• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 18 сентября 2013 года Дело N 33-3466
 

18 сентября 2013 года г.Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Зубаровской С.В.,

судей: Козловой А.А. и Мареенковой Н.А.,

при секретаре: Соломахиной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области Харламенковой Е.М. на решение Ленинского районного суда от 4 июня 2013 года,

заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., объяснения представителя ответчика - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области Харламенковой Е.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Ч.Н.И., его представителя И., полагавших решение суда правильным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными,

установила:

Ч.Н.И. через представителя И., уточнив требования, обратился в суд с иском к Центральной жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области (далее по тексту - ЦЖБК УМВД по Смоленской области) о признании права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в обоснование указав, что решением ЦЖБК УМВД по Смоленской области от 06.11.2012г. в учётное дело о предоставлении единовременной социальной выплаты внесены изменения, в результате чего потребность в жилплощади уменьшилась с 59,2 кв.м. до 36,2 кв.м.; решением этой же комиссии от 07.11.2012г. ему на семью в составе 4 человека (он, жена, сын и дочь) предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере ... При принятии решения расчёт данной выплаты произведён исходя из его потребности в жилой площади в размере 36,2 кв.м., в состав которой неправомерно была включена площадь 2/3 долей (23 кв.м.) квартиры №, расположенной в доме № по ул. Марии Октябрьской г. Смоленска. При исключении данной площади из расчёта сумма единовременной социальной выплаты должна составить ... В этой связи просил признать незаконными решения ЦЖБК УМВД по Смоленской области № 16 от 06.11.2012г. и № 17 от 07.11.2012г. в части изменения размера потребности жилой площади и размера единовременной социальной выплаты ... , признать за ним право на получение такой выплаты исходя из его потребности в жилой площади в размере 59,2 кв.м., обязав комиссию принять решение в соответствии с нормами права, регулирующих получение спорной выплаты (л.д. 3-4, 24, 42, 82).

Определением суда от 25 марта 2013 года к участию в дело в качестве соответчика привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области (далее по тексту - УМВД по Смоленской области), чей представитель в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что ЦЖБК УМВД по Смоленской области принимала решение по представленным истцом документам, из которых следовало, что Ч.Н.И. с семьёй проживал в квартире № дома № по ул. Шевченко г. Смоленска. Поскольку Ч.Р.И. (супруга) и Ч.О.Н. (дочь) были зарегистрированы в квартире № дома № по ул. Марии Октябрьской г. Смоленска, однако проживали одной семьёй с истцом по другому адресу, площадь данной квартиры была включена для расчёта общей площади нуждаемости семьи истца. Выписку из решения комиссии истец получил 04.12.2012г., претензий и жалоб по данному поводу не высказывал и в этот же день подал заявление о перечислении установленной выплаты на банковский счёт.

Представитель ЦЖБК УМВД по Смоленской области Фролова Л.Л. заявленные требования не признала, указав, что после принятия решения материалы направляются в вышестоящую комиссию при МВД, которая проверяет обоснованность расчёта, и если он является правильным, то денежные средства доводятся до сотрудника. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 4 июня 2013 года исковые требования Ч.Н.И. удовлетворены частично: решение ЦЖБК УМВД по Смоленской области от 06.11.2012г. в части внесения изменений в учётное дело Ч.Н.И. и установления его потребности в жилой площади в размере 36,2 кв.м. признано незаконным; решение этой же комиссии от 07.11.2012г. в части предоставления Ч.Н.И. единовременной социальной выплаты в размере ... признано незаконным; за истцом признано право на получение данной выплаты на семью из 4-х человек из расчёта общей площади жилого помещения в размере 59,2 кв.м.; на ЦЖБК УМВД по Смоленской области возложена обязанность принять решение о предоставлении Ч.Н.И. единовременной социальной выплаты в размере ... и перечислить ему недостающую сумму в размере ...

В апелляционной жалобе представитель УМВД по Смоленской области Харламенкова Е,М. просит отменить решение и принять новое - об отказе в удовлетворении требований в полном объёме, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ЦЖБК УМВД по Смоленской области, который, будучи надлежащим образом извещён о явке, в заседание судебной коллегии не явился, уважительных причин не явки не представил.

Проверив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы, объяснений сторон и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 1 ФЗ от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации настоящий Федеральный» (далее по тексту - ФЗ № 247) установлено, что настоящий закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Согласно положениям части 1 статьи 4 ФЗ № 247 сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).

Как следует из материалов дела, Ч.Н.И. проходит службу в органах внутренних дел РФ с 13.01.2001 года и по настоящее время.

08.06.2012г. истец обратился в ЦЖБК УМВД по Смоленской области с заявлением о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты, исходя из выслуги 13 лет 4 месяца 18 дней, на состав семьи из 4-х человек: он, супруга, сын и дочь.

Решением ЦЖБК УМВД по Смоленской области от 17.08.2012г. Ч.Н.И. принят на учёт для получения единовременной социальной выплаты в составе семьи 4 человека из его потребности в жилой площади в размере 59,2 кв.м.

Решением этой же комиссии от 06.11.2012г. в учётное дело истца внесены коррективы, потребность семьи истца в жилой площади установлена в размере 36,2 кв.м., а решением от 07.11.2012г. Ч.Н.И. предоставлена единая социальная выплата в размере ...

Признавая решения ЦЖБК УМВД по Смоленской области от 06.11.2012г. и 07.11.2012г. в части установления размеров потребности в жилой площади и единой социальной выплаты незаконными, суд первой инстанции с учётом объяснений истца, свидетелей, вновь представленных в судебное заседание документов пришёл к выводу, что фактически семья истца проживает в квартире № дома № по ул. Марии Октябрьской г. Смоленска, хотя и совместно с матерью супруги Ч.Н.И., однако в составе разных семей, в связи с чем истец подпадает под категорию лиц, перечисленных в п. 7 ч. 2 ст. 4 ФЗ № 247, поэтому при расчёте размера единовременной социальной выплаты для установления потребности истца в жилой площади следует исходить из общей площади 59,2 кв.м. = 18х4 - 12,8.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с принятым выводом, поскольку он противоречит фактическим обстоятельствам дела и основан на неверном толковании положений ФЗ № 247 и Правил предоставления единовременной социальной выплаты.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 4 ФЗ № 247 единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Пунктом 8 Правил о предоставлении единовременной социальной выплат для приобретения или строительства жилого помещения сотрудника органов внутренних дел РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011г. № 1223 (далее по тексту - Правила), предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.

В этом случае для определения размера единовременной выплаты общая площадь жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений (пункт 29 Правил). Однако эти нормы не распространяются на случаи, когда сотрудник проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Из материалов дела следует, что в заявлении о постановке на учёт для предоставления спорной выплаты, адресованном в ЦЖБК, Ч.Н.И. местом жительства указал г. Смоленск, ул. Шевченко, д. №, ком. № а членами своей семьи - супругу Ч.Р.И., сына Ч.Р.Н., (дата) года рождения, дочь Ч.О.Н., (дата) года рождения. К данному заявлению истец приложил, в том числе, документы: о регистрации супруги Ч.Р.И. и дочери Ч.О.Н. по адресу: г. Смоленск, ул. Марии Октябрьской, д. №, кв. №; о принадлежности квартиры по ул. Шевченко на праве общей долевой собственности ему и сыну Ч.Р.Н.; копию ордера на квартиру по ул. Марии Октябрьской, где указано, что данное жилое помещение является служебным, предоставлено Т.Е.П. (матери Ч.Р.И.).

Принимая 17.08.2012г. решение о постановке Ч.Н.И. на учёт, ЦЖБК УМВД по Смоленской области исходила из представленных на тот момент истцом сведений, а именно: жилое помещение по ул. Шевченко общей площадью 12,8 кв.м. находится в собственности Ч.Н.И. и Ч.Р.Н., (дата) года рождения, по 1/2 доли, супруга Ч.Р.И. и дочь Ч.О.Н., (дата) года рождения зарегистрированы по адресу: г. Смоленск, ул. Марии Октябрьской, д. №, кв. №, которая является служебной и находится в муниципальной собственности.

В этой связи оснований для суммирования площадей вышеназванных жилых помещений у комиссии не имелось, поэтому потребность истца в жилой площади на состав семьи из 4-х человек была определена в размере 59,2 кв.м.

В период с 17.08.2012г. по 07.11.2012г. истцом в комиссию были представлены лицевой счёт о получении Т.Е.П. квартиры № в доме № по ул. Марии Октябрьской г. Смоленска по договору социального найма и договор от 01.08.2010г. о безвозмездном пользовании жилым помещением по ул. Шевченко супругой Ч.Р.И. и дочерью Ч.О.Н. Факт предоставления жилого помещения по ул. Марии Октябрьской в 2010 году по договору социального найма свидетель Т.Е.П. подтвердила и в судебном заседании.

Из положений пункта 5 Правил, во взаимосвязи с положениями пункта 23 Правил следует, что претенденты на получение единовременной социальной выплаты принимаются к учёту согласно заявлению, с приложением обязательного перечня документов. Таким образом, право сотрудника полиции на предоставление единовременной социальной выплаты носит заявительный характер, а обязанность представить дополнительные документы, отражающие любое изменение жилищных условий после принятия сотрудника на учёт, лежит на заявителе.

Поскольку из представленных Ч.Н.И. документов по состоянию на 07.11.2012г. следовало, что Ч.Н.И. со своей семьёй проживает в жилом помещении № дома № по ул. Шевченко г. Смоленска, Ч.Р.И. и Ч.О.Н., как члены семьи истца, занимают жилое помещение № в доме № по ул. Марии Октябрьской г. Смоленска по договору социального найма, комиссия при определении размера единовременной социальной выплаты правомерно суммировала площади вышеназванных жилых помещений, определив потребность истца в жилой площади в размере 36,2 кв.м.

Представленный Ч.Н.И. в суд первой инстанции договор от 16.11.2009г. о передаче квартиры № в доме № по ул. Шевченко г. Смоленска по договору найма Ж.У.Р. нельзя признать допустимым доказательством, поскольку данный договор не был предъявлен в комиссию в качестве доказательства фактического проживания Ч.Н.И. с семьёй в жилом помещении по ул. Марии Октябрьской, оснований сомневаться в подлинности документов, приложенных к заявлению, у комиссии не имелось. Соответственно, на момент вынесения решения комиссией (дата) , ответчик не знал и не мог знать о фактическом проживании Ч.Н.И. с семьёй в однокомнатной квартире № дома № по ул. Марии Октябрьской г.Смоленска совместно с Т.Е.П. в составе разных семей, решение было вынесено без учета данного обстоятельства.

В соответствии с частью 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Данная норма права юридически закрепляет свободу усмотрения граждан в осуществлении принадлежащих им гражданских прав. В этой юридически признанной свободе нашел свое воплощение закрепленный в пункте 2 статьи 1 части первой ГК РФ общий принцип осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав "своей волей и в своем интересе".

Истец реализовал свое право на получение социальной выплаты, представив по собственному усмотрению ответчику те документы о правах, которые считал необходимыми. В связи с этим, утверждение истца и его представителя о том, что ответчик должен был из содержания представленных документов самостоятельно установить фактическое место жительства истца и его семьи, не основано на законе.

С учётом изложенного, решение суда в соответствии с п.п.3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения - об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 328,329, 330, 335 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 4 июня 2013 года отменить и принять по делу новое решение:

Ч.Н.И. в удовлетворении требований к Центральной жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области о признании незаконными решения Центральной жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области от 06 ноября 2012 года и от 07 ноября 2012 года, а также признании права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения их расчета общей жилой площади в размере 59,2 кв.м - отказать.

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-3466
Принявший орган: Смоленский областной суд
Дата принятия: 18 сентября 2013

Поиск в тексте