АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 сентября 2013 года Дело N А72-4315/2013

Резолютивная часть решения объявлена 25.09.2013.

В полном объеме решение изготовлено 30.09.2013.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,

при ведении  протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  К.А.Кузьминой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявле­нию

Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ОГРН 1027301482526), г.Ульяновск,

о признании незаконным и отмене постановления N67 от 28.03.2013 по делу N9484-К/04-2013,

заинтересованное лицо:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области,

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Товарищество индивидуальных застройщиков "Искра-Полис",

при участии в заседании:

от заявителя - Карсункин С.А., доверенность от 10.01.2013, паспорт, Петрусева Н.А., доверенность от 15.01.2013, паспорт,

от УФАС по Ульяновской области - Степанова М.С., доверенность от 22.07.2013, удостоверение,

от ТИЗ "Искра-Полис" - не явились, извещены (телефонограмма),

установил:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N67 от 28.03.2013 по делу N9484-К/04-2013.

определением от 11.04.2013 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Товарищество индивидуальных застройщиков "Искра-Полис".

Представители Товарищества индивидуальных застройщиков "Искра-Полис" в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

При данных обстоятельствах дело рассматривается в отсутствие представителей Товарищества индивидуальных застройщиков "Искра-Полис" в порядке статьи 156 АПК РФ.

Из материалов дела усматривается:

21.06.2012 в УФАС по Ульяновской области поступило заявление Товарищества индивидуальных застройщиков "Искра-Полис" с жалобой на действия ОАО "Ульяновскэнгерго", выразившееся в установлении договором энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ "Искра-Полис".

Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 11.07.2012 N205 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО "Ульяновсеэнерго" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении договором энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ "Искра-Полис".

28.08.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области вынесено решение о признании в действиях ОАО "Ульяновскэнерго" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении  договором энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ "Искра-Полис" (включение пункта 6.2 договора, противоречащего Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным постановлением   Правительства РФ от 31.08.2006 N530), результатом чего является ущемление интересов жителей поселка, находящегося в границах ТИЗ "Искра-Полис" по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, микрорайон "Искра".

28.08.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в отношении ОАО "Ульяновскэнерго"  выдано предписание с указанием прекратить злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением путем отмены пункта 6.2 договора энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 или внесения в него изменений.

28.03.2013 УФАС по Ульяновской области ОАО "Ульяновскэнерго" привлечено к административном ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 475000 руб.

Представитель ОАО "Ульяновскэнерго" поддержал требования, изложенные в заявлении. Просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.

УФАС по Ульяновской области требования не признает, считает вынесенное постановление законным и обоснованным.

Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 5 Закона N135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

ОАО "Ульяновскэнерго" включено в региональную часть Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в раздел "Прочие виды товаров и услуг", регистрационный номер 16, наименование товара, работ, услуг - купля продажа (поставка) электрической энергии, с долей на рынке более 50%.

Согласно пункту 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положе­ния хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного зако­нодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентра­цией, утвержденного приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйст­вующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

Таким образом, ОАО "Ульяновскэнерго" занимает доминирующее положение на товар­ном рынке услуг купли-продажи (поставки) электрической энергии в географических грани­цах г.Ульяновска.

01.01.2009 между ОАО "Ульяновскэнерго" (поставщик) и ТИЗ "Искра-Полис" (потре­битель) заключен договор энергоснабжения N000475ЭО, согласно которому поставщик обя­зуется осуществлять поставку электрической энергии, а также посредством заключения дого­воров с сетевыми организациями обеспечивать передачу электрической энергии и предостав­ление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией по­требителей, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

Согласно Уставу ТИЗ "Искра-Полис" - это некоммерческая организация, созданная ре­шением общего собрания индивидуальных застройщиков - членов товарищества, объединив­шихся на добровольной основе для эффективного освоения земельных участков, выделенных в микрорайоне "Искра" под индивидуальное жилищное строительство с последующей переда­чей этих участков в аренду, субаренду, собственность членам товарищества в целях удовле­творения их жилищно-бытовых и социально-культурных потребностей за счет привлечения их труда, денежных и иных средств. Товарищество может от своего имени совершать любые сделки, не противоречащие законодательству РФ и уставу, приобретать имущественные и не­имущественные права и нести обязанности. Цели деятельности товарищества - строительство, капитальный ремонт и эксплуатация малоэтажных жилых домов, надворных построек, инже­нерных коммуникаций и других объектов, принадлежащих товариществу либо гражданам - членам товарищества (на праве личной и общей долевой собственности). Для реализации дан­ных целей товарищество имеет право, в том числе, выступать заказчиком на коммунальное обслуживание, заключать договоры с соответствующими организациями на данное обслужи­вание.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N307) исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Таким образом, ТИЗ "Искра-Полис" является исполнителем коммунальных услуг для членов товарищества.

При заключении договора с ОАО "Ульяновскэнерго" ТИЗ "Искра-Полис" представило, как следует из письменных пояснений ОАО "Ульяновскэнерго" (вх. N 6652 от 07.08.2012), устав. Следовательно, ОАО "Ульяновскэнерго" обладало информацией о том, что Товарищество являет­ся специализированным потребительским кооперативом - исполнителем коммунальных услуг для граждан.

В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, ут­вержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, условия договора о при­обретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заклю­чаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя комму­нальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В пункте 6.2 договора N000475ЭО от 01.01.2009 в первоначальной редакции указано, что потребитель обязуется производить оплату по договору в следующем порядке:

-  до 5 числа расчетного месяца - первый промежуточный платеж в размере 45% стоимости до­говорного объема электрической энергии текущего расчетного периода, рассчитанной по ре­гулируемой цене и прогнозному значению свободной (нерегулируемой) цены, платежными поручениями потребителем самостоятельно;

-  до 20 числа расчетного месяца - второй промежуточный платеж в размере 45% стоимости договорного объема электрической энергии текущего расчетного периода, рассчитанной по регулируемой цене и прогнозному значению свободной (нерегулируемой) цены, платежными поручениями Потребителем самостоятельно;

-  до 15 числа месяца, следующего за расчетным - окончательный расчет за фактический объ­ем поставленной электрической энергии расчетного периода, определенный по показаниям приборов коммерческого учета согласно Акту об объеме поставленной потребителю электри­ческой энергии или расчетным способом, компенсацию стоимости отклонений фактического объема потребления электроэнергии от договорного объема и прочие платежи с исключением суммы промежуточных платежей расчетного периода - по платежным требованиям поставщи­ка путем безакцептного списания с расчетного счета потребителя в обслуживающем его бан­ке.

При этом в приложении 1 к договору указано, что ТИЗ "Искра-Полис" отнесена к кате­гории потребителей, приравненных к городскому населению.

Пунктом 70 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", в редакции, действующей на момент заключения дого­вора энергоснабжения N 000475ЭО от 01.01.2009, устанавливалось, что если иное не уста­новлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), покупатели (за исключением граждан-потребителей и исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающих электрическую энергию в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил) оплачивают гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Феде­рации для данной категории потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам половину договорного объема потребления электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2000 N294 "Об утвержде­нии Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ" в ред. от 23.05.2006, действовавшей на момент заключения договора энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009, оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на тер­ритории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или рас­четов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, то­вариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализиро­ванных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предвари­тельная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирны­ми домами.

В соответствии с пунктом 73 Правил функционирования розничных рынков электриче­ской энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (впоследствии - Ос­новных положений функционирования розничных рынков электрической энергии), утвер­жденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N530, граждане-потребители и ис­полнители коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающие электрическую энер­гию (мощность) в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящего документа, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) потребляют электрическую энергию (мощность) в необходимом им количестве (количестве, необходимом для оказания коммунальной услуги по электроснабжению и определяемом в соответствии с пунктом 89 на­стоящего документа). Расчетным периодом при энергоснабжении таких покупателей электри­ческой энергии является один календарный месяц. Плата за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения, вносится указанными покупа­телями не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Таким образом, действующие на день заключения договора энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 нормы права не предусматривали обязанности исполнителя комму­нальной услуги по электроснабжению вносить авансовые платежи за потребляемую электри­ческую энергию.

В соответствии с пунктом 81 Основных положений функционирования розничных рын­ков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электриче­ской энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. Исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оп­лату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты. Покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.

Таким образом, действующее в настоящий момент законодательство Российской Феде­рации также не предусматривает предварительную оплату потребляемой электрической энер­гии для исполнителей коммунальной услуги.

Представитель ОАО "Ульяновскэнерго" пояснил, что по договору энерго­снабжения N000475ЭО от 01.01.2009 ТИЗ "Искра-Полис" отнесено к тарифной группе "по­требители, приравненные к городскому населению" (приложение 1). В соответствии с Актом от 24.03.2009 ОАО "Ульяновскэнерго" (по заявлению ТИЗ "Искра-Полис") установило факт нахождения на территории поселка 52 жилых домов. Дополнительным соглашением от 27.12.2011 к договору энергоснабжения наименование группы потребителей, к которой было приравнено ТИЗ "Искра-Полис" было изменено в Приложении к договору на "городское на­селение, проживающее в жилых домах, не оборудованных стационарными электроплитами" что подтверждает факт того, что ОАО "Ульяновскэнерго" обладало информацией о том, что ТИЗ "Искра-Полис" является исполнителем коммунальных услуг.

Суд считает, что УФАС по Ульяновской области верно определила неправомерность условия о предварительной оплате поставляемой электрической энергии, установленного  договором энергоснабжения N00047530 от 01.01.2009.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обяза­тельным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (импера­тивным нормам), действующим в момент его заключения.

На момент заключения договора N00047530 от 01.01.2009, как и в настоящий момент, законодательством не предусматривается установление условиями договора с исполнителем коммунальных услуг предварительного порядка оплаты электрической энергии.

Условие пункта 6.2 договора энергоснабжения N00047530 от 01.01.2009 не соответст­вует действующему жилищному законодательству, устанавливает порядок оплаты, за постав­ляемую электрическую энергию, ухудшающий положение потребителя - ТИЗ "Искра-Полис", чем нарушает права и законные интересы последнего, а следовательно, - жителей поселка, находящегося в границах ТИЗ "Искра-Полис" по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, мик­рорайон "Искра".

28.08.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области вынесено решение о признании в действиях ОАО "Ульяновскэнерго" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении  договором энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ "Искра-Полис" (включение пункта 6.2 договора, противоречащего Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным постановлением   Правительства РФ от 31.08.2006 N530), результатом чего является ущемление интересов жителей поселка, находящегося в границах ТИЗ "Искра-Полис" по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, микрорайон "Искра".

решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.02.2013 по делу NА72-10764/2012 указанное решение УФАС по Ульяновской области признано законным и обоснованным.

постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.02.2013 по делу NА72-10764/2012 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.07.2013 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 по делу NА72-10764/2012 оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.