СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 сентября 2013 года Дело N 33-7836/13

25 сентября 2013 г. г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Мжельской Г.А.,

судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.

при секретаре Евстигнеевой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, апелляционной жалобе ответчика администрации Центрального района г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 июля 2013 года по делу

по иску Ковчеговой Л. А., Ковчегова Ю. П. к МКУ Управление по делам ГО и ЧС г.Барнаула, администрации Центрального района г.Барнаула, территориальному Управлению микрорайона Затон, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о признании действий незаконными, возложении обязанности по выплате суммы,

Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ковчегова Л.А., Ковчегов Ю.П. обратились в суд с иском о признании действий администрации Центрального района г. Барнаула, Территориального управления микрорайона Затон по отказу во включении в список граждан на получение единовременной материальной помощи вследствие затопления микрорайона Затон в г. Барнауле в апреле-июле 2010 года незаконными, включении в список на получение единовременной материальной помощи и возложении обязанности выплатить единовременную материальную помощь в размере *** рублей каждому.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что они фактически проживают по адресу:  ...  с 1994 года. Состоят на регистрационном учете по месту жительства по адресу:  ...  В указанном доме проживали в связи с необходимостью ухода за бабушкой, Я.А.И. *** года рождения. В период паводка 2010г. вся семья проживала в указанном доме. Истцам в выплате единовременной материальной помощи было отказано по причине отсутствия регистрации по указанному адресу.

Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 июля 2013 года исковые требования удовлетворены частично.

Действия администрации Центрального района г.Барнаула об отказе во включении Ковчеговой Л. А., Ковчегова Ю. П. в списки граждан на получение единовременной материальной помощи вследствие затопления микрорайона Затон в апреле-июне 2010 года признаны незаконными.

На Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края возложена обязанность выплатить Ковчеговой Л. А. за счет средств бюджета Алтайского края единовременную материальную помощь как лицу, пострадавшему вследствие весенне-летнего паводка 2010 года в микрорайоне Затон г.Барнаула Алтайского края, в размере *** рублей.

На Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края возложена обязанность выплатить Ковчегову Ю. П. за счет средств бюджета Алтайского края единовременную материальную помощь как лицу, пострадавшему вследствие весенне-летнего паводка 2010 года в микрорайоне Затон г.Барнаула Алтайского края, в размере *** рублей.

В удовлетворении требований, заявленных к ответчикам к МКУ Управление ГО и ЧС г.Барнаула, территориальному Управлению микрорайона Затон, отказано.

В апелляционной жалобе представитель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит решение суда в части удовлетворения исковых требований, адресованных к Комитету отменить и принять в указанной части новое решение об отказе в иске.

В обоснование доводов жалобы представитель Комитета указывает на то, что выплата единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка в апреле-июле 2010 года осуществлялась на основании списка, сформированного специально созданными администрацией г. Барнаул и администрацией Центрального района г. Барнаула комиссиями. В данный список включались граждане, при условии наличия у них регистрации по месту постоянного жительства в пострадавшем от паводка жилом помещении. В связи с отсутствием у истцов регистрации по месту жительства в жилом доме по  ... , они не были включены в списки граждан на получение единовременной материальной помощи.

Считает, что со стороны истцов имеет место злоупотребление правом, выразившееся в недобросовестном поведении. Истцы не исполнили своих обязанностей по регистрации по месту фактического проживания в установленном законом порядке и обратились в суд с требованием о признании права на получение единовременной материальной помощи и выплате им указанной помощи.

Судом не учел, что денежные средства, выделенные из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на ликвидацию паводка в апреле-июле 2010 года в мкр.Затон израсходованы в полном объеме, были перечислены администрации г.Барнаула, в связи с чем Комитет на является участником сложившихся правоотношений по предоставлению гражданам единовременной материальной помощи.

В апелляционной жалобе представитель администрации Центрального района г.Барнаула ставит вопрос об отмене решения районного суда и принятии решения об отказе истцам в иске в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы представитель ответчика указал, что удовлетворяя требования о признании незаконными действий администрации Центрального района г.Барнаула по не включению истцов в списки пострадавших, суд не привел норму закона, на основании которого пришел к данному выводу.

Требования о признании незаконными действий администрации района заявлены по истечению трехмесячного срока со дня, когда истцам стало известно о нарушении их прав.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу, истцы просят решение суда оставить без изменения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверяя законность судебного акта в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, выслушав пояснения истца Ковчеговой Л.А., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения.

В силу статьи 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении».

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Классификацию чрезвычайных ситуаций согласно п. «ж» ст. 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает Правительство Российской Федерации.

В силу подп. «г» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайной ситуацией регионального характера является такая ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют, в том числе порядок выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера. Согласно подпунктам «г» и «д» пункта 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий: оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью) и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

В апреле - июле 2010 года на территории Центрального района г.Барнаула в пос. Затон сложилась чрезвычайная ситуация (далее ЧС), которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог. Предварительный материальный ущерб составил более *** рублей.

На основании обращения Губернатора Алтайского края от 04.08.2010 № 2861 на имя председателя Правительства Российской Федерации, Правительством Российской Федерации было принято решение о выделении Алтайскому краю бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 № 298-р).

Списки граждан на получение единовременной материальной помощи пострадавших в результате паводка (наводнения) в апреле - июле 2010 года в микрорайоне Затон Центрального района г. Барнаула Алтайского были подготовлены администрацией Центрального района г. Барнаула в отношении *** человек, утверждены ДД.ММ.ГГ.

На основании распоряжения администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ № администрации г. Барнаула были перечислены денежные средства для оказания материальной помощи пострадавшим.

Гражданам, внесенным в указанные Списки, была оказана единовременная материальная помощь в размере *** рублей на человека.

Как следует из материалов дела, Ковчегова Л.А. ДД.ММ.ГГ зарегистрирована по адресу:  ... , Ковчегов Ю.П. с ДД.ММ.ГГ зарегистрирован по адресу  ... .

По адресу  ... , зарегистрирована бывший собственник дома Я.А.И..

Как следует из имеющегося в материалах дела списка граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате паводка в апреле-июле 2010 года в мкр. Затон г. Барнаула, истцы Ковчеговы в указанном списке не значатся.

Отказ уполномоченных органов по включению истцов в списки был мотивирован тем, что они не имеют регистрации в доме по адресу:  ... .

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что юридически значимыми обстоятельствами является установление факта причинения вреда жилому помещению истцов в результате паводка (наводнения) в апреле - июле 2010 года, а также факта постоянного проживания в указанном доме. Данные обстоятельства подтверждаются представленными письменными доказательствами, а также показаниями свидетелей, которым судом дана надлежащая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

Таким образом, установив факт постоянного проживания истцов в жилом доме  ... , а также факт того, что указанный объект недвижимости пострадал во время паводка в апреле - июле 2010 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания за истцами права на получение единовременной материальной помощи в размере *** рублей.

Соглашаясь с указанным выводом, судебная коллегия отмечает, что такого основания для отказа в выплате единовременной материальной помощи, как отсутствие регистрации по месту жительства в пострадавшем от паводка жилом доме ни Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 не предусмотрено.

Доводы апелляционной жалобы в части злоупотребления истцами своим правом на обращение в суд с данным иском, в связи с не исполнением обязанности зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме  ...  не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку указанное обстоятельство правового значения для разрешения данного спора не имеет и не препятствует истцам обращению в суд за защитой нарушенного права на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в апреле - июле 2010 года.

Судом обоснованно возложена обязанность по выплате единовременной материальной помощи в размере *** рублей на Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, чрезвычайная ситуация, имевшая место в апреле - июле 2010 года на территории Центрального района г. Барнаула в мкр. Затон г.Барнаула, носит региональный характер, в связи с чем, финансовое обеспечение ликвидации последствий этой чрезвычайно ситуации является расходным обязательством Алтайского края.

Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы администрации Центрального района г.Барнаула о том, что истцами пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, предусмотренный ст.5 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ст.256 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации.

Из содержания заявленных требований усматривается, что предметом иска является защита гражданином права на получение социальной выплаты. Срок исковой давности по требованию данного характера в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года и на момент обращения в суд истцами не пропущен.

На основании изложенного, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, установлении всех обстоятельств по делу, подтверждены имеющимися в деле доказательствами.

Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 15 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, администрации Центрального района г. Барнаула — без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка