• по
Более 60000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 02 октября 2013 года Дело N А53-17021/2013

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Паутовой Л.Н.

рассмотрев дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атлант-Строй", ИНН 6164253393, ОГРН 1066164201553

к Административной инспекции Ростовской области, Ростовский межрайонный отдел

о признании незаконным и отмене постановления NР-1815 от 31.07.2013 о привлечении к административной ответственности,

в порядке упрощенного производства без вызова сторон

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Атлант-Строй" (далее - ООО "Атлант-Строй", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области (далее - инспекция, административный орган) NР-1815 от 31.07.2013 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N273-ЗС "Об административных правонарушениях", в виде административного штрафа в размере 45000 руб.

Свои требования заявитель обосновывает тем, что административной инспекцией допущены процессуальные нарушения, выразившиеся в неизвещении общества о предстоящей проверке, отсутствия какого-либо документа, фиксирующего событие административного правонарушения, а также отсутствия вины общества.

определением от 16.08.2013 суд принял заявление к производству в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель, получивший определение суда от 16.08.2013, о чем свидетельствует уведомление о вручении ему заказной корреспонденции, каких-либо дополнительных доказательств не представил.

Административная инспекция Ростовской области представила отзыв на заявление и материалы административного дела, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным; кроме того, указала на соблюдение процессуальных требований при рассмотрении административного дела.

Судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

25.07.2013 главным специалистом Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области было выявлено, что по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Петровская, 85, юридическим лицом - ООО "Атлант-Строй" при производстве земляных работ по ремонту подземных коммуникаций не предприняло надлежащих мер по ограждению места разрытия защитными барьерами, оборудованными в соответствии с действующими нормами, не предусмотрело установку информационного щита с указанием наименования лица, выполняющего работы, номеров телефонов и фамилий руководителя и ответственного лица, вида сроков начала и окончания работ не предусмотрело установку освещения на весь период работ, в темное время суток освещение ограждения сигнальными лампами красного цвета, кроме того ООО "Атлант-Строй" при производстве земляных работ допустило складирование и засыпку (грунтом и сколом асфальта) тротуаров, дворовых и внутриквартальных территорий, не обеспечило благоустройство аварийного разрытия территории произведенного для работ на подземных коммуникациях в установленные сроки (срок разрешения N255 истек 10.07.2013), чем нарушило п.3, п.9, п. 12 раздела 9 и п.15 раздела 4 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, принятых решением Ростовской-на-Дону городской думы пятого созыва от 13.06.2012 N282, о чем был составлен акт об обнаружении признаков административного правонарушения.

Указанные обстоятельства были зафиксированы путем фотографирования с использованием цифровой фотокамеры. Фотоснимки приобщены к материалам дела об административном правонарушении.

26.07.2013 по выявленному факту правонарушения Ростовским межрайонным отделом Административной инспекции Ростовской области, в отсутствие законного представителя общества при наличии доказательств его надлежащего извещения, был составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава правонарушения в сфере благоустройства и содержания территории г. Ростова-на-Дону.

постановлением от 31.07.2013 N Р-1815 по делу об административном правонарушении, составленным также в отсутствие законного представителя общества при наличии доказательств его надлежащего извещения, административная инспекция признала ООО "Атлант-Строй" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", и назначила штраф в размере 45000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 20 000 до 50 000 рублей.

В силу пункта 19 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 13.06.2012 N 282 утверждены Правила благоустройства территории г. Ростова-на-Дону (далее - Правила благоустройства), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, в том числе прилегающих к границам земельных участков, зданиям и сооружениям, а также внутренних производственных территорий для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками и владельцами земельных участков, объектов строительства, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.

При этом определено, что благоустройство территории - это комплекс предусмотренных указанными Правилами благоустройства мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (раздел 2 Правил благоустройства).

Под организацией работ по благоустройству, содержанию и уборке понимается осуществление комплекса мер, направленных на создание условий для выполнения работ, включая установление видов и объемов работ, финансовое обеспечение и установление лиц (физических, должностных, юридических), ответственных за обеспечение работ.

Содержание объекта благоустройства представляет собой осуществление уборки объекта благоустройства и обеспечение безопасности, надлежащего физического, технического состояния и привлекательного внешнего вида элементов благоустройства, находящихся на объекте, в процессе их создания, размещения, эксплуатации и демонтажа.

Обеспечение работ по благоустройству, содержанию и уборке - это непосредственное выполнение работ собственником или владельцем объекта благоустройства или выполнение их путем привлечения на договорных условиях подрядной организации с обязательным установлением критериев качества работы.

Порядок эксплуатации и прокладки (ремонта) подземных коммуникаций и осуществления иных видов земляных работ регламентирован разделом 9 Правил благоустройства.

В соответствии с пунктом 3 указанного раздела до начала и в период выполнения работ по прокладке (ремонту) подземных инженерных сетей исполнитель работ ограждает место разрытия защитными барьерами, оборудованными в соответствии с действующими нормами; выставляет информационный щит с указанием наименования лица, выполняющего работы, номеров телефонов и фамилий руководителя и ответственного лица, вида и сроков начала и окончания работ, дорожные знаки и указатели стандартного типа, обеспечивает их надлежащее содержание; предусматривает установку освещения на весь период работ, в темное время суток - освещение ограждения сигнальными лампами красного цвета.

Пунктом 9 раздела 9 определено, что окончание работ по прокладке (ремонту) подземных инженерных сетей завершается благоустройством территории, выполняемым исполнителем работ. Работы считаются выполненными только при наличии акта, утвержденного уполномоченным подразделением администрации района города.

Пунктом 12 раздела 9 предусмотрено, что при производстве всех видов земляных работ запрещается засыпать грунтом и строительным материалом деревья, кустарники, газоны, крышки колодцев подземных инженерных сетей, водосточные решетки, тротуары; повреждать существующие сооружения, зеленые насаждения и элементы внешнего благоустройства; временно складировать изъятый грунт на тротуарах без подстилающих материалов; оставлять неиспользованный грунт и строительный мусор после окончания работ.

Пунктом 15 раздела 4 предусмотрено, что на территории города запрещается:

- вывозить и выгружать все виды отходов в не отведенные для этой цели места, закапывать отходы в землю;

- сжигать все виды отходов на улицах, площадях, в скверах, парках, на бульварах, во дворах индивидуальных домовладений и многоквартирных жилых домов, на территориях организаций, на свалках;

- загрязнять улицы при перевозке мусора, сыпучих и жидких материалов на подвижном составе, осуществлять перевозку мусора, сыпучих и жидких материалов без средств (приспособлений), предотвращающих загрязнение улиц;

- выбрасывать мусор из автомобилей;

- сорить на улицах, площадях и других местах общего пользования, выставлять тару с мусором и пищевыми отходами на улицы;

- загрязнять территории общего пользования бытовыми и промышленными отходами, в том числе отходами жизнедеятельности домашних животных;

- выбрасывать и сметать мусор на проезжую часть улиц, в ливнеприемники ливневой канализации, загрязнять полотно проезжей части при осуществлении выезда подвижного состава с грунтовых дорог, строительных площадок и т.д.;

- выбрасывать мусор с крыш, из окон, балконов (лоджий) зданий;

- установка в качестве уличного коммунально-бытового оборудования приспособленной тары (коробки, ящики, ведра и т.п.);

- складирование скола асфальта (фала) и грунта на озелененных территориях, в том числе на газонной части тротуаров, дворовых и внутриквартальных территорий;

- временное складирование органических остатков после сноса и обрезки деревьев на проезжей части улиц и тротуарах, препятствующее движению транспорта и пешеходов;

- складировать строительные материалы на территориях общего пользования, а также вне специально отведенных мест;

- мыть автомашины и другие транспортные средства у водоразборных колонок, в открытых водоемах и на их берегах, на площадях, в скверах, парках и в иных неустановленных местах; стирать белье у водоразборных колонок и в открытых водоемах;

- производить сброс хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности и в водные объекты, выпускать канализационные стоки открытым способом на тротуары, проезжую часть дорог и в ливневую канализацию;

- производить торговлю фруктами, овощами и другими продуктами на улицах, площадях, стадионах и других местах, не отведенных для этих целей;

- размещать объекты торговли, временные и сезонные сооружения на проезжей части дорог;

- размещать объекты торговли, временные и сезонные сооружения (кроме предназначенных для обеспечения пассажирских перевозок) на тротуарах, газонной части улиц, скверов, парковой и лесной зоны без согласования в установленном порядке;

- складировать около торговых точек тару, запасы товаров, производить торговлю без специального оборудования;

- оставлять на улицах тару и остатки некондиционного или нереализованного товара от нестационарных торговых точек;

- купать собак и других животных в местах массового купания людей;

- выгуливать животных в парках, скверах, бульварах, на детских площадках и стадионах в нарушение установленного порядка;

- выжигать сухую растительность;

- ограждать строительные площадки с уменьшением пешеходных дорожек (тротуаров) без согласования в установленном порядке;

- устанавливать малые архитектурные формы и элементы внешнего благоустройства без согласования, а также в нарушение установленного порядка;

- обустраивать выгребные ямы на объектах общего пользования;

- наносить на фасады зданий и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий и сооружений (в том числе кровли, ограждения, защитные решетки, окна, балконы, лоджии, двери, карнизы, водосточные трубы, информационные таблички и др.) надписи и графические изображения (граффити) в нарушение установленного порядка;

- на центральных улицах развешивать на балконах и лоджиях предметы домашнего обихода, размещать на балконах и лоджиях крупногабаритные предметы обихода, видимые с улицы и ухудшающие вид фасада;

- движение, остановка и стоянка автотранспортных средств на тротуарах, газонах, детских площадках и спортивных площадках;

- оставление транспортных средств без кузовных деталей и элементов ходовой части вне специально отведенных мест, предназначенных для стоянки автотранспорта, в том числе на придомовых территориях индивидуальных и многоквартирных домов;

- стоянка автотранспорта вне специально отведенных мест, препятствующая осуществлению работ по уборке и содержанию проезжей части улиц;

- оставление автотранспорта на подъездных путях к контейнерной площадке или бункеру мусоропровода, создающее помехи движению специализированного мусоровозного транспорта;

- ограждение, в том числе выносными приспособлениями, участков проезжей части в створе фасадов жилых и нежилых зданий (помещений в них), препятствующее свободному движению, остановке и стоянке транспорта.

Из материалов дела следует, что ООО "Атлант-Строй" при производстве земляных работ по ремонту подземных коммуникаций не предприняло надлежащих мер по ограждению места разрытия защитными барьерами, оборудованными в соответствии с действующими нормами, не предусмотрело установку информационного щита с указанием наименования лица, выполняющего работы, номеров телефонов и фамилий руководителя и ответственного лица, вида сроков начала и окончания работ не предусмотрело установку освещения на весь период работ, в темное время суток освещение ограждения сигнальными лампами красного цвета, кроме того ООО "Атлант-Строй" при производстве земляных работ допустило складирование и засыпку (грунтом и сколом асфальта) тротуаров, дворовых и внутриквартальных территорий, не обеспечило благоустройство аварийного разрытия территории произведенного для работ на подземных коммуникациях в установленные сроки (срок разрешения N255 истек 10.07.2013).

Судом отклоняется довод общества об отсутствии вины, поскольку вина общества признается доказанной, так как ООО "Атлант-Строй" не представило надлежащих доказательств того, что юридическое лицо предприняло все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства.

Таким образом, суд пришел к выводу, что в действиях ООО "Атлант-Строй" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях". Факт нарушения требований законодательства обществом материалами административного дела доказан.

Суд отклоняет и довод общества о допущенных административной инспекцией процессуальных нарушениях, по следующим обстоятельствам.

В силу п.1 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях достаточных данных, указывающих на наличие событие административного правонарушения.

Порядок организации и проведения проверок регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В соответствии с подпунктам "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-Ф3 одним из оснований для проверки внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

В силу части 1 статьи 147 Закона N 294-Ф3 проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Согласно части 3 статьи 14 Закона N 294-Ф3 заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) вручается под роспись должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

Согласно представленным в материалы дела документам административным органом проводилась не проверка установления наличия или отсутствия фактов, а административное расследование.

В силу части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов, связанным с проведением административного расследования. Кроме того, Закон N 294-ФЗ имеет иные цели и сферу применения, не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяет фактическое основание наступления административной ответственности.

Системный анализ приведенных выше нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что проверка в отношении ООО "Атлант-Строй" проведена уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.

Нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На дату вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В качестве доказательства совершенного правонарушения административным органом представлены: акт об обнаружении признаков административного правонарушения от 25.07.2013; протокол NР-1915 от 26.07.2013; фотоматериалы (фототаблица к акту от 25.07.2013), на которых зафиксированы дата и время, тип освещения и режим съемки, а также чертежи межевания и планировки территории.

Кроме того, проверка проводилась главным специалистом Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции РО, в присутствии двух свидетелей, о чем свидетельствуют их росписи в соответствующих разделах.

Протокол об административном правонарушении от 26.07.2013 NР-1915 составлен в отсутствие законного представителя общества при наличии доказательств его надлежащего извещения, о чем свидетельствует соответствующая отметка общества на уведомлении.

постановление по делу об административном правонарушении NР-1915 от 31.07.2013 также вынесено в отсутствие законного представителя общества при наличии доказательств его надлежащего извещения, о чем свидетельствует оттиск штампа организации на уведомлении.

Указанные материалы судом оценены с позиции ст. 71 АПК РФ и признаны надлежащими доказательствами по делу, в достаточной степени подтверждающими позицию административного органа.

Вместе с тем, одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последнее обязан учитывать.

Административным органом в ходе рассмотрения административного дела установлены обстоятельства, отягчающие вину ООО "Атлант-Строй". Общество ранее привлекалось к аналогичной административной ответственности, что подтверждается постановлением NР-219 от 13.02.2013, которым обществу назначено наказание в виде предупреждения.

постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса.

Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", предусмотрена в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

При назначении административного наказания административный орган в оспариваемом постановлении не обосновал применение к обществу административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 45 000 рублей.

Учитывая альтернативный характер санкции статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о целесообразности применения к Администрации административного наказания в виде наложения административного штрафа в минимальном размере - 20000 рублей.

С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемое постановление от 31.07.2013 NР-1915, вынесенное Административной инспекцией Ростовской области в части назначения административного штрафа в размере 45 000 рублей является незаконным и подлежит применению административная ответственность в виде штрафа в размере 20000 рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-168, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области NР-1915 от 31.07.2013 о привлечении ООО "Атлант-Строй" к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N273-ЗС "Об административных правонарушениях", в части назначения штрафа в размере, превышающем 20000 руб.

В остальной части отказать.

решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению.

решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

решение по настоящему делу может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Л.Н. Паутова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-17021/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 02 октября 2013

Поиск в тексте