• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 09 июля 2013 года Дело N 33-9634/2013
 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-9634/2013

Судья: Кузьмина О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Бутковой Н.А.

судей

Ильинской Л.В., Быханова А.В.

при секретаре

Юрченко Т.А.

рассмотрела в судебном заседании 09 июля 2013 года дело № 2-5303/12 по апелляционной жалобе ГУ Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 21 ноября 2013 года по иску ГУ Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу к Фонду гражданских проектов «Социумъ» о ликвидации организации, исключении из государственного реестра юридических лиц,

Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя ГУ Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу - Вовчок И.М. (доверенность от ... ); представителей Фонда гражданских проектов «Социумъ» - Кондиковой Т.А. и Худолеева В.С. (доверенность от ... ), изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

ГУ Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу обратилось в суд с иском к Фонду гражданских проектов «СОЦИУМЪ», в котором просило ликвидировать данный фонд, исключить его из ЕГРЮЛ.

В обоснование требований истец указал, что данная некоммерческая организация в нарушение п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» не представила отчеты по форме №... и №... за период с ... по ... . Лицо, указанное в качестве директора фонда, ничего не знает о назначении его на эту должность, с учредителем фонда не знаком. ГУ Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу направляло в адрес фонда предупреждения, но нарушения так и не были устранены, что в силу п. 10 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» является основанием для ликвидации.

Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 21 ноября 2012 года в удовлетворении исковых требований ГУ Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 21 ноября 2012 года отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Кондикова А.Ю. извещена. Согласно ст. 167, 327 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 21 ноября 2012 года, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Согласно положениям ст. 118 ГК РФ фондом для целей настоящего Кодекса признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями.

В силу п. 2 ст. 119 ГК РФ решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом.

Судом первой инстанции установлено, что Фонд гражданских проектов «СОЦИУМЪ», являющийся некоммерческой организацией, зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу ... в Едином государственном реестре юридических лиц за №....

Согласно уставу место нахождения Фонда: ... .

ГУ Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу в адрес Фонда гражданских проектов «СОЦИУМЪ» направлялись предупреждения, в которых указывалось на нарушение требований ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу требований ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.04 № 1313, Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.06 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.03 № 14-П по делу «О проверке конституционности положений ст. 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 ГК РФ, статьи 31 НК РФ и статьи 14 АПК РФ в связи с жалобами гражданина Б., ЗАО «<...>» и ЗАО «<...>» указано, что отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Между тем при рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что ответчик представлял уполномоченным органам в установленном порядке все сведения, обязанность по предосталению которых возложена на него законом, осуществлял все подлежащие уплате в бюджет платежи, налоги, сборы и взносы в бюджет и во внебюджетные фонды, представлял отчетность о начисленных и уплаченных налогах в уполномоченные органы.

Факт предоставления отчетности в налоговые органы, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд подтверждается копиями этих документов, почтовыми квитанциями и описями (ф. 107) заказных писем.

По смыслу п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» непредставление сведений, предусмотренных п. 3 данной статьи, может служить основанием для обращения в суд уполномоченного органа с заявлением о ликвидации некоммерческой организации, однако не является безусловным основанием для ее ликвидации.

Принимая во внимание приведенную выше правовую позицию Конституционного Суда РФ, а также то, что Фонд гражданских проектов «СОЦИУМЪ» с момента создания не осуществлял деятельности, противоречащей его уставным целям, фактически не прекращал оказывать в соответствии с Уставом социальные услуги, не имеет задолженности по налоговым и обязательным платежам в бюджетные и внебюджетные фонды, судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии достаточных оснований для ликвидации Фонда гражданских проектов «СОЦИУМЪ», поскольку характер допущенных им нарушений не является существенным и не повлек неустранимых последствий. При этом следует принять во внимание возможность устранения допущенных нарушений, а также объяснения представителей ответчика о том, что прежний директор Фонда С. ненадлежащим образом исполнял свои обязанности, в том числе по предоставлению сведений в Управление юстиции по соответствующим формам, предоставил истцу недостоверную информацию относительно его отношения к ответчику, что свидетельствует об отсутствии умышленных действий Фонда, повлекших допущение указанных нарушений.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе истец настаивает на своей позиции, изложенной в исковом заявлении, указывает, что документы о деятельности фонда на протяжении пяти лет в уполномоченный орган не представлялись, руководителем организации значится лицо, которому о деятельности фонда неизвестно.

Вместе с тем, право оценки доказательств по делу принадлежит суду первой инстанции, переоценка этих доказательств при проверке законности постановленного судом решения в апелляционной инстанции не производится. Поэтому доводы апелляционной жалобы, выражающие несогласие с произведенной судом оценкой представленных при разрешении спора доказательств, не могут быть положены в основу отмены решения суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 23 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-9634/2013
Принявший орган: Санкт-Петербургский городской суд
Дата принятия: 09 июля 2013

Поиск в тексте