СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 июня 2013 года Дело N 33-3067/2013

г. Тюмень

19 июня 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Лаврентьева А.А.,

судей

Жегуновой Е.Е., Чесноковой А.В.,

при секретаре

Коба Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Распопина В.Л. на решение Центрального районного суда города Тюмени от 31 января 2013 года, которым постановлено:

«Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Тюмени Тюменской области произвести Распопину В.Л. первый перерасчет пенсии 12.12.2010г. (после 12 месяцев со дня назначения пенсии), второй перерасчет пенсии произвести 12.12.2011г. (после 12 месяцев со дня предыдущего перерасчета), в остальной части иска о перерасчета валоризации с учетом страховых взносов за 2000 год в сумме <.......> руб. и увеличении размера пенсии с 01.01.2010г. на <.......> руб., перерасчете пенсионного капитала (ПК) за период 2002-2009 годы с учетом коэффициентов индексации и увеличение страховой части пенсии на <.......> руб. с 12.12.2009 г., перерасчете пенсии с 01.08.2011 г. с увеличением размера пенсии на <.......> руб., перерасчете пенсии с 01.12.2012 г. с увеличением пенсии на <.......> руб. отказать.»

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения истца Распопина В.Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в городе Тюмени Тюменской области Комар А.А., действующей на основании доверенности, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Распопин В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в городе Тюмени Тюменской области (далее - УПФР по г. Тюмени) об обязательстве произвести перерасчет валоризации с учетом страховых взносов за 2000 год в сумме <.......> руб., увеличить размер пенсии с 01 января 2010 года на <.......>; произвести перерасчет пенсионного капитала (ПК) за 2002 - 2009 годы с учетом коэффициентов индексации, увеличить страховую часть пенсии на <.......> с 12 декабря 2009 года; произвести перерасчет пенсии с 01 августа 2011 года, увеличив размер пенсии на <.......>; произвести перерасчет пенсии с 01 августа 2012 года, увеличив размер пенсии на <.......>.

В обоснование иска указал, что 26 мая 2010 года кассационным определением Тюменского областного суда на <.......> была возложена обязанность перечислить страховые взносы на его лицевой счет за 2000 год в размере <.......> рублей, за 2007 год в размере <.......>, за 2008 год в размере <.......>. 21 ноября 2010 года <.......> исполнила решение суда, указанные суммы были перечислены. Однако УПФР по г. Тюмени перечисленные страховые взносы за 2000 год в размере <.......> отразило в индивидуальном лицевом счете как заработную плату за август месяц, что противоречит решению суда. С 01 января 2010 года была проведена валоризация пенсионных прав, за счет которой размер его пенсии увеличился на <.......>. Вместе с тем, если бы при расчете пенсионного капитала была учтена сумма взносов за 2000 год в размере <.......>, то увеличение размера пенсии составило бы <.......>. Таким образом, разница в размерах увеличения пенсии составляет <.......>. Кроме того, УПФР по г. Тюмени при расчете его пенсионного капитала не производило индексацию страховых взносов с 2002 года в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации. Согласно его расчету пенсионного капитала с учетом индексаций, размер его пенсионного капитала должен превышать сумму, которая была рассчитана УПФР по г. Тюмени, на <.......> сумму, а размер пенсии должен быть увеличен на <.......>. Также, с 01 августа 2011 года ответчик произвел ему перерасчет пенсии как работающему пенсионеру в 2010 году. При расчете пенсии были снижены размеры страховых взносов, уплаченных работодателем в 2010 и 2011 году со ссылкой на подпункт 13 пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Применение указанного подпункта не правомерно, поскольку он был введен в действие с 01 января 2012 года. Помимо этого, при расчете пенсии применялся ожидаемый период выплаты в 192 месяца, в то время как в 2010 году он должен был составлять 180 месяцев, а в 2011 году 174 месяца. Согласно его расчетам, с 01 августа 2011 года размер его пенсии должен быть увеличен на <.......>, с 01 августа 2012 года - на <.......>

В ходе рассмотрения дела Распопин В.Л. увеличил исковые требования, дополнительно просил обязать УПФР по г. Тюмени произвести полный перерасчет пенсии 12 декабря 2010 года (спустя 12 месяцев со дня назначения пенсии), второй перерасчет пенсии произвести 12 декабря 2011 года (спустя 12 месяцев со дня предыдущего перерасчета). В данной части требования мотивировал тем, что ему была произведена корректировка размера пенсии с 01 августа 2010 года в автоматическом режиме, 09 января 2013 года он направил в УПФР по г. Тюмени заявление об отказе от проведенных корректировок 01 августа 2010 года и 01 августа 2011 года, в связи с тем, что перерасчет пенсии будет для него предпочтительнее, чем корректировка.

В судебном заседании Распопин В.Л. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика УПФР по г. Тюмени Комар А.Г., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала. Полагала произведенный истцом расчет суммы валоризации неверным, пояснив, что при ее расчете страховые взносы учитываться не должны. Страховые взносы были учтены в расчетном пенсионном капитале истца нарастающим итогом с учетом ежегодных индексаций, утверждаемых Постановлениями Правительства Российской Федерации. Настаивала на правильности произведенных УПФР по г. Тюмени расчетов размеров пенсии истца. Относительно дополнительно заявленных истцом требований пояснила, что перерасчет пенсии вместо проведенной корректировки будет произведен истцу в течение месяца с его обращения.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец Распопин В.Л. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить в той части, в которой ему было отказано в удовлетворении исковых требований, и принять в данной части по делу новое решение. Указывает на несогласие с выводами суда о том, что страховые взносы за 2000 год, определенные решением суда в размере <.......> рублей, не учитываются при расчете валоризации. Вновь ссылается на неправильный расчет ответчиком размера пенсионного капитала, поскольку при его расчете за 2002 год использовался коэффициент 1,177 вместо 1,307, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2003 года № 152. Полагает, что снижение размера уплаченных работодателем страховых взносов при расчете размера пенсии со ссылкой на подпункт 13 пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является незаконным, так как указанный подпункт был введен в действие с 01 января 2012 года. Кроме того, при расчете пенсии применялись завышенные ожидаемые периоды выплаты пенсии, что привело к уменьшению ее размера.

УПФР по г. Тюмени представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых ответчик просит решение суда отменить в удовлетворенной части, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, в остальной части - оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела в обжалованной части как это предусмотрено ч. 2 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из дела и правильно установлено судом первой инстанции, Распопин В.А. в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» является получателем трудовой пенсии по старости, которая установлена ему с 12 декабря 2009 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x T, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

В случае, если в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится одновременно с назначением им трудовой пенсии по инвалидности, указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости подлежит умножению на соответствующее отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида на день, с которого назначается трудовая пенсия (пункт 2 статьи 15 настоящего Федерального закона), к 180 месяцам. Умножение указанного ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости на отношение нормативной продолжительности страхового стажа производится в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона в случае смерти застрахованного лица и назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

Частью 1 статьи 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно части 2 этой же статьи в общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации регламентируется статьей 30.2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Поскольку составным элементом указанной выше формулы, применяемой при конвертации в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года, и фактором, влияющим на оценку пенсионных прав, а также на размер валоризации, сумма страховых взносов не является, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности заявленного истцом требования о производстве перерасчета валоризации с учетом суммы страховых взносов за 2000 год, которые были перечислены <.......> Российской Федерации во исполнение решения кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 26 мая 2010 года, и увеличении размера пенсии истца с 01 января 2010 года на <.......>

Порядок формирования и индексации расчетного пенсионного капитала определен статьей 20. Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», в силу которой, расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.

Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом, п. 4 ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлено, что коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2003 года № 152 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2003 года страховой части трудовой пенсии и коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала» утвержден коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 1 января 2002 года, в размере 1,307.

Поскольку, согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Распопина В.Л. на 01 января 2002 года его расчетный пенсионный капитал сформирован не был, что подтверждено и расчетом самого истца, представленным в деле (л.д. 20-оборот, 63), судебная коллегия считает, что в требовании о перерасчете пенсионного капитала за период 2002 - 2009 годов с учетом указанного выше коэффициентов индексации судом первой инстанции истцу отказано обоснованно.

В силу подп. 13 п. 2 статьи 6 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона от 03 декабря 2011 года № 379-ФЗ) в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов. Для лиц 1966 года рождения и старше учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.

В ранее действовавшей редакции данной нормы было указано, что для лиц 1966 года рождения и старше учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.

В 2010 году тариф для всех плательщиков страховых взносов составлял 20,0 % (ст. 57 главы 8 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации»), в 2011 году - 26 % (ст. 12 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации», ст. 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»), 2012 году - 22 % с выплат, не превышающих 512 000 рублей в год, 10 % - с выплат свыше этой суммы (ст. 58.2 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации», Постановление правительства Российской Федерации от 24 ноября 2011 года № 974).

Как следует из представленного в деле расчета ответчика, корректировка размера трудовой пенсии истца по страховым взносам за 2010, 2011 годы была произведена с соблюдением указанных правовых норм в редакциях, действовавших на момент корректировки, в связи с чем, ссылку истца на неправильное применение ответчиком при корректировке закона, судебная коллегия находит безосновательной.

Согласно подп. 22 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при перерасчете или корректировке страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 17 данного ФЗ ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 21 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости. При этом данный период с учетом его сокращения не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 этого же закона лицу (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона и обратившихся за ее установлением), осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с настоящим пунктом по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности пересчитывается по формуле: СЧ = СЧп + ПКп / (Т x К), где Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 22 статьи 14 настоящего Федерального закона) по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет.

При определении суммы расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет, не учитываются страховые взносы, учтенные при корректировке размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

С учетом изложенного, применение ответчиком при корректировке размера трудовой пенсии истца с 01 августа 2011 года и с 01 августа 2012 года периодов ожидания, действовавших в 2011 и в 2012 соответственно, судебная коллегия находит обоснованным, в связи с чем, считает, что в перерасчете пенсии с указанных дат истцу судом первой инстанции отказано правомерно.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что основания к отмене обжалуемого решения суда, соответствующего нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, отсутствуют.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку по существу сводится к неправильному пониманию закона.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Тюмени от 31 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Распопина Валерия Леонидовича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка