АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 01 октября 2013 года Дело N А53-13809/2013

Резолютивная часть решения объявлена "24" сентября 2013 года

Полный текст решения изготовлен "1" октября 2013 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Губенко М.И., судей Жигало Н.А., Прокопчук С.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сафоновой О.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление

закрытого акционерного общества "Завод керамзито-бетонных деталей" (ИНН 6148012175, ОГРН 1026102158972)

к Администрации Красносулинского района Ростовской области,

третье лицо: Комитет по управлению имуществом и муниципальным заказом Красносулинского района,

о признании недействующим нормативного правового акта,

установил: закрытое акционерное общество "Завод керамзито-бетонных деталей" обратилось в арбитражный суд с требованием к Администрации Красносулинского района Ростовской области о признании недействующим в части ставки арендной платы для земельных участков для разработки полезных ископаемых площадью свыше 20 001,0 кв.м. пункт 2 приложения N 4 к постановлению администрации Красносулинского района Ростовской области от 07.06.2012 N 621 "Об определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Красносулинского района Ростовской области и земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения на землю в Красносулинском районе Ростовской области", как не соответствующими требованиям части 1 статьи 8, статье 34, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", статьям 16,19,65 Земельного кодекса Российской Федерации;

о признании недействующим в части ставки арендной платы для земельных участков для разработки полезных ископаемых площадью свыше 20 001, кв.м. пункт 2 приложения N 3 к постановлению Администрации Красносулинского района Ростовской области от 20.03.2013 N 275 "Об определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Красносулинского района Ростовской области", как не соответствующими требованиям части 1 статьи 8, статье 34, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размере арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", статьям 16,19,65 Земельного кодекса Российской Федерации.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Комитет по управлению имуществом и муниципальным заказом Красносулинского района.

определением от 04.09.2013 суд принял к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования заявителя в следующей редакции: "Прошу признать недействующим с момента принятия в части ставки арендной платы для земельных участков для разработки полезных ископаемых площадью свыше 20 001,0 кв.м. пункт 2 приложения N 4 к постановлению администрации Красносулинского района Ростовской области от 07.06.2012 N 621 "Об определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Красносулинского района Ростовской области и земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения на землю в Красносулинском районе Ростовской области", как не соответствующими требованиям части 1 статьи 8, статье 34, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", статьям 16,19,65 Земельного кодекса Российской Федерации;

прошу признать недействующим с момента принятия в части ставки арендной платы для земельных участков для разработки полезных ископаемых площадью свыше 20 001, кв.м. пункт 2 приложения N 3 к постановлению Администрации Красносулинского района Ростовской области от 20.03.2013 N 275 "Об определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Красносулинского района Ростовской области", как не соответствующими требованиям части 1 статьи 8, статье 34, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размере арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", статьям 16,19,65 Земельного кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя требования поддержал.

Администрация Красносулинского района, возражая против заявленных требований, указала, что имеется экономическое обоснование установления ставок арендной платы, проекты оспариваемых нормативных правовых актов были представлены в Красносулинскую городскую прокуратуру для дачи заключения о их соответствии действующему законодательству. В обоснование принятия оспариваемых ставок был произведен мониторинг цен на общераспространенные полезные ископаемые и продукцию, получаемую при их переработке, на основании которого произведены расчеты определения минимальной доходности 1 га земельного участка, предназначенного для разработки полезных ископаемых на территории Красносулинского района.

По мнению заинтересованного лица, оспариваемые ставки не превышают базовых размеров арендной платы, установленных нормативным правовым актом на момент заключения сторонами договора аренды земельного участка от 29.05.2003.

Представитель Комитет по управлению имуществом и муниципальным заказом Красносулинского района поддержал позицию заинтересованного лица.

Изучив представленные в материалы дела доказательства, выслушав представителей участников процесса, суд установил следующее.

Между Комитетом по управлению имуществом Красносулинского района и закрытым акционерным обществом "Завод керамзито-бетонных деталей" заключен договор аренды от 29.05.2003 N 222 земельного участка с кадастровым номером 61:18:600012:0002, расположенного по адресу: Ростовская область, Красносулинский район, на территории Ударниковского с/с примерно в 150 м от п. Пригородный по направлению на север для использовании в целях каменного карьера общей площадью 202 000 кв. м.

Срок аренды по договору согласован сторонами с 27.06.2003 по 27.06.2052.

Размер арендной платы - 83 773, 44 рубля в год. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями не позднее 10 числа последнего месяца квартала, а за четвертый квартал - не позднее 25 ноября.

Размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год и не чаще одного раза в год при изменении базовой ставки арендной платы (п. 3.1, 3.2., 3.4. договора).

29.07.2003 земельный участок с кадастровым номером 61:18:600012:0002 передан арендатору по акту приема-передачи.

Лицензией на право пользование недрами РСТ 01325 ТЭ ЗАО "ЗКБД" предоставлено право на промышленную разработку открытым способом Южно-Черевковкого месторождения песчаников и глинистых сланцев сроком до января 2016 года.

постановлением Администрации Красносулинского района от 12.03.2009 N 104 были установлены ставки арендной платы по видам использования земель, в приложении N 4 к постановлению установлена ставка арендной платы по видам использования земель промышленности, транспорта и иного специального назначения - 2 %.

постановлением Администрации Красносулинского района от 08.06.2009 N 277 внесены изменения в приложение N 4 к постановлению от 12.03.2009 N 104, а именно произведена дифференциация ставок арендной платы в зависимости от вида использования земель промышленности и иного специального назначения. Так, в отдельную графу выделен вид использования земель "земельные участки для разработки полезных ископаемых", по данному виду использования земель введена ставка арендной платы 90 %, к данной ставки установлен коэффициент кратности- 2.

постановлением Администрации Красносулинского района от 04.05.2010 N 257 по виду использования земель "Земельные участки для разработки полезных ископаемых" площадью свыше 40 тыс. кв., была установлена ставка 50 %.

решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.04.2012 в рамках дела А53-22048/2011 признан недействующим пункт 2 приложения N 2 к постановлению от 08.06.2009 N 277, как не соответствующий требованиям постановления администрации Ростовской области от 05.12.2007 N 475 "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в государственной собственности Ростовской области" (далее - постановление от 05.12.2007 N 475);

- признан недействующим пункт 2 приложения N 4 к постановлению от 04.05.2010 N 257 как не соответствующий требованиям Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации";

- признан недействующим в части ставки арендной платы для земельных участков для разработки полезных ископаемых площадью свыше 40 тыс. к. м пункт 2 приложения N 4 к постановлению от 26.05.2011 N 582 как не соответствующий требованиям Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".

В связи с чем, заявитель просит признать недействующим с момента принятия в части ставки арендной платы для земельных участков для разработки полезных ископаемых площадью свыше 20 001,0 кв.м. пункт 2 приложения N 4 к постановлению администрации Красносулинского района Ростовской области от 07.06.2012 N 621 "Об определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Красносулинского района Ростовской области и земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения на землю в Красносулинском районе Ростовской области", как не соответствующими требованиям части 1 статьи 8, статье 34, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", статьям 16,19,65 Земельного кодекса Российской Федерации;

признать недействующим с момента принятия в части ставки арендной платы для земельных участков для разработки полезных ископаемых площадью свыше 20 001, кв.м. пункт 2 приложения N 3 к постановлению Администрации Красносулинского района Ростовской области от 20.03.2013 N 275 "Об определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Красносулинского района Ростовской области", как не соответствующими требованиям части 1 статьи 8, статье 34, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размере арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", статьям 16,19,65 Земельного кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований заявитель утверждает, что находящийся у завода по договору от 29.05.2003 N 222 в аренде земельный участок с кадастровым номером 61:18:600012:0002 площадью 202 000 кв.м. выработан на 70 %, что подтверждается планом горных работ от 01.06.2008, письмом от 28.10.2008 N 85, экспертным заключением от 26.09.1995.

Полагая, что оспариваемые акты влекут несоразмерное без надлежащего экономического обоснования увеличение размера арендной платы за земельный участок, заявитель обратился в суд с требованиям по настоящему делу.

Возражая против заявленных требований, администрация  указывает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой участок, его разрешенного использования.

В обоснование своей позиции по делу заинтересованным лицом представлен отчет об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы на земельный участок от 23.09.2013 N 01-09-13, подготовленный индивидуальным предпринимателем Чумаковым Н.В. Специалистом проведена оценка рыночной стоимости права годовой арендной платы за земельный участок площадью 202 000 кв.м. с кадастровым номером 61:18:0600012:2. В силу указанного отчета, рыночная стоимость годовой арендной платы за земельный участок составляет 646 972 рубля.

Также заинтересованным лицом представлен в материалы дела отчет от 20.09.2012 N 2012-ОАУЗ-184 об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы за земельный участок площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером 61:18:0600019:2 с разрешенным использованием "Для разработки участка N 3 Садкинского месторождения песчаников".

Заявитель утверждает, что оспариваемым постановлением Администрации Красносулинского района Ростовской области от 07.06.2012 N 621 по виду использования земель "земельные участки для разработки полезных ископаемых" площадью свыше 20 000 кв.м. заинтересованным лицом незаконно установлена ставка 50 %.

Оспариваемым постановлением Администрации Красносулинского района Ростовской области от 20.03.2013 N 275 по виду использования земель "земельные участки для разработки полезных ископаемых" площадью свыше 20 тыс. кв.м. незаконно установлена ставка 50 %.

Принимая решение, суд руководствовался следующим.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обстоятельства, подлежащие установлению по делам об оспаривании нормативного правового акта, перечислены в части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно указанной норме при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с пунктом 2.1. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере (например, пункт 10 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").

В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

На основании указанного положения арбитражный суд рассматривает заявления о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу 6.1. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" по смыслу положений частей 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд проверяет полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, в том числе и при отсутствии указания на это в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим.

Вместе с тем арбитражным судам следует учитывать, что полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, могут быть предусмотрены не только федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, но и иными нормативными правовыми актами.

Если арбитражный суд придет к выводу, что оспариваемый акт принят органом (должностным лицом) с нарушением полномочий на издание таких актов, он вправе принять решение о признании оспариваемого акта недействующим без исследования иных обстоятельств по делу, в том числе без проверки содержания оспариваемого акта.

При рассмотрении дела суд установил, что спорные акты являются муниципальными нормативными правовыми актами, принятыми уполномоченным органом и обнародованные в установленном порядке.

Вместе с тем наличие полномочий на установление ставок для расчета арендной платы не предполагает произвольного определения его размера.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

постановлением постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"  (далее- постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, одним из которых является принцип экономической обоснованности, состоящий в том, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующей доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования.