• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 июня 2013 года Дело N 33-3688

Судья Красов С.С.

Стр. 57 г/п 00 руб.

Докладчик Пыжова И.А.

N 33-3688

24 июня 2013 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Гудушина Н.Б.,

судей Бланару Е.М., Пыжовой И.А.,

при секретаре Терентьевой А.А.,

с участием прокурора областной прокуратуры Подчередниченко О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 24 июня 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации МО "Коношский муниципальный район" на решение Коношского районного суда Архангельской области от 25 апреля 2013 года, которым постановлено:

"Заявление прокурора Коношского района - удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы муниципального образования "Коношский муниципальный район" N 135 от 02 апреля 2007 года "О целевом взносе на содержание детей в детских школах искусств и музыкальной школе" и обязать главу администрации муниципального образования "Коношский муниципальный район" его отменить.".

Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Коношского района обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации МО "Коношский муниципальный район" по установлению в детских школах искусств Коношского района целевого взноса на содержание детей и обязании отменить постановление главы МО "Коношский муниципальный район" N 135 от 02 апреля 2007 года "О целевом взносе на содержание детей в детских школах искусств и музыкальной школе".

В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной прокуратурой по заявлению депутата муниципального совета МО "Коношское" Юрчука Е.Д. проверки соблюдения прав несовершеннолетних при организации образовательного процесса в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования "Д1" установлено, что постановлением главы МО "Коношский муниципальный район" N 135 от 02 апреля 2007 года "О целевом взносе на содержание детей в детских школах искусств и музыкальной школе" в детских школах искусств Коношского района установлен целевой взнос на содержание детей в размере <…> рублей. Учитывая, что нормативное финансирование муниципальных образовательных учреждений согласно ст.41 Закона РФ "Об образовании" предусматривает выделение из муниципальных бюджетов средств, достаточных для функционирования учреждений в соответствии с их уставными целями, установление целевого взноса в связи с увеличением расходов на коммунальные услуги по содержанию детских школ искусств является незаконным, в связи с чем, вышеуказанное постановление подлежит отмене. Установление администрацией МО "Коношский муниципальный район" целевого взноса на содержание детей в детских школах искусств Коношского района влечет за собой нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних на получение бесплатного дополнительного образования. Просил признать действия администрации МО "Коношский муниципальный район" по установлению в детских школах искусств и музыкальных школах Коношского района целевого взноса на содержание детей незаконным, обязать администрацию МО "Коношский муниципальный район" отменить постановление главы МО "Коношский муниципальный район" N 135 от 02 апреля 2004 года "О целевом взносе на содержание детей в детских школах искусств и музыкальной школе".

В судебном заседании помощник прокурора Костив Е.С. поддержал заявление по изложенным в нем основаниям.

Представитель заинтересованного лица администрации МО "Коношский муниципальный район" Пашков В.И. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Пояснил суду, что оспариваемое постановление является законным, так как оно принято органом местного самоуправления в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом муниципального образования. Ссылался на ст.41 Закона РФ "Об образовании", которая предусматривает право образовательных учреждений привлекать дополнительные финансовые средства за счет целевых взносов.

Представители заинтересованных лиц МБОУ ДОД "Д1" Копылова Л.В., МБОУ ДОД "Д2" Осадчая О.В. и МБОУ ДОД "Д3" Саврасова О.А. в судебном заседании с заявлением не согласились, пояснив, что целевые взносы на содержание детей вносятся на основании закона РФ "Об образовании", оспариваемого постановления, уставов школ, положений о целевом взносе.

Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась администрация МО "Коношский муниципальный район" В поданной апелляционной жалобе просит отменить решение суда.

В обоснование доводов жалобы указывает на ошибочность вывода суда об отсутствии у органа местного самоуправления полномочия и законных оснований на принятие оспариваемого решения.

Полагает, что орган местного самоуправления вправе принимать решение об установлении целевых взносов, подлежащих уплате родителями, чьи дети обучаются в учреждениях дополнительного образования. Считает, что оспариваемое решение не противоречит требованиям действующего законодательства. Также указывает, что судом не приняты во внимание доводы руководителей образовательных учреждений о добровольности внесения целевых взносов родителями.

В поданных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Коношского района Костив Е.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражений на нее, заслушав прокурора Подчередниченко О.С., полагавшего доводы апелляционной жалобы необоснованными, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.11 ч.1 ст. 15 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе: организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) на территории муниципального района.

Аналогичные положения содержаться в п.2 ч.1 ст.31 Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 02 апреля 2007 года главой муниципального образования "Коношский муниципальный район" издано постановление N 135 "О целевом взносе на содержание детей в детских школах искусств и музыкальной школе".

Из текста данного постановления следует что, в связи с увеличением расходов на коммунальные услуги по содержанию помещений детских школ искусств и музыкальной школы в районе, постановлено установить с 01 апреля 2007 года целевой взнос на содержание детей:

МОУ ДОД "Д1" п.Коноша - <…> руб.

МОУ ДОД "Д2" п.Ерцево - <…> руб.

МОУ ДОД "Д3" п.Подюга - <…> руб. Расходование средств, полученных от целевого взноса на содержание детей, производить в соответствии со сметой доходов и расходов, Положением о расходовании целевого взноса.

Данное постановление официально опубликовано не было.

Вместе с тем, на основании постановления главы МО "Коношский муниципальный район" от 02 апреля 2007 года N 135 в указанных учреждениях дополнительного образования приняты положения о целевом взносе на содержание детей, в соответствии с которыми целевой взнос уплачивается в кассу бухгалтерии школы не позднее 10 числа текущего месяца за исключением летних каникулярных месяцев (июнь, июль, август).

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности обжалуемого прокурором постановления главы МО "Коношский муниципальный район".

Судебная коллегия с указанным выводом суда согласна в силу следующего.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 ст. 12 Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 (далее по тексту Закон) учреждения дополнительного образования детей относятся к образовательным учреждениям.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.32 Закона к компетенции образовательного учреждения относится в том числе привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств.

Пунктом 8 ст. 41 Закона предусмотрено право образовательного учреждения привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства в том числе, за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 года N 504 финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.(п.43).

Учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.(п.44).

Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что право привлечения дополнительных средств за счет целевых взносов физических и юридических лиц предоставлено законом именно учреждению. При этом привлечение таких дополнительных средств как целевые взносы физических и юридических лиц должно носить добровольный характер.

Вместе с тем оспариваемым муниципальным правовым актом фактически установлена обязанность по внесению родителями ежемесячного целевого взноса на содержание детей, что исключает добровольность его внесения и фактически является платой за обучение, что подтверждается содержанием представленных в материалы дела договоров на обучение, в которых данный взнос в ряде положений договоров обозначается именно как плата за обучение. Между тем установление в учреждении дополнительного образования платы за обучение по основным программам является неправомерным.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый муниципальный правовой акт не соответствует закону и принят неуполномоченным лицом, является правильным.

Доводы апелляционной жалобы об обратном сводятся к неправильному пониманию норм материального права и на законность постановленного решения не влияют.

Поскольку судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применен материальный закон, не допущено нарушений норм процессуального права, оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а:

решение Коношского районного суда Архангельской области от 25 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО "Коношский муниципальный район" - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.Б.Гудушин

Судьи

Е.М.Бланару

И.А.Пыжова

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-3688
Дата принятия: 24 июня 2013

Поиск в тексте