• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 30 сентября 2013 года Дело N А72-4315/2013

Резолютивная часть решения объявлена 25.09.2013.

В полном объеме решение изготовлено 30.09.2013.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А.Кузьминой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявле­нию

Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ОГРН 1027301482526), г.Ульяновск,

о признании незаконным и отмене постановления N67 от 28.03.2013 по делу N9484-К/04-2013,

заинтересованное лицо:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области,

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Товарищество индивидуальных застройщиков "Искра-Полис",

при участии в заседании:

от заявителя - Карсункин С.А., доверенность от 10.01.2013, паспорт, Петрусева Н.А., доверенность от 15.01.2013, паспорт,

от УФАС по Ульяновской области - Степанова М.С., доверенность от 22.07.2013, удостоверение,

от ТИЗ "Искра-Полис" - не явились, извещены (телефонограмма),

установил:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N67 от 28.03.2013 по делу N9484-К/04-2013.

определением от 11.04.2013 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Товарищество индивидуальных застройщиков "Искра-Полис".

Представители Товарищества индивидуальных застройщиков "Искра-Полис" в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

При данных обстоятельствах дело рассматривается в отсутствие представителей Товарищества индивидуальных застройщиков "Искра-Полис" в порядке статьи 156 АПК РФ.

Из материалов дела усматривается:

21.06.2012 в УФАС по Ульяновской области поступило заявление Товарищества индивидуальных застройщиков "Искра-Полис" с жалобой на действия ОАО "Ульяновскэнгерго", выразившееся в установлении договором энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ "Искра-Полис".

Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 11.07.2012 N205 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО "Ульяновсеэнерго" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении договором энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ "Искра-Полис".

28.08.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области вынесено решение о признании в действиях ОАО "Ульяновскэнерго" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении договором энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ "Искра-Полис" (включение пункта 6.2 договора, противоречащего Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N530), результатом чего является ущемление интересов жителей поселка, находящегося в границах ТИЗ "Искра-Полис" по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, микрорайон "Искра".

28.08.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в отношении ОАО "Ульяновскэнерго" выдано предписание с указанием прекратить злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением путем отмены пункта 6.2 договора энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 или внесения в него изменений.

28.03.2013 УФАС по Ульяновской области ОАО "Ульяновскэнерго" привлечено к административном ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 475000 руб.

Представитель ОАО "Ульяновскэнерго" поддержал требования, изложенные в заявлении. Просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.

УФАС по Ульяновской области требования не признает, считает вынесенное постановление законным и обоснованным.

Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 5 Закона N135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

ОАО "Ульяновскэнерго" включено в региональную часть Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в раздел "Прочие виды товаров и услуг", регистрационный номер 16, наименование товара, работ, услуг - купля продажа (поставка) электрической энергии, с долей на рынке более 50%.

Согласно пункту 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положе­ния хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного зако­нодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентра­цией, утвержденного приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйст­вующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

Таким образом, ОАО "Ульяновскэнерго" занимает доминирующее положение на товар­ном рынке услуг купли-продажи (поставки) электрической энергии в географических грани­цах г.Ульяновска.

01.01.2009 между ОАО "Ульяновскэнерго" (поставщик) и ТИЗ "Искра-Полис" (потре­битель) заключен договор энергоснабжения N000475ЭО, согласно которому поставщик обя­зуется осуществлять поставку электрической энергии, а также посредством заключения дого­воров с сетевыми организациями обеспечивать передачу электрической энергии и предостав­ление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией по­требителей, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

Согласно Уставу ТИЗ "Искра-Полис" - это некоммерческая организация, созданная ре­шением общего собрания индивидуальных застройщиков - членов товарищества, объединив­шихся на добровольной основе для эффективного освоения земельных участков, выделенных в микрорайоне "Искра" под индивидуальное жилищное строительство с последующей переда­чей этих участков в аренду, субаренду, собственность членам товарищества в целях удовле­творения их жилищно-бытовых и социально-культурных потребностей за счет привлечения их труда, денежных и иных средств. Товарищество может от своего имени совершать любые сделки, не противоречащие законодательству РФ и уставу, приобретать имущественные и не­имущественные права и нести обязанности. Цели деятельности товарищества - строительство, капитальный ремонт и эксплуатация малоэтажных жилых домов, надворных построек, инже­нерных коммуникаций и других объектов, принадлежащих товариществу либо гражданам - членам товарищества (на праве личной и общей долевой собственности). Для реализации дан­ных целей товарищество имеет право, в том числе, выступать заказчиком на коммунальное обслуживание, заключать договоры с соответствующими организациями на данное обслужи­вание.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N307) исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Таким образом, ТИЗ "Искра-Полис" является исполнителем коммунальных услуг для членов товарищества.

При заключении договора с ОАО "Ульяновскэнерго" ТИЗ "Искра-Полис" представило, как следует из письменных пояснений ОАО "Ульяновскэнерго" (вх. N 6652 от 07.08.2012), устав. Следовательно, ОАО "Ульяновскэнерго" обладало информацией о том, что Товарищество являет­ся специализированным потребительским кооперативом - исполнителем коммунальных услуг для граждан.

В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, ут­вержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, условия договора о при­обретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заклю­чаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя комму­нальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В пункте 6.2 договора N000475ЭО от 01.01.2009 в первоначальной редакции указано, что потребитель обязуется производить оплату по договору в следующем порядке:

до 5 числа расчетного месяца - первый промежуточный платеж в размере 45% стоимости до­говорного объема электрической энергии текущего расчетного периода, рассчитанной по ре­гулируемой цене и прогнозному значению свободной (нерегулируемой) цены, платежными поручениями потребителем самостоятельно;

до 20 числа расчетного месяца - второй промежуточный платеж в размере 45% стоимости договорного объема электрической энергии текущего расчетного периода, рассчитанной по регулируемой цене и прогнозному значению свободной (нерегулируемой) цены, платежными поручениями Потребителем самостоятельно;

до 15 числа месяца, следующего за расчетным - окончательный расчет за фактический объ­ем поставленной электрической энергии расчетного периода, определенный по показаниям приборов коммерческого учета согласно Акту об объеме поставленной потребителю электри­ческой энергии или расчетным способом, компенсацию стоимости отклонений фактического объема потребления электроэнергии от договорного объема и прочие платежи с исключением суммы промежуточных платежей расчетного периода - по платежным требованиям поставщи­ка путем безакцептного списания с расчетного счета потребителя в обслуживающем его бан­ке.

При этом в приложении 1 к договору указано, что ТИЗ "Искра-Полис" отнесена к кате­гории потребителей, приравненных к городскому населению.

Пунктом 70 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", в редакции, действующей на момент заключения дого­вора энергоснабжения N 000475ЭО от 01.01.2009, устанавливалось, что если иное не уста­новлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), покупатели (за исключением граждан-потребителей и исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающих электрическую энергию в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил) оплачивают гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Феде­рации для данной категории потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам половину договорного объема потребления электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2000 N294 "Об утвержде­нии Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ" в ред. от 23.05.2006, действовавшей на момент заключения договора энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009, оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на тер­ритории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или рас­четов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, то­вариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализиро­ванных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предвари­тельная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирны­ми домами.

В соответствии с пунктом 73 Правил функционирования розничных рынков электриче­ской энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (впоследствии - Ос­новных положений функционирования розничных рынков электрической энергии), утвер­жденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N530, граждане-потребители и ис­полнители коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающие электрическую энер­гию (мощность) в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящего документа, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) потребляют электрическую энергию (мощность) в необходимом им количестве (количестве, необходимом для оказания коммунальной услуги по электроснабжению и определяемом в соответствии с пунктом 89 на­стоящего документа). Расчетным периодом при энергоснабжении таких покупателей электри­ческой энергии является один календарный месяц. Плата за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения, вносится указанными покупа­телями не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Таким образом, действующие на день заключения договора энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 нормы права не предусматривали обязанности исполнителя комму­нальной услуги по электроснабжению вносить авансовые платежи за потребляемую электри­ческую энергию.

В соответствии с пунктом 81 Основных положений функционирования розничных рын­ков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электриче­ской энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. Исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оп­лату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты. Покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.

Таким образом, действующее в настоящий момент законодательство Российской Феде­рации также не предусматривает предварительную оплату потребляемой электрической энер­гии для исполнителей коммунальной услуги.

Представитель ОАО "Ульяновскэнерго" пояснил, что по договору энерго­снабжения N000475ЭО от 01.01.2009 ТИЗ "Искра-Полис" отнесено к тарифной группе "по­требители, приравненные к городскому населению" (приложение 1). В соответствии с Актом от 24.03.2009 ОАО "Ульяновскэнерго" (по заявлению ТИЗ "Искра-Полис") установило факт нахождения на территории поселка 52 жилых домов. Дополнительным соглашением от 27.12.2011 к договору энергоснабжения наименование группы потребителей, к которой было приравнено ТИЗ "Искра-Полис" было изменено в Приложении к договору на "городское на­селение, проживающее в жилых домах, не оборудованных стационарными электроплитами" что подтверждает факт того, что ОАО "Ульяновскэнерго" обладало информацией о том, что ТИЗ "Искра-Полис" является исполнителем коммунальных услуг.

Суд считает, что УФАС по Ульяновской области верно определила неправомерность условия о предварительной оплате поставляемой электрической энергии, установленного договором энергоснабжения N00047530 от 01.01.2009.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обяза­тельным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (импера­тивным нормам), действующим в момент его заключения.

На момент заключения договора N00047530 от 01.01.2009, как и в настоящий момент, законодательством не предусматривается установление условиями договора с исполнителем коммунальных услуг предварительного порядка оплаты электрической энергии.

Условие пункта 6.2 договора энергоснабжения N00047530 от 01.01.2009 не соответст­вует действующему жилищному законодательству, устанавливает порядок оплаты, за постав­ляемую электрическую энергию, ухудшающий положение потребителя - ТИЗ "Искра-Полис", чем нарушает права и законные интересы последнего, а следовательно, - жителей поселка, находящегося в границах ТИЗ "Искра-Полис" по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, мик­рорайон "Искра".

28.08.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области вынесено решение о признании в действиях ОАО "Ульяновскэнерго" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении договором энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ "Искра-Полис" (включение пункта 6.2 договора, противоречащего Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N530), результатом чего является ущемление интересов жителей поселка, находящегося в границах ТИЗ "Искра-Полис" по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, микрорайон "Искра".

решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.02.2013 по делу NА72-10764/2012 указанное решение УФАС по Ульяновской области признано законным и обоснованным.

постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.02.2013 по делу NА72-10764/2012 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.07.2013 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 по делу NА72-10764/2012 оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

С учетом изложенного, суд считает, что в действиях ОАО "Ульяновскэнерго" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

При вынесении оспариваемого постановления УФАС по Ульяновской области были учтены смягчающие обстоятельства, а именно факт исполнения предписания антимонопольного органа до вынесения постановления о назначении административного наказания, а также отсутствие доказанного материального ущерба ТИЗ "Искра-Полис".

Заявитель считает, что антимонопольный орган должен был больше уменьшить сумму штрафа с учетом устранения правонарушения до рассмотрения дела об административном правонарушении.

Суд считает данный довод необоснованным. В данном случае исполнение предписания и устранение правонарушения до рассмотрения дела об административном правонарушении являются идентичными. Данное смягчающее обстоятельство антимонопольным органом при назначении наказания учтено. Применение второй раз одного и того же смягчающего обстоятельства Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.

Суд не находит в данном случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом пп. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодек­са Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В данном случае, при назначении административного наказания УФАС по Ульяновской области были учтены смягчающие обстоятельства.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного Кодек­сом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодек­са Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167, 171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции, суд

решил:

Заявленные требования оставить без удовлетворения.

решение вступает в законную силу в течении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, с направлением жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.

Судья О.А.Лубянова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-4315/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 30 сентября 2013

Поиск в тексте