заработной платы судебная коллегия не может принять во внимание как не основанные на нормах материального права.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, поэтому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 18 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Плесецкая центральная районная больница" - без удовлетворения.

Председательствующий

М.В. Кожемякина

Судьи

Е.М. Бланару

Г.С. Верещагин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-4246/13
Дата принятия: 22 июля 2013

Поиск в тексте