АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 сентября 2013 года Дело N А55-16695/2013

в составе судьи Харламова А.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гаммершмидт Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании 23 сентября 2013 года дело по заявлению ИФНС России по Ленинскому району г. Самара, 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 124 "А",

к Муниципальному бюджетному учреждению культуры городского округа Самара "Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького", 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 155,

"о взыскании задолженности по обязательным платежам" от 30 июля 2013 года входящий номер 16695,

при участии в заседании:

от заявителя - Хачатурян Д.А., доверенность от 01 августа 2013 года;

от заинтересованного лица - не явился, извещен.

Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2013 года.

установил:

ИФНС России по Ленинскому району г. Самара обратилась в арбитражный суд с заявлением от 30 июля 2013 года входящий номер 16695, в котором просит суд:

-взыскать с Муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Самара "Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького" налог на добавленную стоимость за 4ый квартал 2012 года в сумме 7 627 руб. 00 коп." (л.д. 7-8).

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном размере по основаниям, изложенным в рассматриваемом заявлении.

При этом данный представитель ИФНС России по Ленинскому району г. Самара со ссылкой на представленную в материалы настоящего дела Выписку из лицевого счета в отношении Муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Самара "Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького" за период с 01 января 2013 года по 16 июля 2013 года пояснил суду, что заинтересованным лицом не была уплачена задолженность по обязательным платежам, являющаяся предметом заявленных данной налоговой инспекцией требований, что также подтверждается аудио записью протокола судебного заседания, оформленного с использованием технических средств ПК Intel (R) Core (TM) 2 CPU 6300@ 1,86 ГГц 0,98 ГБ ОЗУ, микрофона Genius.

В судебное заседание представитель Муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Самара "Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького", не явился, при этом заинтересованное лицо было надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещено судом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается имеющимися в настоящем деле почтовым уведомлением N 66297 (л.д. 28).

Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Необходимо указать на то, что в нарушение требований статьей 16, 65 и 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо не исполнило указания арбитражного суда 1ой инстанции, содержащееся в определении по данному дел, в части представления суду письменного мотивированного отзыва на заявление "о взыскании задолженности" от 30 июля 2013 года входящий номер 16695 и надлежащих доказательств уплаты суммы задолженности, как в полном размере, так и частично, в связи с чем, суд при рассмотрении настоящего арбитражного дела имеет возможность изучать и оценивать только доказательства представленные заявителем.

В соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Суд, рассмотрев материалы дела, изучив и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке, предусмотренном статьями 71 и 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения представителя ИФНС России по Ленинскому району г. Самара, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Самара "Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького" было зарегистрировано в установленном Законом порядке в качестве юридического лица и на текущий период состоит на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Самара.

При этом в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации Муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Самара "Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького" является плательщиком налога на добавленную стоимость, порядок и сроки уплаты которого регламентирован законодателем в статье 174 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

На основании статьи 163 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) по НДС установлен как квартал.

Согласно пункту 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 данного Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.

Налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой (пункт 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации).

Представленные заявителем в материалы настоящего дела документы свидетельствуют о том, что Муниципальным бюджетным учреждением культуры городского округа Самара "Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького" была подготовлена и представлена 18 января 2013 года в ИФНС России по Ленинскому району г. Самара Налоговая декларация по НДС за 2012 год, в которой заинтересованное лицо самостоятельно исчислило и указало к уплате сумму НДС в размере 7 627 руб. 00 коп. (за 4ый квартал 2012 года)

Судом установлено, что во исполнение требований статей  69, 70, 75, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по Ленинскому району г. Самара, в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, направила в адрес заинтересованного лица Требование по состоянию на 24 января 2013 года N 190 "Об уплате налога, сбора, пени, штрафа", в котором содержится предложение в срок - до 07 февраля 2013 года в бюджет 7 627 руб. 00 коп. НДС за 4ый квартал 2012 года по сроку уплаты - 21 января 2013 года (л.д. 16, 17).

Материалами по настоящему делу подтверждается, что указанный ненормативный правовой акт был надлежащим образом направлен заявителем в адрес заинтересованного лица, что подтверждается Списком заказной почтовой корреспонденции, содержащим оттиск штампа отделения почтовой связи (л.д. 7).

Следует отметить, что в соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае уклонения налогоплательщика или его представителя от получения требования об уплате налога указанное требование направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6ти дней, с даты направления заказного письма.

При рассмотрении споров необходимо исходить из того, что в силу прямого указания Закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

Согласно пунктам 1, 2 абзаца 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10ти календарных дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Принимая во внимание положения вышеуказанных правовых норм Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания с заинтересованного лица недоимки по обязательным платежам, отраженным в Требовании "Об уплате налога, сбора, пени, штрафа" состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику Требовании размера недоимки, суммы пени, даты, с которой начинают начисляться пени и ставки пеней.

Как установлено арбитражным судом 1ой инстанции в ходе судебного разбирательства, данные предписания Налогового кодекса Российской Федерации заявителем исполнены.

Материалами по настоящему делу подтверждается, что указанное выше Требование по состоянию на 24 января 2013 года N 190 "Об уплате налога, сбора, пени, штрафа" заинтересованное лицо в срок, установленный в данном ненормативном правовом акте не исполнило.

В связи с не исполнением заинтересованным лицом Требование по состоянию на 24 января 2013 года N 190 "Об уплате налога, сбора, пени, штрафа" в добровольном порядке заявителем было принято решение о взыскании недоимки по НДС за 4ый квартал 2012 года в судебном порядке, что послужило основанием к обращению ИФНС России по Ленинскому району г. Самара в Арбитражный суд Самарской области с рассматриваемым заявлением.

В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

В соответствии со статьей 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - организации в банках.

В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах - с валютных счетов налогоплательщика - организации.

В силу пункта 1 части 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.

Пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила, предусмотренные этой статьей, применяются также в отношении пеней и штрафов.

Следует ответить, что заинтересованное лицо по своему правовому статусу является муниципальным бюджетным учреждением и имеет лицевой счет в органах казначейства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

С учетом данного обстоятельства взыскание заявителем налога, пеней и штрафа с заинтересованного лица во внесудебном порядке не может быть произведено, ИФНС России по Ленинскому району г. Самара правомерно обратилась в суд с настоящим заявлением "о взыскании задолженности по обязательным платежам" от 30 июля 2013 года входящий номер 16695, в связи с неисполнением Муниципальным бюджетным учреждением культуры городского округа Самара "Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького" Требования по состоянию на 24 января 2013 года N 190 "Об уплате налога, сбора, пени, штрафа".

Частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, аналогичное положение закреплено подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, на основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что заявленные ИФНС России по Ленинскому району г. Самары требования подлежат удовлетворению.

Следует отметить, что государственная пошлина, от уплаты которой заявитель в установленном Законом порядке освобожден, должна относится судом на заинтересованное лицо в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по данному делу (при цене иска - 7 627 руб. 00 коп.) составляет - 2 000 руб. 00 коп.

Согласно пункту 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации  арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела суд учитывая статус заинтересованного лица - Муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Самара "Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького", а также источник финансирования данного юридического лица, считает возможным в данном конкретном случае снизить размер подлежащей взысканию с заинтересованного лица в доход Федерального бюджета государственной пошлины до 200 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 182, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

решил:

Требования удовлетворить.

1.Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Самара "Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького" в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Самары задолженность по налогу на добавленную стоимость за 4ый квартал 2012 года в сумме 7 627 руб. 00 коп.

2.Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Самара "Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького" в доход Федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 руб. 00 коп.

решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья ________________________________________________/Харламов А.Ю.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка