АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 сентября 2013 года Дело N А27-11049/2013

Резолютивная часть решения объявлена "18" сентября 2013 г.

Полный текст решения изготовлен "25" сентября 2013 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи: Смычковой Ж.Г.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Таскаевой В.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Славянка" (ОГРН 1097746264219 ИНН 7702707386), г. Москва

к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (ОГРН 1024200719828 ИНН 4207052789), г. Кемерово

об оспаривании постановления  N1-076 от 13.06.2013 г.

при участии:

от заявителя - представителя Тарасовой А.С. (доверенность от 30.03.2012 г.);

от административного органа - представителя Короткевича С.С. (заместителя начальника инспекции по правовым вопросам, доверенность от 03.02.2011 г.)

установил:

Открытое акционерное общество "Славянка" (далее - ОАО "Славянка") обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления N 1-076 от 13.06.2013 г. Государственной жилищной инспекции Кемеровской области.  Согласно указанному постановлению основанием для привлечения ОАО "Славянка" к административной ответственности послужили установленные административным органом факты осуществления деятельности  ОАО "Славянка" по  управлению многоквартирными домами на основании договоров с нарушением  пунктов 8 "е", 10, 11, 11.1, 12, 13, 14 "б", 16 Порядка раскрытия информации управляющими компаниями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт).

В обоснование требования заявитель полагает, что в нарушение статьи 23.49  КоАП РФ оспариваемое постановление вынесено неуполномоченным лицом и.о. заместителя начальника жилищной инспекции по Кемеровской области. Считает, что проверка Государственной жилищной инспекцией Кемеровской области проведена с нарушением положений 10, 14 Федерального закона N 294-ФЗ, так проверка проводилась без соответствующего распоряжения или приказа руководителя Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, ОАО "Славянка" не извещалось о проведении проверки данным органом. Указывает на процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении. По мнению заявителя, поскольку ОАО "Славянка" осуществляет свою деятельность на основании договора управления, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, следовательно, на него не распространяется действие Стандарта, и оно не является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23.1 КоАП РФ. Подробнее доводы изложены в заявлении, уточнении к заявлению.

Государственная жилищная инспекция Кемеровской области с требованием не согласилась, доводы заявителя считает необоснованными. Полагает, что постановление вынесено обоснованно и законно, субъект правонарушения определен правильно, правонарушение доказано материалами административного дела. Основания для освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения отсутствуют. Более подробно доводы с правовым обоснованием изложены в отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

Как усматривается из материалов дела, административное дело возбуждено 31.05.2013 г.  Юргинской межрайонной прокуратурой  в соответствии со  статьей 28.4 КоАП РФ по признакам  наличия события административного  правонарушения, ответственность за которое  предусмотрено  статьей 7.23.1 КоАП РФ.

При проведении проверки установлено, что ОАО "Славянка" осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами, допустило нарушение пунктов 8 "е", 10, 11, 11.1, 12, 13, 14 "б", 16  Стандарта. Сайт ОАО "Славянка" на момент проверки 20.11.2012 информацию в соответствии со стандартом раскрытия не содержал, а именно не раскрыто:

На момент проверки сайта ОАО "Славянка" www.slav-ex.ru. не раскрыта (не отражена)  информация в полном объеме в соответствии со Стандартом раскрытия, а именно:

- перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были  расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований  расторжения договоров управления; (п.8 "е" Стандарта) на сайте не отражено;

- услуги, оказываемые Управляющей организацией в отношении общего  имущества собственников помещений в многоквартирном доме из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N491 от 13 августа 2006 г. (п. 1 Стандарта) - на сайте не отражено;

- заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в  многоквартирном  доме  на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); (п. 10 Стандарта) - на сайте не отражено;

- охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений  в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом (пункт 10 Стандарта) на сайте не отражено;

- проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно - строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления; (п. 11 Стандарта); на сайте не отражено;

-  план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а так же сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; (п. 11 стандарта) на сайте не отражено;

- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества ремонта содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; (пункт 11 Стандарта)  на сайте не отражено;

- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; (п. 11 стандарта) отраженно па сайте не в полном объеме. Файл содержит информацию за период 2011 год по дому N 47 ул. Тургенева, 47, и по июль 2012 г., что не соответствует представленной информации за 2012-2013г.г. о проведенных перерасчетах за некачественное предоставление коммунальных услуг (копии файла и актов прилагаются);

- годовой план мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, а также описание содержания каждой работы (услуги) (п. 11.1 Стандарта) на сайте не отражено;

- отчет о выполнении годового плана мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг (пункт 11.1) на сайте не отражено;

-  в случае привлечения управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций, (п. 12 Стандарта) на сайте не отражено;

-  описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); (п. 13 Стандарта) отраженно на сайте не в полном объеме. Отсутствуют  сведения о конструктивных особенностях, физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ, отсутствует описание работ, периодичность работ отражена не по всему перечню работ подлежащих выполнению при эксплуатации жилфонда.

- тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы ( п. 14 "б" Стандарта) - файл содержит данные 2010-2011 г.г.. Не указан помер и дата нормативного правового акта, устанавливающего цену (тариф) коммунального ресурса.. Обновление информации не производилось. Нарушены нормы п 16 Стандарта.

ОАО "Славянка" на Сайте, определенном приказом Минрегнонразвития Российской Федерации www.reformagkh.ru, информация в полном объеме не раскрыта.

Вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 13.06.2013 г. о привлечении ОАО "Славянка" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено наказание в виде штрафа в сумме 250 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "Славянка" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Согласно Стандарту раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. N731, (Стандарт) управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

В соответствии с пунктом 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:

а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;

б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;

в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;

г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.07.2011 N 350 определен официальный сайт Кемеровской области для опубликования информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами - сайт департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области в сети Интернет - www.жкх42.рф.

В установленном законом порядке на интернет сайтах информация ОАО "Славянка" в полном объеме не размещена.

Факт нарушения ОАО "Славянка" требований пунктов 8 "е", 10, 11, 11.1, 12, 13, 14 "б", 16 Стандарта, а, следовательно, совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждено материалами дела.

ОАО "Славянка" заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно абзацу 2 части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае пропуска десятидневного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Оспариваемое постановление N 1-076 о привлечении ОАО "Славянка" к административной ответственности вынесено Государственной жилищной инспекций Кемеровской области 13.06.2013 г. Как следует из постановления, его копия 13.06.2013 получена представителем заявителя.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного постановления 02.08.2013 г., то есть за пределами установленного законом срока.

Пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска.

Заявитель ходатайствовал о восстановлении срока на обжалование постановления, мотивируя тем, что представитель находился в очередном отпуске с 01.07.2013 г. по 14.07.2013 г, а с 15.07.2013 г.  по 30.07.2013 г.  изучался материал для обжалования.

Ходатайство ОАО "Славянка" подлежит отклонению, поскольку представитель общества расписался и в том, что ознакомлен с постановлением, и в том, что получил его копию. Законный представитель общества должен организовать работу таким образом, чтобы исполнять возложенные на организацию обязанности и осуществлять реализацию прав в установленные законом сроки.

Пропуск срока на обжалование ненормативного правового акта является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N16228/05).

С учетом изложенного, суд признает требование ОАО "Славянка" о признании не­законным и отмене постановления N 1-076 от 13.06.2013 г. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 117, 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требования открытого акционерного общества "Славянка" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Кемеровской области N 1-076 от 13.06.2013 г. отказать.

решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Ж.Г. Смычкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка