СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 сентября 2013 года Дело N 33-6257/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Светенко Е.С.

судей областного суда Моисеевой Л.А., Пшиготского А.И.

при секретаре Холявкиной Я.А.,

Рассмотрела в судебном заседании 18 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на заочное решение Ленинского районного суда г. Омска от 28 июня 2013 года, которым постановлено:

«Министерству образования Омской области в исковых требованиях освободить от взыскания исполнительского сбора в размере <...> по исполнительному производству №213/13/07/55 от 21.01.2013 г., на основании исполнительного листа №2-5746/2012 от 10.01.2013 г., выданного Центральным районным судом г. Омска, отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Пшиготского А.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство образования Омской области обратилось в суд с иском, указав, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 21.01.2013 г. возбуждено исполнительное производство №213/13/07/55 на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г.Омска об обязании Министерства образования Омской области предоставить Шаповаловой Д.В. жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке; должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований; с истца взыскан исполнительский сбор. Министерство полагало, что новым подзаконным нормативным актом на них возложена лишь техническая функции по направлению в отраслевые министерства заявок, определяющих количество жилых помещений для детей-сирот, планируемых к приобретению в текущем году, а также сведений о детях-сиротах по запросу министерства имущества. Взыскатель включен Министерством образования в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Просили освободить Министерство образования Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере <...>.

Представители Министерства образования Омской области и судебный пристав-исполнитель в суд не явились, были извещены о дне судебного заседания.

Судом постановлено изложенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Омской области Гальцов В.В. просит решение суда отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что истцом были предприняты меры по исполнению указанного решения суда.

Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства образования Омской области Аленчикову И.В., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Учитывая приведенные процессуальные правила, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность принятого решения исходя из доводов апелляционной жалобы, по имеющимся в деле доказательствам и на соответствие судебного акта требованиям действующего законодательства, регулирующего возникшие между сторонами правоотношения.

Нарушений, указанных в ст. 330 ГПК РФ, судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не допущено.

При рассмотрении дела судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Омска от 26.11.2012 года на Министерство образование Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность по предоставлению Шаповаловой Д.В. во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 21.01.2013 г. возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г. Омска.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику - Министерству образования Омской области был предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах. Должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения без уважительных причин в указанный срок и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере <...>.

Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительных документов, должник не исполнил без уважительных причин требования исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с Министерства образования Омской области исполнительского сбора в размере <...> по вышеуказанному исполнительному производству.

Обращаясь в суд, заявитель указал, что исполнил все обязанности, возложенные на него Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным 19.12.2012 г. постановлением Правительства Омской области №284-п.

Отказывая в удовлетворении заявленных Министерством образования Омской области требований, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств подтверждающих наличие оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции полагает необходимым согласиться по следующим причинам.

Согласно частям 1 и 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (пункт 7 указанной правовой нормы).

Согласно п.12 ст.30 указанного Федерального закона, срок добровольного исполнения не может превышать 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Согласно Порядку предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденному 19.12.2012 г. постановлением Правительства Омской области № 284-п, уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком являются Министерство образования Омской области (далее-Министерство образования), Министерство имущественных отношений Омской области (далее-Министерство имущества), Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Министерство строительства).

Приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области (далее соответственно - заявки, муниципальные образования).

Заявки формируются и направляются в Министерство имущества и Министерство строительства ежегодно не позднее 15 февраля текущего года пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - список), чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года с учетом расчетной стоимости жилого помещения. При этом, по мнению судебной коллегии, в случае наличия судебного решения о предоставлении жилого помещения, такая заявка должна направляться истцом незамедлительного, в рамках указанного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения судебного решения.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущества, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования.

В течение 2 рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на каждое приобретенное жилое помещение или письма Министерства строительства о необходимости включения приобретенного жилого помещения в специализированный жилищный фонд Омской области Министерство имущества направляет в Министерство образования информацию о количестве и месте нахождения указанных жилых помещений с запросом о предоставлении сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения.

В случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление об обязании Министерства образования, Министерства имущества, Министерства строительства предоставить ребенку-сироте жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.

Сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.

Судебная коллегия отмечает, что истец не представил надлежащих и достаточных доказательств исполнения судебного решения в рамках обязанностей, установленных вышеуказанным положением. Истцом в материалы дела представлен лишь список детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях по решениям суда, без указания даты его составления и направления в какой-либо орган исполнительной власти. При этом указание истца о том, что с 2013 года изменился вид жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам, не освобождает его от обязанности исполнять судебное решение, а в случае неясности его исполнения, предпринимать иные установленные законом меры, направленные на это либо на законную возможность освобождения от его исполнения.

Заявителем также не представлено данных о том, что судебному приставу-исполнителю в установленный срок были представлены доказательства исполнения судебного решения, в рамках обязанностей, возложенных судебным решением на должника. Несогласие с решением районного суда, которым на Министерство образование Омской области возложена обязанность по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, не может быть основанием для его неисполнения.

Доказательств того, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в установленный судебным приставом пятидневный срок вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суду не представлено.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда 1 инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.

Суд дал оценку представленным доказательствам, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального, процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, не допущено.

Руководствуясь ст.ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

заочное решение Ленинского районного суда г. Омска от 28 июня 2013 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка