• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 24 июня 2013 года Дело N 33-3121/2013
 

г. Тюмень

24 июня 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Колосковой С.Е.

судей

Немчиновой Н.В., Глушко А.Р.

при секретаре

Коба Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального казённого учреждения «Исправительная колония №<.......> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» на решение Ленинского районного суда г.Тюмени от 11 апреля 2013 года, которым постановлено:

«Заявление Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации ФКУ «<.......> УФСИН России по Тюменской области» в части укомплектования должности врача-рентгенолога, обязании укомплектовать должность врача-рентгенолога удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации ФКУ <.......> УФСИН России по Тюменской области по укомплектованию должности врача-рентгенолога.

Обязать ФКУ <.......> УФСИН России по Тюменской области в течение полугода с момента вступления решения в законную силу осуществить подбор кандидата на должность врача-рентгенолога и направить документы на кандидата в УФСИН России по Тюменской области для назначения на должность».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Немчиновой Н.В., объяснения представителя Федерального казённого учреждения «Исправительная колония <.......> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» a5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области a6, просившей об удовлетворении апелляционной жалобы, прокурора a7, полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Тюменский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области обратился в суд с иском к Федеральному казённому учреждению Исправительная колония <.......> Управления федеральной службы исполнения наказания России по Тюменской области (далее - ФКУ ИК <.......> УФСИН России по Тюменской области) о признании незаконным бездействия администрации ФКУ «ИК<.......> УФСИН России по Тюменской области» по укомплектованию должности врача-рентгенолога.

Иск мотивирован тем, что <.......> Тюменской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области проведена проверка деятельности администрации ФКУ <.......> УФСИН России по Тюменской области в части соблюдения законодательства в области охраны здоровья осужденных. В ходе проведенной проверки выявлено нарушение в области обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов осужденных. В соответствии с требованиями законодательства осужденные, подлежащие обязательному лечению, содержатся и проходят амбулаторное лечение в лечебных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, создаваемых для этих целей. Обязательное флюорографическое и рентгенологическое обследование больных проводится врачом-рентгенологом. Однако на момент проведения проверки ФКУ <.......> УФСИН России по Тюменской области в связи с отсутствием с <.......> врача-рентгенолога, 116 осужденных больных различными заболеваниями, указанное обследование не проходили. Отсутствие в медицинской части врача-рентгенолога лишает осужденных права на квалифицированное получение медико-санитарного обеспечения, предусмотренного ст. 101 УИК РФ, и нарушает закрепленное в ст.41 Конституции РФ право на охрану здоровья осужденных.

В судебном заседании помощник Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области a8 уточнил требования и просил обязать администрацию ФКУ ИК<.......> УФСИН России по Тюменской области в течение полугода с момента вступления решения в законную силу осуществить подбор кандидата на должность врача-рентгенолога и направить документы на кандидата в УФСИН России по Тюменской области для назначения на должность.

Представитель ФКУ ИК-<.......> a9 в судебном заседании и в представленном письменном отзыве с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на то, что аттестованная должность врача-рентгенолога медицинской части стала вакантна в связи с увольнением из уголовно-исполнительной системы старшего лейтенанта внутренней службы a10 с <.......>, после чего учреждением проделана определенная работа в целях комплектования вакантной должности врача-рентгенолога, а именно, приказом начальника ФКУ ИК-<.......> от <.......> <.......> «О создании рабочей группы по подбору и агитации кандидатов» создана агитационная группа, осуществляющая координацию и агитацию кандидатов на службу, размещалась информация в центре занятости населения, в соответствии с планами подбора кандидатов на службу в ФКУ ИК<.......> сотрудниками учреждения были осуществлены выезды в населенные пункты Тюменского района и Тюменской области по расклеиванию объявлений о вакантных должностях учреждения и условиях приема на службу, осуществлялось взаимодействие с военными комиссариатами г.Тюмени по агитации демобилизованных военнослужащих на службу в органы УИС путем размещения информации на агитационных стендах, размещалась информация о приеме на службу в сети интернет на различных сайтах, проведена агитационная работа с выпускниками интернатуры по комплектованию вакансии медицинского персонала, по вопросам комплектования учреждения сотрудники заслушиваются на совещаниях при заместителе начальника учреждения, на оперативных совещаниях при начальнике учреждения, еженедельно на оперативных планерках при начальнике учреждения. По вопросам трудоустройства на аттестованную должность врача-рентгенолога обращались кандидаты: <.......> - a11, <.......> - a12, однако указанные кандидаты по результатам психофизиологического исследования к службе не были рекомендованы. В связи с рассмотрением в Правительстве РФ вопроса об оптимизации численности сотрудников уголовно-исполнительной системы указанием ФСИН России от <.......> г. № <.......> до особого распоряжения приостановлено комплектование вакантных должностей начальствующего состава, кроме оперативно-режимных служб, подразделений охраны и конвоирования (письмо УФСИН России по Тюменской области от <.......> № <.......>). Медицинская часть к числу последних служб не относится, в связи с чем комплектование вакантных медицинских должностей не производится. С 23.04.2012 г. в ФКУ ИК<.......> на вольнонаемную должность рентгенолаборанта медицинской части назначен a13 В связи с введением вольнонаемной должности врача-рентгенолога a13 переведен на должность врача-рентгенолога медицинской части. Также на образовавшуюся вакантную должность рентгенолаборанта медицинской части с <.......> назначена a14, 0,5 ставки, 0, 5 ставки в настоящее время занимает также рентгенолаборант a15 Кроме того, в соответствии с п.4.6 ст.4 Приказа Министерства юстиции РФ от 6.06.2005 г. № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» приказ о приеме на службу лиц, замещающих должности старшего и среднего начальствующего состава, к которому относится аттестованная должность врача-рентгенолога, в соответствии с номенклатурой должностей подписывается директором ФСИН России, его заместителями, руководителями учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, руководителями территориальных органов ФСИН России, руководителями образовательных учреждений ФСИН России, руководителями научно-исследовательских учреждений уголовно-исполнительной системы, руководителями учреждений и следственных изоляторов, а в соответствии с п.5.1 вышеуказанного приказа, Контракт о службе в уголовно-исполнительной системе подписывает начальниками, указанными в п.4.6 Инструкции. Таким образом, ФКУ ИК<.......> не уполномочено принимать на службу лиц среднего начальствующего состава (подписывать контракт о прохождении службы в рядах УИС), в т.ч. врача-рентгенолога (учреждение производит только агитацию, отбор кандидатов и готовит материал для отправки в вышестоящее учреждение), в связи с чем, по мнению представителя, ИК<.......> является ненадлежащим ответчиком. Полагает, что утверждения заявителя о непрохождении 116 осужденными флюорографического обследования ничем не подтверждены. Плановые рентген-флюорографические обследования в учреждении проводятся в соответствии с приказами начальника учреждения и охватывают 100% спецконтенгента, таким образом, нарушения прав осужденных на квалифицированное получение медико-санитарного обеспечения, предусмотренного ст. 101 УИК РФ в части прохождения рентген - флюорографического обследования, администрацией ФКУ ИК<.......> не допускается.

Представители привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица УФСИН России по Тюменской области a16, a17, a18 в судебном заседании с требованиями не согласились, ссылаясь на то, что аттестованная должность врача-рентгенолога относится к должностям среднего начальствующего состава, комплектование указанных должностей было приостановлено, назначение на указанные должности возможно только по согласованию с ФСИН России, в отделе кадров формируется личное дело, назначается на указанную должность кандидат приказом начальника территориального органа ФСИН России. Работы по укомплектованию указанной должности ведутся, жалобы со стороны осужденных по данному факту отсутствуют, осужденные два раза в год проходят плановое обследование, также проходят обследование все вновь поступившие. Медицинская помощь оказывается силами врачей медицинской части учреждения, Областной больницы УФСИН, заключены также договора с медицинскими учреждениями, имеется передвижная установка. Кроме того, с лета 2012 г. прекращено укомплектование вакантных должностей начальствующего состава. Приказ о назначении на должность подписывает начальник территориального управление, зачисление в штат УИС производится приказом Министра юстиции. Проведение рентген - флюорографического обследования осужденных осуществляется силами вольнонаемного врача-рентгенолога и рентгенолаборантов, врач только читает снимки, все остальное делают рентгенолаборанты. Для обследования осужденных направляют в Областную больницу УФСИН, также заключены договора на их обслуживание с гражданскими медицинскими учреждениями.

Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым ФКУ ИК <.......> УФСИН России по Тюменской области в апелляционной жалобе в лице начальника a19 просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что при рассмотрении дела в качестве доказательства принятия администрацией учреждения мер по поиску и подбору кандидатов на должность врача-рентгенолога представлены копии рапортов сотрудников ФКУ ИК-<.......>, копия журнала 511 регистрации лиц, прошедших психодиагностическое обследование; копия журнала 301 регистрации лиц, прошедших психодиагностическое обследование; копии планов подбора кандидатов за I, II, III квартал 2012 г.; копия приказа о создании рабочей группы по подбору кандидатов; копии объявлений о приеме на службу. Также сотрудниками учреждения проводилась агитационная работа, в частности размещалась информация в центре занятости, размещалась информация о приеме на службу на различных сайтах, осуществлялось взаимодействие с военными комиссариатами г. Тюмени по агитации демобилизованных военнослужащих на службу в органы УИС, путем размещения информации на агитационных стендах. Обновлялась информация о наличии вакантных должностей, о приеме на службу в сети интернет на различных сайтах; проводились беседы с выпускниками интернатуры по комплектованию вакансии медицинского персонала. Однако, в силу того, что в соответствии с п. 4 Приказа Минюста РФ от 06.06.2005 № 76, к кандидатам, принимаемым на службу в органы УИС, предъявляются определенные требования (в отношении здоровья, уровня образования, морально-деловых качеств и т.п.), лиц, соответствующих данным требованиям, не отобрано. Судом не учтено, что незаконное бездействие предполагает невыполнение органами государственной власти в установленные сроки и в надлежащем порядке возложенных на них обязанностей, неосуществление действий, которые они в соответствии с законом или иным нормативным актом, обязаны были совершить, и выражается в отсутствии полезной или любой деятельности, т.е. в пассивном поведении. Поэтому считает, что судом при вынесении решения неправильно сделан вывод об отсутствии доказательств, подтверждающих принятие администрацией ФКУ ИК-<.......> по Тюменской области мер по подбору кандидатов на должность врача-рентгенолога и направлению документов на кандидата в УФСИН России по Тюменской области.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, согласно справке об укомплектовании медицинской части <.......> от <.......> (л.д.43-44) в штатном расписании ФКУ ИК<.......> УФСИН России по Тюменской области, утвержденном приказом начальника УФСИН России по Тюменской области от <.......><.......>, имеется аттестованная должность врача-рентгенолога, которая является вакантной с <.......>

Данное обстоятельство подтверждается также сведениями по кадровому (врачебному) обеспечению медицинской части ФКУ ИК-<.......> УФСИН России по Тюменской области № <.......> (л.д. 23) и не оспаривается в апелляционной жалобе.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что ФКУ «ИК<.......> УФСИН России по Тюменской области» допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по укомплектованию должности врача-рентгенолога.

При этом суд правильно исходил из того, что в соответствии с п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, обеспечивать охрану здоровья осужденных.

В силу п. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 5 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В силу п. п. 2, 10 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 года №640/190 (далее также - Порядок) осужденным предоставляется медицинская помощь на равных условиях с другими гражданами Российской Федерации.

При этом п. 13 указанного Порядка предусмотрено, что для оказания медицинской помощи осужденным в учреждениях организуется медицинская часть, которая должна являться структурным подразделением учреждения, в частности, исправительной колонии. Основная цель деятельности медицинской части - гарантированное обеспечение оказания первичной медицинской помощи лицам, содержащимся в учреждении (п. 14 Порядка), а основными задачами медицинской части являются: оказание неотложной медицинской помощи; оказание амбулаторной и стационарной медицинской помощи; организация и проведение медицинских осмотров, диспансеризации; организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; гигиеническое обучение и пропаганда здорового образа жизни (п. 15 Порядка).

Согласно п. 16 Порядка медицинская часть может иметь в своем составе амбулаторию, стационар, медицинский изолятор, аптеку и стерилизационную (автоклавную). Все помещения медицинской части оборудуются инженерно-техническими средствами охраны и надзора. В состав амбулатории медицинской части согласно п. 17 Порядка должны входить, в частности, такие вспомогательные диагностические кабинеты, как рентгенологический и флюорографический.

Поскольку согласно п.п. 41, 42 названного Порядка осужденные, прибывшие в исправительное учреждение, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток, где проходят медицинский осмотр с целью выявления инфекционных и паразитарных заболеваний, в который включается рентгенологическое или флюорографическое обследование органов грудной клетки при отсутствии данных о проведении этого обследования в течение последних 4 месяцев, то в этих целях в учреждении должны быть созданы и флюорографический, и рентгенологический кабинеты, работу которых должны обеспечивать врачи-рентгенологи и рентгенолаборанты.

В соответствии с п.п. 1.6. и 1.7. Устава ФКУ ИК<.......> УФСИН России по Тюменской области, утвержденного Приказом ФСИН России от 28.04.2011 № 265, ФКУ ИК-<.......> по своей организационной форме является казенным государственным учреждением, имеет статус исправительного учреждения и является юридическим лицом.

Согласно п. 1.12. указанного выше Устава, структура и штаты исправительного учреждения утверждаются УФСИН России по Тюменской области в соответствии с нормативами, лимитами финансирования, типовыми структурами и штатами, утвержденными в установленном порядке.

Кроме того, согласно п. 2.5 Устава учреждение осуществляет, в том числе, выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Вывод суда первой инстанции о том, что требование прокурора о возложении на ФКУ ИК-<.......> УФСИН России по Тюменской области обязанности осуществить подбор кандидата на должность врача-рентгенолога и направить документы на кандидата в УФСИН России по Тюменской области для назначения на должность, подлежит удовлетворению является правильным и соответствует вышеприведенным нормам права и установленным обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии со стороны администрации ФКУ ИК <.......> УФСИН России по Тюменской области незаконного бездействия по укомплектованию должности врача-рентгенолога, являются несостоятельными, поскольку достаточных и достоверных доказательств указанных обстоятельств ФКУ ИК-<.......> УФСИН России по Тюменской области не представлено.

Ссылки в апелляционной жалобе ФКУ ИК № <.......> УФСИН России по Тюменской области на то, что администрацией учреждения проводилась агитационная работа, в частности размещалась информация в центре занятости, а также в сети интернет, не могут быть приняты во внимание, поскольку соответствующих доказательств материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что судом были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г.Тюмени от 11 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-3121/2013
Принявший орган: Тюменский областной суд
Дата принятия: 24 июня 2013

Поиск в тексте