• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 25 сентября 2013 года Дело N 33-5302/2013
 

город Хабаровск 25 сентября 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего С.В. Кустовой

судей Е.П. Иском, С.П. Порохового

при секретаре К.А. Останиной

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климовской О. М. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Ванинскому району» о признании права на меры социальной поддержки и возложении обязанности возобновить их предоставление, по апелляционной жалобе Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по Ванинскому району» на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 05 июня 2013 года.

Заслушав доклад судьи С.В. Кустовой, пояснения истца О.М. Климовской, представителя истца Н.П. Бережной, представителя ответчика Е.М. Карамышевой, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Климовская О.М. обратилась в суд с иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Ванинскому району» о признании права на меры социальной поддержки и возложении обязанности возобновить их предоставление.

Обосновывая исковые требования, указала, что с 1989 года является ветераном труда и после выхода на пенсию на протяжении многих лет пользовалась льготой по оплате проезда в городском пассажирском автомобильном транспорте, которая в связи с внесенными в федеральный закон «О ветеранах» №122-ФЗ от 22.08.2004г. изменениями, была преобразована в меры социальной поддержки и «монетизирована». С 2005 года истица обеспечивалась мерами социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на проезд в сумме ... и компенсации в размере 50% расходов по оплате за пользование домашним телефоном. С января 2013 года выплата указанных мер социальной поддержки прекращена в связи с тем, что ей уже предоставляются меры социальной поддержки как педагогическому работнику, работающему и проживающему в рабочем поселке в форме компенсации за найм жилья, отопление и освещение. С данным решением не согласна, полагает его незаконным и необоснованным. Просила суд признать за ней право на получение мер социальной поддержки, как ветерана труда в форме ежемесячной денежной выплаты на проезд и компенсации за услуги связи (телефона), которыми она, как педагогический работник не пользуется и обязать ответчика возобновить предоставление данных мер социальной поддержки с января 2013 года.

Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 05 июня 2013 года исковые требования Климовской О.М. удовлетворены.

Признано право Климовской О.М. на меры социальной поддержки по проезду на транспорте и компенсации расходов по оплате за пользование домашним телефоном, как ветерану труда, в размере и в порядке, определенном законодательством. На Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения по Ванинскому району» возложена обязанность возобновить Климовской О.М. с 01 января 2013 года предоставление мер социальной поддержки по проезду на транспорте и компенсации расходов по оплате за пользование домашним телефоном, как ветерану труда, в размере и в порядке, определенном законодательством.

В апелляционной жалобе и дополнениях к жалобе представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Ванинскому району» просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, нарушение судом норм материального права. Указывает, что на основании п.2 ст. 8 Закона Хабаровского края от 26.01.2005г. №254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан» (с изменениями от 30.03.2011г.), если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по настоящему закону и иным нормативным правовым актам независимо от оснований, по которым они устанавливаются, ему предоставляются меры социальной поддержки либо по данному закону, либо по иным нормативным правовым актам по выбору гражданина.

В письменных возражениях и дополнениях к возражениям относительно апелляционной жалобы представитель истца Бережная Н.П. полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Указала, что при рассмотрении дела судом в полном объеме исследовались положения федеральных законов, подлежащих применению в данных спорных отношениях относительно мер социальной поддержки такой категории лиц, как «ветеран труда».

В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В суде апелляционной инстанции истец и его представитель полагали решение суда законным и обоснованным, представитель истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Климовская О.М. как ... является получателем ежемесячной выплаты компенсации на оплату жилого помещения с отоплением и освещением, на основании Закона Хабаровского края от 20.12.2006г. №90 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».

Кроме того, Климовская О.М. является ветераном труда с ... и пользовалась мерами социальной поддержки в виде компенсации проезда в общественном транспорте и расходов на оплату телефона как ветеран труда на основании Закона Хабаровского края от 26.01.2005г. №254 до 01.01.2013 года.

Из письма КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Ванинскому району» от 16.01.2013 года следует, что Климовской О.М. прекращены выплаты ЕДВ на проезд и компенсации за услуги связи на основании п.8 ст. 3 Закона Хабаровского края от 20.12.2006года №90 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках» в связи с тем, что ей назначены меры социальной поддержки по другому основанию.

Удовлетворяя исковые требования Климовской О.М., суд исходил из того, что ограничение в возможности использования льготы предусмотрено в случае наличия у гражданина права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям. Каких-либо положений, запрещающих использование разных мер социальной поддержки по различным основаниям, в Законе Хабаровского края №90 от 20.12.2006г. «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», в Законе Хабаровского края от 26.01.2005г. №254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан», в иных федеральных законах не содержится.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.

С подобным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он сделан с нарушением норм материального права.

В соответствии со ст.55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размер, условия и порядок возмещения указанных расходов определен Законом Хабаровского края от 20 декабря 2006 года № 90 в денежной форме.

Частью 8 статьи 3 указанного закона определено, что если педагогический работник одновременно имеет право на меры социальной поддержки по настоящему закону и иным нормативным правовым актам независимо от оснований, по которым они устанавливаются, ему предоставляются меры социальной поддержки либо по настоящему закону, либо по иным нормативным правовым актам по выбору педагогического работника.

Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Статьей 1 указанного закона определены категории ветеранов, среди которых обозначены ветераны труда. Указанным законом предусмотрен различный объем мер социальной поддержки для ветеранов различных категорий.

Согласно ст.22 ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, ФЗ «О ветеранах» не определены меры социальной поддержки ветеранов труда, законодатель отнес этот вопрос к компетенции субъектов Российской Федерации.

Законом Хабаровского края от 26 января 2005 года № 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан» для ветеранов труда предусмотрены меры социальной поддержки:

1) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней или средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;

2) при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения, в частных клиниках и кабинетах по месту жительства в порядке, установленном Губернатором края;

3) по проезду на транспорте, предусмотренные краевой целевой программой «Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан";

4) 50-процентная скидка на оплату жилого помещения (в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законодательством края) независимо от вида жилищного фонда, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим: супругу (супруге), родителям, детям в возрасте до 18 лет, а также детям, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;

5) 50-процентная скидка на оплату за пользование коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных Правительством края), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива;

6) компенсация в размере 50 процентов расходов по оплате за пользование домашним телефоном (но не более 50 процентов тарифа на предоставление местных телефонных соединений при абонентской системе оплаты услуг местной телефонной связи за неограниченный объем местных телефонных соединений для населения и радио;

7) 50-процентная скидка на оплату за пользование коллективной телевизионной антенной (кроме спутниковых телевизионных антенн) независимо от вида жилищного фонда.

Как следует из материалов дела, Климовская О.М. пользовалась мерами социальной поддержки как ветеран труда на основании указанного Закона Хабаровского края.

Статьей 8 Указанного Закона Хабаровского края установлено, что если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по настоящему закону и иным нормативным правовым актам независимо от оснований, по которым они устанавливаются, ему предоставляются меры социальной поддержки либо по настоящему закону, либо по иным нормативным правовым актам по выбору гражданина, за исключением граждан, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Законов РФ «О донорстве крови и ее компонентов».

В соответствии со ст.13 ч.3 ФЗ «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2009г. № 159-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шкилева С.К. на нарушение его конституционных прав ч. 1 ст. 5 Закона Нижегородской области «О мерах социальной поддержки ветеранов» указано, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.

Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку Климовская О.М. уже получает меры социальной поддержки как педагог, то меры социальной поддержки как ветерану труда ей предоставляться не должны, однако это не лишает ее права обратиться с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки как ветерану труда, отказавшись от получения мер социальной поддержки, предоставляемых как педагогу.

Вывод суда о том, что истица, имеющая два статуса - как педагог и как ветеран труда имеет право на обе льготы одновременно, основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку законодательством не предусмотрено суммирование мер социальной поддержки, предоставленных лицу по различным основаниям. Следовательно, невозможно определить перечень мер социальной поддержки, складывающийся из отдельных видов, предусмотренных различными правовыми основаниями, в том числе, компенсация расходов за коммунальные платежи в связи с отнесением к педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, компенсация оплаты проезда в общественном транспорте, 50% оплаты услуг телефонной связи как ветерану труда. Поскольку и для ветеранов труда предусмотрены в мерах социальной поддержки такие виды, как 50% компенсации коммунальных платежей, указанный вид дополняется до полного пакете мер социальной поддержки, в том числе, компенсацией проезда и частичной оплатой услуг телефонной связи. Тогда как для педагога, проживающего в сельской местности, не предусмотрены виды мер социальной поддержки - частичная компенсация оплаты услуг связи, проезда на транспорте, при этом, компенсация коммунальных услуг производится в объеме 100%.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда не имелось.

Таким образом, с учетом изложенного, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 05 июня 2013 года по гражданскому делу по иску Климовской О. М. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Ванинскому району» о признании права на меры социальной поддержки и возложении обязанности возобновить их предоставление - отменить, принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований Климовской О. М. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Ванинскому району» о признании права на меры социальной поддержки и возложении обязанности возобновить их предоставление - отказать.

Апелляционную жалобу Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по Ванинскому району» - удовлетворить.

Председательствующий С.В. Кустова

Судьи Е.П. Иском

С.П. Пороховой




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-5302/2013
Принявший орган: Хабаровский краевой суд
Дата принятия: 25 сентября 2013

Поиск в тексте