СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 сентября 2013 года Дело N 33-14536/2013

Санкт-Петербургский городской суд

Рег. №: 33-14536/2013 Судья: Ужанская Н.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 24 сентября 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

Председательствующего

Пошурковой Е.В.

Судей

Цыганковой В.А. и Осининой Н.А.

При секретаре

Будкевиче Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 сентября 2013 года гражданское дело №2-1807/2013 по апелляционной жалобе М.Е.А. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2013 года по иску М.Е.А. к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда,

Заслушав доклад судьи Пошурковой Е.В., объяснения представителя Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга - К.,

- судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

М.Е.А. обратился в суд с иском к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия, а именно: исполнить Закон, определенный приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29 декабря 2004 года №328 в части отсроченного обслуживания, взыскании компенсации морального вреда в размере <...> рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что относится к льготной категории граждан, имеющих право на получение бесплатных лекарственных средств, однако при обращении в аптечное учреждение, предъявленный рецепт не был поставлен на отсроченное обслуживание.

Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит отменить указанное решение суда, как незаконное и необоснованное, рассмотреть заявление по существу.

М.Е.А., представитель ОАО в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом по адресам, указанным в апелляционной жалобе согласно требованиям ст. 113 ГПК РФ, представитель ОАО направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представили.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, представленная апелляционная жалоба является мотивированной, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к отмене решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

На основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды относятся к категории федеральных льготников. Обеспечение инвалидов лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно ст. ст. 4.1, 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.

Приложением № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» установлен Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с пунктом 5 статьи 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 данного закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Указанный порядок установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Согласно пункту 2.7 данного Порядка в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Аналогичные положения содержатся и в Методических рекомендациях «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг», одобренных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 10 июля 2006 года, согласно которым в случае отсутствия необходимых лекарственных средств в аптечном учреждении, рецепт ставится на учет для гарантированного обеспечения в течение 10 дней, в срочных случаях-48 часов и регистрируется в журнале. Пациенту возвращается рецептурный бланк, погашенный штампом аптечного учреждения (с указанием адреса и номера, отметкой даты постановки на гарантированное обеспечение). По результатам работы за день информация о лекарственных средствах гарантированного обеспечения передается в фармацевтическую организацию, осуществляющую поставки лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения в субъекте Российской Федерации на основании договора с фармацевтической организацией, заключившей Государственный контракт с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования и аптечными учреждениями (далее - ФОР). Все обращения аптечных учреждений по неудовлетворенному спросу регистрируются, обрабатываются и анализируются ФОР (пункт 1.16).

В случае отсутствия лекарственного средства в ФОР информация об отсутствующих лекарственных средствах в течение одного дня передается в фармацевтическую организацию оптовой торговли, осуществляющую поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, указанных в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, утвержденном в установленном порядке в соответствии с Государственным контрактом, заключенным с ТФОМС (далее - ФО), которая организует поставку лекарственных средств на территорию субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с момента регистрации рецепта в аптечном учреждении. Информация о возможности поставки необходимого лекарственного средства направляется в аптечное учреждение (пункт 1.17).

В случае отсутствия в ФО необходимого лекарственного средства, ФО обеспечивает закупку и поставку лекарственного средства в аптечное учреждение в течение 6 рабочих дней (пункт 1.18).

При невозможности ФО поставить необходимые лекарственные средства в указанные сроки, она информирует об этом ФОР и аптечное учреждение, после чего руководитель аптечного учреждения предпринимает меры по обеспечению пациентов лекарственными средствами из имеющихся запасов или закупает медикаменты по ценам, не превышающим цены, зарегистрированные Росздравнадзором в установленном порядке с учетом предельной торговой надбавки на лекарственное средство в течение десяти рабочих дней с момента обращения пациента в аптечное учреждение, с учетом срока, предусмотренного пунктом 1.18 (пункт 1.19).

Финансирование дополнительного лекарственного обеспечения является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в связи с имеющимся заболеванием  ...  истцу был выписан рецепт серии <...> на лекарственный препарат <...>.

Оценив представленные в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, объяснения сторон, правильно определив юридически значимые обстоятельства, установив их достаточно полно и объективно в ходе рассмотрения дела по существу, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №328, пришел к правильному выводу о том, что отсроченное обслуживание осуществляется только аптечными учреждениями.

При таких обстоятельствах, районный суд, принимая во внимание, что исковые требования заявлены к ненадлежащему ответчику, отказал истцу в удовлетворении иска к Комитету по здравоохранению.

Одновременно, учитывая, что срок действия рецепта от  ... , который истец просит поставить на отсроченное обслуживание - 3 месяца, то есть до  ... , истек, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что аптечным учреждениям запрещается отпускать лекарственные средства по рецептам с истекшим сроком действия в соответствии с п. 2.4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

При этом, районный суд правильно не усмотрел оснований для удовлетворения требований истцовой стороны о компенсации морального вреда, поскольку истцом, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено достоверных доказательств нарушения его неимущественных прав действиями ответчика.

В апелляционной жалобе истец указывает, что надлежащим ответчиком является Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга, в обязанности которого входит исполнять закон, определенный приказом Министерства здравоохранения и социального развития от  ...  №... в части отсроченного обслуживания.

Однако указные доводы апелляционной жалобы приводились в обоснование своих возражений на заявленные требования и были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит, в связи с чем, доводы жалобы признает несостоятельными. Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на верном толковании и применении норм материального и процессуального права.

Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.Е.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка