АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 2013 года Дело N А72-4315/2013
Резолютивная часть решения объявлена 25.09.2013.
В полном объеме решение изготовлено 30.09.2013.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А.Кузьминой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ОГРН 1027301482526), г.Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления N67 от 28.03.2013 по делу N9484-К/04-2013,
заинтересованное лицо:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области,
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Товарищество индивидуальных застройщиков "Искра-Полис",
при участии в заседании:
от заявителя - Карсункин С.А., доверенность от 10.01.2013, паспорт, Петрусева Н.А., доверенность от 15.01.2013, паспорт,
от УФАС по Ульяновской области - Степанова М.С., доверенность от 22.07.2013, удостоверение,
от ТИЗ "Искра-Полис" - не явились, извещены (телефонограмма),
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N67 от 28.03.2013 по делу N9484-К/04-2013.
определением от 11.04.2013 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Товарищество индивидуальных застройщиков "Искра-Полис".
Представители Товарищества индивидуальных застройщиков "Искра-Полис" в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
При данных обстоятельствах дело рассматривается в отсутствие представителей Товарищества индивидуальных застройщиков "Искра-Полис" в порядке статьи 156 АПК РФ.
Из материалов дела усматривается:
21.06.2012 в УФАС по Ульяновской области поступило заявление Товарищества индивидуальных застройщиков "Искра-Полис" с жалобой на действия ОАО "Ульяновскэнгерго", выразившееся в установлении договором энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ "Искра-Полис".
Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 11.07.2012 N205 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО "Ульяновсеэнерго" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении договором энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ "Искра-Полис".
28.08.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области вынесено решение о признании в действиях ОАО "Ульяновскэнерго" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении договором энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ "Искра-Полис" (включение пункта 6.2 договора, противоречащего Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N530), результатом чего является ущемление интересов жителей поселка, находящегося в границах ТИЗ "Искра-Полис" по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, микрорайон "Искра".
28.08.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в отношении ОАО "Ульяновскэнерго" выдано предписание с указанием прекратить злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением путем отмены пункта 6.2 договора энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 или внесения в него изменений.
28.03.2013 УФАС по Ульяновской области ОАО "Ульяновскэнерго" привлечено к административном ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 475000 руб.
Представитель ОАО "Ульяновскэнерго" поддержал требования, изложенные в заявлении. Просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
УФАС по Ульяновской области требования не признает, считает вынесенное постановление законным и обоснованным.
Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 5 Закона N135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
ОАО "Ульяновскэнерго" включено в региональную часть Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в раздел "Прочие виды товаров и услуг", регистрационный номер 16, наименование товара, работ, услуг - купля продажа (поставка) электрической энергии, с долей на рынке более 50%.
Согласно пункту 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.
Таким образом, ОАО "Ульяновскэнерго" занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг купли-продажи (поставки) электрической энергии в географических границах г.Ульяновска.
01.01.2009 между ОАО "Ульяновскэнерго" (поставщик) и ТИЗ "Искра-Полис" (потребитель) заключен договор энергоснабжения N000475ЭО, согласно которому поставщик обязуется осуществлять поставку электрической энергии, а также посредством заключения договоров с сетевыми организациями обеспечивать передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Согласно Уставу ТИЗ "Искра-Полис" - это некоммерческая организация, созданная решением общего собрания индивидуальных застройщиков - членов товарищества, объединившихся на добровольной основе для эффективного освоения земельных участков, выделенных в микрорайоне "Искра" под индивидуальное жилищное строительство с последующей передачей этих участков в аренду, субаренду, собственность членам товарищества в целях удовлетворения их жилищно-бытовых и социально-культурных потребностей за счет привлечения их труда, денежных и иных средств. Товарищество может от своего имени совершать любые сделки, не противоречащие законодательству РФ и уставу, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности. Цели деятельности товарищества - строительство, капитальный ремонт и эксплуатация малоэтажных жилых домов, надворных построек, инженерных коммуникаций и других объектов, принадлежащих товариществу либо гражданам - членам товарищества (на праве личной и общей долевой собственности). Для реализации данных целей товарищество имеет право, в том числе, выступать заказчиком на коммунальное обслуживание, заключать договоры с соответствующими организациями на данное обслуживание.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N307) исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, ТИЗ "Искра-Полис" является исполнителем коммунальных услуг для членов товарищества.
При заключении договора с ОАО "Ульяновскэнерго" ТИЗ "Искра-Полис" представило, как следует из письменных пояснений ОАО "Ульяновскэнерго" (вх. N 6652 от 07.08.2012), устав. Следовательно, ОАО "Ульяновскэнерго" обладало информацией о том, что Товарищество является специализированным потребительским кооперативом - исполнителем коммунальных услуг для граждан.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В пункте 6.2 договора N000475ЭО от 01.01.2009 в первоначальной редакции указано, что потребитель обязуется производить оплату по договору в следующем порядке:
- до 5 числа расчетного месяца - первый промежуточный платеж в размере 45% стоимости договорного объема электрической энергии текущего расчетного периода, рассчитанной по регулируемой цене и прогнозному значению свободной (нерегулируемой) цены, платежными поручениями потребителем самостоятельно;
- до 20 числа расчетного месяца - второй промежуточный платеж в размере 45% стоимости договорного объема электрической энергии текущего расчетного периода, рассчитанной по регулируемой цене и прогнозному значению свободной (нерегулируемой) цены, платежными поручениями Потребителем самостоятельно;
- до 15 числа месяца, следующего за расчетным - окончательный расчет за фактический объем поставленной электрической энергии расчетного периода, определенный по показаниям приборов коммерческого учета согласно Акту об объеме поставленной потребителю электрической энергии или расчетным способом, компенсацию стоимости отклонений фактического объема потребления электроэнергии от договорного объема и прочие платежи с исключением суммы промежуточных платежей расчетного периода - по платежным требованиям поставщика путем безакцептного списания с расчетного счета потребителя в обслуживающем его банке.
При этом в приложении 1 к договору указано, что ТИЗ "Искра-Полис" отнесена к категории потребителей, приравненных к городскому населению.
Пунктом 70 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", в редакции, действующей на момент заключения договора энергоснабжения N 000475ЭО от 01.01.2009, устанавливалось, что если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), покупатели (за исключением граждан-потребителей и исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающих электрическую энергию в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил) оплачивают гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной категории потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам половину договорного объема потребления электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2000 N294 "Об утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ" в ред. от 23.05.2006, действовавшей на момент заключения договора энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009, оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 73 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (впоследствии - Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии), утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N530, граждане-потребители и исполнители коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающие электрическую энергию (мощность) в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящего документа, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) потребляют электрическую энергию (мощность) в необходимом им количестве (количестве, необходимом для оказания коммунальной услуги по электроснабжению и определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящего документа). Расчетным периодом при энергоснабжении таких покупателей электрической энергии является один календарный месяц. Плата за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения, вносится указанными покупателями не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Таким образом, действующие на день заключения договора энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 нормы права не предусматривали обязанности исполнителя коммунальной услуги по электроснабжению вносить авансовые платежи за потребляемую электрическую энергию.
В соответствии с пунктом 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. Исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты. Покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Таким образом, действующее в настоящий момент законодательство Российской Федерации также не предусматривает предварительную оплату потребляемой электрической энергии для исполнителей коммунальной услуги.
Представитель ОАО "Ульяновскэнерго" пояснил, что по договору энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 ТИЗ "Искра-Полис" отнесено к тарифной группе "потребители, приравненные к городскому населению" (приложение 1). В соответствии с Актом от 24.03.2009 ОАО "Ульяновскэнерго" (по заявлению ТИЗ "Искра-Полис") установило факт нахождения на территории поселка 52 жилых домов. Дополнительным соглашением от 27.12.2011 к договору энергоснабжения наименование группы потребителей, к которой было приравнено ТИЗ "Искра-Полис" было изменено в Приложении к договору на "городское население, проживающее в жилых домах, не оборудованных стационарными электроплитами" что подтверждает факт того, что ОАО "Ульяновскэнерго" обладало информацией о том, что ТИЗ "Искра-Полис" является исполнителем коммунальных услуг.
Суд считает, что УФАС по Ульяновской области верно определила неправомерность условия о предварительной оплате поставляемой электрической энергии, установленного договором энергоснабжения N00047530 от 01.01.2009.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На момент заключения договора N00047530 от 01.01.2009, как и в настоящий момент, законодательством не предусматривается установление условиями договора с исполнителем коммунальных услуг предварительного порядка оплаты электрической энергии.
Условие пункта 6.2 договора энергоснабжения N00047530 от 01.01.2009 не соответствует действующему жилищному законодательству, устанавливает порядок оплаты, за поставляемую электрическую энергию, ухудшающий положение потребителя - ТИЗ "Искра-Полис", чем нарушает права и законные интересы последнего, а следовательно, - жителей поселка, находящегося в границах ТИЗ "Искра-Полис" по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, микрорайон "Искра".
28.08.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области вынесено решение о признании в действиях ОАО "Ульяновскэнерго" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении договором энергоснабжения N000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ "Искра-Полис" (включение пункта 6.2 договора, противоречащего Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N530), результатом чего является ущемление интересов жителей поселка, находящегося в границах ТИЗ "Искра-Полис" по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, микрорайон "Искра".
решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.02.2013 по делу NА72-10764/2012 указанное решение УФАС по Ульяновской области признано законным и обоснованным.
постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.02.2013 по делу NА72-10764/2012 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.07.2013 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 по делу NА72-10764/2012 оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.