АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 сентября 2013 года Дело N А27-9482/2013

Резолютивная часть решения 18 сентября 2013 года.

решение изготовлено в полном объеме 25 сентября 2013 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Н.К. Фуртуна,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Н. Фирсовой,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Валентина" (ОГРН 1024201883122), г. Прокопьевск,

к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области, г. Кемерово) (ОГРН1027700485757), г. Москва,

третье лицо:

Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Прокопьевска, г. Прокопьевск,

об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

при участии представителя истца Коваленко А.И., доверенность, паспорт,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Валентина" (далее - общество, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к  Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0103013:877, площадью 914 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, пр-кт Гагарина, д.39, равной его рыночной стоимости в размере 435 000 руб.

В обоснование исковых требований истец ссылается на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, а также на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Прокопьевска о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Ответчиком заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Третье лицо возражений о рассмотрении дела в отсутствие представителя не заявило.

В судебном заседании объявлялся перерыв.

В соответствии со статьей 156, 163 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Представитель истца на исковых требованиях об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной настаивал, пояснил, что судебные расходы, связанные с рассмотрением дела, истец оставляет за собой.

До судебного заседания от ответчика поступил письменный отзыв на заявление, в котором указано на незаконность исковых требований. По мнению ответчика,  кадастровая стоимость земельного участка внесена в государственный кадастр недвижимости в соответствии с действующим законодательством. Рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости. Вопросов по отчету об оценке у ответчика не имеется.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Обществу в бессрочное (постоянное) пользование под магазин "Валентина" предоставлен земельный участок, расположенный по проспекту Гагарина, д.39 г. Прокопьевска Кемеровской области, что подтверждается свидетельством от 20.09.1993 N 478.

На спорном земельном участке расположен объект недвижимости (нежилое помещение, общей площадью 904,2 кв.м), принадлежащий на праве собственности обществу, что подтверждается  свидетельством о государственной регистрации права, выданным 07.06.2004.

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом и федеральными законами, имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков, на которых они расположены.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.

Из кадастрового паспорта от 12.10.2009 следует, что земельный участок с кадастровым номером 42:32:0103013:877, площадью 914 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира:  Кемеровская область, г. Прокопьевск, пр-кт Гагарина, д. 39, поставлен на кадастровый учет 11.04.2006, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для эксплуатации магазина; кадастровая стоимость земельного участка составляет  3 096 918,63 руб.

Истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав истца как пользователя земельного участка, обязанного вносить плату за землю.

При этом права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и общество воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ не может.

Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.

Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

Согласно отчету N  ОН/115-06-06-2013-5 независимого оценщика общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт "Ресурсы Развития" (г. Кемерово) об оценке рыночной стоимости земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 42:32:0103013:877, площадью 914 кв.м, разрешенное использование: для эксплуатации магазина, расположенный  по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, пр-кт Гагарина, д.39, составленному 10.06.2013, рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на дату оценки 07.06.2013 в размере 435 000 руб.

Оценив указанный отчет на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также имеющейся рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков, суд считает, что отчет N  ОН/115-06-06-2013-5 независимого оценщика отвечает требованиям, предъявляемым к отчетам об оценке, содержит необходимые реквизиты.

Отчет об оценке рыночной стоимости и определенная независимым оценщиком рыночная стоимость спорного земельного участка ответчиком и третьим лицом не оспорены.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. В связи с этим, а также с учетом того, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка по настоящему делу не оспариваются, суд считает, что рыночная стоимость спорного земельного участка должна быть определена на дату оценки, а потому доводы ответчика судом не принимаются.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Учитывая, что истец ходатайствует об оставлении за собой судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, а ответчик не возражает, суд на основании части 4 статьи 110 АПК РФ относит судебные расходы на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:32:0103013:877, площадью 914 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, пр-кт Гагарина, д.39, равной его рыночной стоимости в размере 435 000 руб.

решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Н.К. Фуртуна

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка