АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 27 сентября 2013 года Дело N А51-26100/2013

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2013 года.

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Бойко Ю.К.,

при ведении протокола судебного заседания помощником Е.А. Киричевской,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приморский торговый Альянс" (ИНН 2540164448, ОГРН 1102540005370, дата регистрации 12.08.2010)

к  Владивостокской таможне  (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата регистрации 15.04.2005)

о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N10702030/140213/0009579, изложенного в письме от 08.07.2013 N 25-28/29525,

при участии:

стороны - не явились, извещены

установил: общество с ограниченной ответственностью "Приморский торговый Альянс" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Владивостокской таможне о признании незаконным решения, изложенного в письме от 08.07.2013 N 25-28/29525, в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N10702030/140213/0009579.

Заявитель и таможенный орган, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Суд, руководствуясь частью 2 статьи 200 АПК РФ, проводит судебное заседание в отсутствие сторон по имеющимся материалам дела.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что считает отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, поскольку налагает на заявителя обязанность по уплате таможенных платежей в большем размере.

В своем заявлении общество пояснило, что задекларировало товар по ДТ, при подаче, которой был представлен весь перечень документов, необходимый для определения таможенной стоимости ввезенного товара с применением первого метода оценки. Таможенный орган, не представив доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, произвел корректировку таможенной стоимости ввезенного товара, которую заявитель считает незаконной.

Заявитель указал, что на его заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей таможенным органом был дан отказ, оформленный письмом от 08.07.2013, который не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.

Согласно письменному отзыву таможенный орган заявленные требования не признает, полагает, что в нарушение требований законодательства декларантом не представлены необходимые для осуществления возврата документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин. Поскольку у таможни отсутствовали доказательства, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей, следовательно, отсутствовали основания для их возврата.  Кроме того, заявление декларанта не рассмотрено таможней по существу, а возвращено без рассмотрения в связи с непредставлением доказательств излишней уплаты таможенных платежей.

С учетом отсутствия возражений от лиц, участвующих в деле, относительно перехода из предварительного судебного заседания в судебное разбирательство с рассмотрением дела по существу, суд, руководствуясь п.4 ст.137 АПК РФ, завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.

Исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

Заявителем во исполнение контракта NВТ-РТА-10/11/01 от 01.11.2010, заключенного с компанией "BETTA &CO., LIMITED", на  таможенную территорию Таможенного союза  ввезен товар - приборы электронагревательные на общую сумму 117632,00 доллара США.

В целях его таможенного оформления заявитель подал в таможню ДТ N10702030/140213/0009579, определив таможенную стоимость товара по первому методу таможенной оценки "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".  В подтверждение заявленной стоимости общество представило необходимые документы: контракт NВТ-РТА-10/11/01 от 01.11.2010, спецификация, упаковочный лист, инвойс, коносамент и другие документы согласно описи.

По результатам контроля таможенной стоимости ввезённого товара таможня посчитала, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, могут являться недостоверными, а документы не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости, в связи с чем, приняла решение от 15.02.2013 о проведении дополнительной проверки.

Посчитав, что декларантом  заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товара, таможня приняла решение от 18.02.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N10702030/140213/0009579, в котором сделала вывод, о невозможности использования декларантом основного метода определения таможенной стоимости.

Непринятие товара по первому методу повлекло за собой доначисление таможенных платежей в сумме 120 144 руб. 02 коп., которые были уплачены декларантом в полном объеме.

Полагая, что непринятие таможенной стоимости по первому методу произведено таможней незаконно,  декларант обратился в таможню с заявлением от 02.07.2013 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Письмом от 08.07.2013 N 25-28/29525 таможенный орган сообщил декларанту об отказе в возврате денежных средств, поскольку факт излишней уплаты по указанной декларации не установлен таможенным органом, в связи с чем отсутствуют основания для возврата денежных средств.

Не согласившись с отказом таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, посчитав, что такой отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы декларанта в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, проанализировав законность принятого решения об отказе в возврате в полном объеме, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Фактически требование о признании незаконным отказа в возврате и об обязании возвратить таможенные платежи основано на несогласии заявителя с корректировкой таможенной стоимости товара

Пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее по тексту - Соглашение об определении таможенной стоимости), заключенного государствами - членами таможенного союза, основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения об определении таможенной стоимости.

Согласно пункту 1 статьи 4 данного соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (пункт 2 статьи 4 Соглашения). То есть основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимым товаром, который в данном случае и применен декларантом.

Согласно пункту 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Аналогичная норма содержится в пункте 3 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товара.

Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее по тексту -  Перечень документов и сведений).

Исследовав представленные обществом документы, подтверждающие правомерность определения таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами, суд считает, что заявитель представил документы, поименованные в этом перечне, а также документы, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты, при анализе которых суд не усматривает оснований согласиться с мнением таможенного органа об отсутствии документального подтверждения сделки.

В представленных таможенному органу документах полностью описан товар, его количество, указана цена, условия и сроки платежа, условия поставки товара. Сведения, указанные в ДТ N10702030/140213/0009579 соответствуют сведениям, содержащимся в документах сделки.

При этом данные документы свидетельствуют об исполнении продавцом по упомянутому внешнеэкономическому контракту принятых обязательств и отсутствие каких-либо замечаний по их исполнению со стороны  общества.

Базисным условием поставки товара по контракту  является CFR, что в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс-2000" включает обязанности продавца оплатить все расходы, относящиеся к товару до момента передачи его перевозчику, фрахт и расходы, включая расходы по погрузке товара на борт судна, и любые расходы по выгрузке товара в согласованном порту разгрузки, которые согласно договору перевозки возлагаются на продавца, а также, если потребуется, расходы, связанные с выполнением таможенных формальностей, и оплатой всех пошлин, налогов и иных официальных сборов, взимаемых при вывозе, а также и при транзитной перевозке через иную страну, если согласно договору перевозки это возлагается на продавца.

Факт перемещения товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что условие о наименовании, количестве и цене товара является согласованным сторонами контракта. Фактическое исполнение сделки устраняет сомнения в ее заключении.

Довод таможенного органа о непредставлении дистрибьюторских, дилерских и иных соглашений и экспортной декларации, судом во внимание не принимается ввиду того, что их непредставление не могло послужить основанием для принятия оспариваемого решения, поскольку данные документы не входят в обязательный Перечень документов и сведений, утвержденный решением N376.

Прайс-листы завода изготовителя представляются в том случае, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров и (или) таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными или должным образом не подтверждены. При этом общество представило все необходимые документы, поименованные в Перечне документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом

Непредставление таможенной декларации страны отправления товаров, не могло послужить основанием для принятия оспариваемого решения, поскольку данный документ не входит в обязательный Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденный решением N 376.

Пояснения по условиям продажи и пояснения о физических характеристиках, влияющих на цену товара носят информативный характер и сами по себе юридически не подтверждают какие-либо факты, касающиеся сделки и её цены. Данные, указанные в пояснениях, не влияют на порядок и структуру формирования цены сделки с ввозимым товаром. Порядок, форма, структура формирования цены сделки в полном объёме подтверждается такими документами как инвойс, контракт, паспорт сделки, коносамент.

Таким образом, пояснения по условиям продажи и пояснения о физических характеристиках, влияющих на цену товара, являются средством контроля заявленной таможенной стоимости только в случае её не подтверждения имеющимися документами.

Довод таможни о непредставлении со стороны декларанта банковских платежных документов по предыдущим поставкам отклоняется судом, поскольку таможенным органом не приведено нормативного обоснования, как данное обстоятельство препятствует применению первого метода таможенной оценки по спорной поставке.

То обстоятельство, что заявленная таможенная стоимость товара оказалась ниже ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении  идентичных (однородных) товаров, само по себе не влечет корректировку таможенной стоимости, поскольку не предусмотрено Соглашением об определении таможенной стоимости в качестве основания для корректировки.

Полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 176 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Обязанность декларанта представлять по требованию таможенного органа дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.

При этом суд исходит из того, что со стороны таможенного органа не должно допускаться необоснованного и произвольного истребования сведений, не влияющих на принятие таможенным органом решения по таможенной стоимости либо не имеющих значения для выяснения всех обстоятельств сделки.

С учётом указанных обстоятельств в силу части 2 статьи 201 АПК РФ решение таможни о корректировке  таможенной стоимости товаров, заявленных в спорной ДТ, является незаконным и не может порождать правовые последствия с момента его вынесения, следовательно, у таможенного органа отсутствовали основания для увеличения размера подлежащих уплате в бюджет таможенных платежей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в Определении от 20.02.2002 N 22-О, статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Статья 198 АПК РФ прямо предусматривает право граждан, организаций и иных лиц на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обращение декларанта в суд с заявлением о признании незаконным решения, изложенного в письме от 08.07.2013 N 25-28/29525, в части отказа от возврата излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N10702030/140213/0009579, является правом последнего и основано на несогласии декларанта с корректировкой таможенной стоимости товаров и, как следствие этого, невозвращением излишне уплаченных таможенных  платежей, доначисленных в результате данной корректировки.

Таким образом, таможенные платежи в сумме 120 144 руб. 02 коп., являются излишне уплаченными, поскольку их размер превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации (статья 89 ТК ТС).

В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Статья 90 ТК ТС предусматривает, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Поскольку решение о корректировке таможенной стоимости товаров принято таможней без достаточных к тому правовых оснований, то, соответственно, уплаченные декларантом таможенные платежи являются излишне уплаченными. При этом, таможенный орган по результатам анализа представленных к заявлению о возврате и имеющихся у него документов обязан был дать оценку решению по таможенной стоимости.

На основании изложенного, суд полагает, что основание для отказа в удовлетворении заявления декларанта о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорной ДТ, изложенное в письме таможенного органа от 08.07.2013 N 25-28/29525, является незаконным, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины по делу суд относит на таможенный орган, поскольку требование заявителя удовлетворено судом в полном объёме, а положениями главы 25.3 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных органов при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, и судебный акт вынесен судом не в их пользу.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным решение Владивостокской таможни, оформленное письмом от 08.07.2013 N 25-28/29525, в части отказа в возврате обществу с ограниченной ответственностью "Приморский торговый Альянс" излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N10702030/140213/0009579, как не соответствующее положениям Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 N311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Таможенному кодексу Таможенного союза.

решение в указанной  части подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Владивостокской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Приморский торговый Альянс" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000(две тысячи) руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Ю.К.Бойко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка