• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 15 июля 2013 года Дело N 33-8954/2013
 

Рег. № 33-8954/13

Судья: Яшина И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Ильичевой Е.В.

судей

Селезневой Е.Н. и Бакуменко Т.Н.

при секретаре

Осетровой Т.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 июля 2013 года апелляционную жалобу центральной жилищной комиссии ФСО России на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2013 года по гражданскому делу № 2-757/13 по заявлению Ефимова А. В. о признании незаконным решения центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны РФ о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении,

Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения заявителя Ефимова А.В., представителя заявителя - адвоката Яковлева В.В.,

УСТАНОВИЛА:

Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2013 года признано незаконным решение Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны РФ от ... о снятии Ефимова А. В. с учета нуждающихся в жилых помещениях. На ФСО РФ возложена обязанность восстановить Ефимова А.В. на учете нуждающихся в жилом помещении.

В апелляционной жалобе Центральная жилищная комиссия Федеральной службы охраны РФ просит отменить решение суда, как незаконное.

Представители заинтересованных лиц центральной жилищной комиссии ФСО, ФСО РФ, жилищной комиссии Академии ФСО РФ в Орле в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения заявителя и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Разрешая заявление, суд установил, что Ефимов А.В. проходил военную службу по контакту в Юр.Л1 в г. <...>, в связи с чем в <...> году был принят на учет нуждающихся в жилых помещениям по месту прохождения службы.

В <...> году заявитель был уволен с военной службы без обеспечения жилым помещением. При этом согласно решению жилищной комиссии войсковой части №... от ... в связи с досрочным увольнением в запас по состоянию здоровья и отсутствием в ВИПС свободной жилой площади заявитель оставлен в общей очереди на получение жилья.

Из материалов дела следует, что заявитель с ... зарегистрирован по месту жительства в <...> в общежитие по адресу: ... , на основании внутреннего ордера Юр.Л2. В этом же общежитии зарегистрированы его <...> и <...>.

... жилищная комиссии Академии ФСО в Орле приняла решение о том, чтобы ходатайствовать перед Центральной жилищной комиссией ФСО РФ о снятии Ефимова А.В. с членами семьи с учета лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях в Академии ФСО России, по основанию предусмотренному ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении Жилищного кодекса РФ». Из представленного в суд отзыва на заявление следует, что фактическим основанием для принятия решения послужило то, что заявитель длительный период (с <...> по <...> годы) не представлял в жилищную комиссию сведения для перерегистрации в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, а также, что в связи с изменением места жительства отпали основания для обеспечения заявителя жилым помещением по договору социально найма по месту прохождения военной службы в г. <...>.

... решением Центральной жилищной комиссии ФСО РФ, оформленным протоколом №..., заявитель с членами семьи снят с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с непредставлением обновленных документов в жилищную комиссию в период с <...> по <...> годы, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, п. 11 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ФСО РФ, утвержденным приказом Федеральной службы охраны РФ от 13.11.2002 № 362, пунктом 5 Положения о жилищных комиссия федеральных органов государственной охраны. В возражениях на заявление ЦЖК поддерживает основания для снятия заявителя с учета, изложенные в отзыве жилищной комиссии Академии ФСО.

Полагая, незаконным решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, Ефимов А.В. обратился в суд с заявлением, ссылаясь на то, что до настоящего времени его жилищные условия не изменились, поэтому оснований для принятия такого решения у жилищной комиссии не было. Жилое помещение ему, как военнослужащему, уволенному из Вооруженных Сил, не было предоставлено.

Удовлетворяя заявление Ефимова А.В., суд пришел к выводу о том, что поскольку из материалов учетного дела заявителя нельзя прийти к выводу об изменении его жилищных условий, то заинтересованным лицом неправомерно принято решение о том, что заявитель с членами семьи подлежит снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Судебная коллегия, полагает решение суда, постановленным в противоречии с представленными при разрешении заявления доказательствами и при неправильном применении норм материального права.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на период увольнения заявителя) военнослужащим при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Пункт 13 этой же статьи предусматривал, что военнослужащие, увольняемые с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.

Пункт 14 статьи предусматривал, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

Согласно п. 1 ст. 23 того же закона «военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе".

Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона».

Таким образом, на дату увольнения заявителя с военной службы он мог быть уволен с военной службы без предоставления жилого помещения только с его согласия. При этом обязанность по обеспечению жилым помещением заявителя после его увольнения лежала на органах местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что заявителю в связи увольнением с военной службы не было предоставлено жилого помещения. С увольнением с военной службы заявитель был согласен. Обязанность по предоставлению заявителю жилого помещения по месту прохождения им службы приняла на себя войсковая часть по последнему месту службы заявителя (<...> - Юр.Л1). Материалы дела не содержат доказательств постановки заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления.

13 ноября 2002 года Приказом Федеральной службы охраны РФ N 362 была утверждена Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Федеральной службе охраны РФ. Указанная инструкция определяет порядок ведения в ФСО России учета военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и гражданского персонала ФСО, нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределения жилых помещений, а также принятия решений по жилищным вопросам. Согласно пункту 2 Инструкции в целях решения жилищно-бытовых вопросов сотрудников Федеральной службы охраны создаются Центральная жилищная комиссия (далее ЦКЖ ФСО) и жилищные комиссии структурных подразделений ФСО России.

Согласно пункту 11 Инструкции при изменении жилищных условий лица, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, должны в месячный срок письменно известить об этом жилищную комиссию с приложением необходимых документов.

Пунктом 12 Инструкции предусмотрено, что снятие с учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или подачи личного заявления о снятии с учета, производится решением ЦЖК ФСО России. О принятом решении сотрудники и граждане, уволенные с военной службы или прекратившие трудовые отношения с ФСО России, письменно информируются жилищными комиссиями.

Таким образом, указанная Инструкция регулирует правоотношения, связанные с организацией учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников, проходящих военную службу.

Приказом Директора Федеральной службы охраны РФ от 14.06.2010 № 307 утверждено Положение о жилищных комиссиях федеральных органов государственной охраны. Пунктом 5 указанного Положения определены полномочия Центральной жилищной комиссии ФСО РФ, к которым, в том числе, относятся рассмотрение ходатайств и предложений жилищных комиссий подразделений, принятие решение по вопросам снятия сотрудников с учета нуждающихся в жилых помещениях по ходатайству жилищных комиссий подразделений, рассмотрение иных вопросов.

Таким образом, ЦЖК ФСО приняла решение о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях в пределах своей компетенции.

Обосновывая свое решение о снятии заявителя с учета, нуждающихся в жилых помещениях, заинтересованное лицо ссылалось на положения подпункта 2 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ («Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма»). При этом из возражений представителя заинтересованного лица следует, что основанием для снятия заявителя с учета послужили основания, указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ: «граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование.»

Согласно пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Пункт 2 этой же статьи предусматривает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Статья 56 ЖК РФ регулирует отношения по снятию граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предусматривает следующее:

«1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов Ф. значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.»

Также судебная коллегия полагает, что при разрешении спора следует учитывать положения постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», которым утверждены соответствующие Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы.

Согласно подпункту "в" пункта 26 Правил снятие с воинского учета в данном населенном пункте и выезд на другое постоянное место жительства является основанием для снятия военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, действовавшее и действующее жилищное законодательство предусматривает снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, в том числе и военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в связи с переменой ими места жительства.

Поскольку из материалов дела следует, что заявитель изменил свое постоянное место жительства, с <...> года зарегистрирован по месту жительства в <...>, то судебная коллегия полагает правомерным относительно вышеприведенных положений законодательства решение комиссии о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы являются обоснованными, решение суда первой инстанции подлежит отмене.

В удовлетворении заявления надлежит отказать по вышеизложенным основаниям.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2013 года отменить.

Отказать Ефимову А. В. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны РФ от ... в части снятия его с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-8954/2013
Принявший орган: Санкт-Петербургский городской суд
Дата принятия: 15 июля 2013

Поиск в тексте