АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 24 сентября 2013 года Дело N А53-4934/2013

Резолютивная часть решения объявлена "18" сентября 2013 года

Полный текст решения изготовлен "24" сентября 2013 года

Арбитражный суд Ростовской области  в составе судьи Жигало Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мироненко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А53-4934/13

по исковому заявлению открытого акционерного общества "ТАГАНРОГСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ N1" (ИНН 6154020946, ОГРН 1026102574783)

к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области

третьи лица - Правительство Ростовской области, Комитет по управлению имуществом города Таганрога,

об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,

при участии:

от истца - представитель Малыхин А.М. по доверенности от 18.04.2013,

от ответчика - представитель не явился, извещение,

от третьего лица - Правительства Ростовской области - представитель Громовский Д.В. по доверенности от 11.12.2012;

от третьего лица - КУИ г.Таганрога - представитель Артемов Ю.А., доверенность от 31.01.2013,

установил:

открытое акционерное общество "ТАГАНРОГСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ N1" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области (далее - ответчик, учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:02503:0005, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Восточная, 4, общей площадью 9173 кв.м., равной рыночной.

Исковые требования мотивированы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости.

Представитель истца в судебное заседание явился, заявил ходатайство об уточнении размера исковых требований, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Восточная, 4, общей площадью 9 173 кв.м.. кадастровый номер 61:58:02503:0005, по состоянию на 01.01.2007г. равной 4824998 (четырём миллионам восьмистам двадцати четырём тысячам девятистам девяноста восьми) рублям в соответствии с заключением эксперта N 176/13, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной базы, общества с ограниченной ответственностью "ТАТП N 1" равной рыночной.

Уточненные исковые требования приняты судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечил, отзыв на исковое заявление не представил.

Представители третьих лиц Правительства Ростовской области и Комитета по управлению имуществом г.Таганрога в судебное заседание явились.

При таких обстоятельствах дело может быть рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие надлежащим образом уведомленного ответчика.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв. После окончания перерыва судебное заседание продолжено.

Суд, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "ТАГАНРОГСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ N1" является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Восточная, 4, общей площадью 9 173 кв.м., кадастровый номер 61:58:02503:0005, на основании договора аренды от 16.08.2004 N 04-918, заключенного сроком до 19.12.2028.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается отметкой регистрационного органа, а также сведениями в кадастровом паспорте от 15.10.2012 N 61/001/12-505579.

С 01.01.2009 в связи с вступлением в силу Постановления Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области" размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:02503:0005 составляет 24512090 рублей 60 копеек. Изложенные сведения содержатся в кадастровом паспорте земельного участка от 15.10.2012 N 61/001/12-505579.

Истец указывая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно завышена, что в свою очередь является нарушением его прав как плательщика арендной платы, обратился в суд с настоящим иском.

Принимая решение, суд руководствовался следующим.

Согласно позиции Высшего Арбитражного суд российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодатель не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости, причем в этом случае достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не является.

Таким образом, для удовлетворения требований заинтересованного лица об установлении кадастровой стоимости в размере доказанной им рыночной стоимости земельного участка суду нет необходимости проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки в виде кадастровой стоимости спорного земельного участка или законность нормативного акта, которым они утверждены, потому что такое требование направлено не на оспаривание кадастровой оценки в целом, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку.

По существу, предмет таких требований заключается в изменении кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости. Так как в данном случае какие-либо незаконные действия (бездействия) государственных или муниципальных органов, оспаривание которых могло бы привести к такому результату, которого желает истец, отсутствуют, Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации приходит к выводу, что данное требование носит исковой характер и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.

Следует также отметить, что указанный иск об изменении кадастровой стоимости необходимо квалифицировать в качестве преобразовательного иска.

Истец, заявив требования по настоящему делу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения арендной платы, исходя их кадастровой стоимости земельного участка, является нарушением прав предпринимателя как арендатора спорных земельных участков и плательщика арендной платы по договорам.

Частью 3 статьи 20 Закона о кадастре, в числе лиц, имеющих право на обращение с заявлением об учете изменений объектов недвижимости, называет применительно к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, - лиц, которым земельный участок предоставлен на праве пожизненного владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды на основании договора, заключенного на срок более пяти лет.

Арендодателем земельного участка с кадастровым номером 61:58:02503:0005, переданного обществу на основании договора аренды от 16.08.2004 N 04-918 является Комитет по управлению имуществом города Таганрога. Как следует из кадастрового паспорта от 15.10.2012 N 61/001/12-505579, спорный участок является собственностью Российской Федерации в лице Администрации города Таганрога.

Согласно абзацам 2 и 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, спорный земельный участок находится в распоряжении органов местного самоуправления.

Права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной. Следовательно, законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"  результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель в процессе государственной кадастровой оценке земель проводится оценочное зонирование территорий. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.

В соответствии с постановлением главы администрации Ростовской области от 25.04.2008 N 163 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" в 2007 году проводилась государственная оценка земельных участков населенных пунктов Ростовской области.

Во исполнение пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства от 08.04.2000 N 316, Управление Роснедвижимости по Ростовской области был заключен государственный контракт от 20.04.2007 N 2 на выполнение работ по государственной оценки земельных участков с ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" в лице филиала.

Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Требования истца, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

При обращении в суд истцом представлено ходатайство во исполнение положений статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ о назначении экспертизы в рамках настоящего дела.

В силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

Поскольку при рассмотрении дела возникли вопросы, требующие специальных знаний, исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11 относительно рассмотрения спорных вопросов касающихся расхождений между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете оценщика, суд пришел к выводу о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости спорного земельного участка на момент внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (по состоянию на 01.01.2007).

В соответствии с представленным экспертным заключением общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр судебных экспертиз и оценки" от 07.06.2013 N 016-13-О рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:02503:0005 по состоянию на 01.01.2007 составляет 9117960 рублей.

При анализе представленного в материалы дела экспертного заключения N 016-13-О, выполненного экспертом общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр судебных экспертиз и оценки" Курмаз Еленой Васильевной, судом установлено, что в нарушение пункта 19 ФСО N1 оценщиком использованы документы и информация, подготовленные после 01.01.2007.

В соответствии с пунктом 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

Представителем истца заявлено ходатайство о проведении повторной судебной экспертизы.

Судом удовлетворено ходатайство истца о назначении повторной судебной экспертизы, поскольку необходимо исследовать вопрос о размере рыночной стоимости спорного земельного участка.

Вместе с тем, проведение экспертизы суд поручил специалисту-оценщику закрытого акционерного общества "Приазовский центр смет и оценки" Ивановой Ларисе Петровне, поскольку стоимость проведения судебной экспертизы в данной экспертной организации значительно ниже, чем в иных предложенных организациях по информации, полученной судом по собственной инициативе и от третьего лица.

Закрытым акционерным обществом "Приазовский центр смет и оценки" в материалы дела представлено заключение эксперта N 176/13 от 29.08.2013, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:02503:0005 по состоянию на 01.01.2007 составляет 4824998 рублей.

Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка более чем в два раза превышает размер рыночной стоимости таких участков.

Оценивая доказательства, суд приходит к выводу, что представленное заключение  эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную, достоверную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков. Рыночная стоимость спорного земельного участка определена экспертом по состоянию на 01.01.2007, то есть на дату проведения государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость спорного земельного участка была сформирована посредством перемножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала, в котором находится спорный земельный участок. Удельные показатели кадастровой стоимости были определены по состоянию на 01.01.2007 с целью определения и исчисления кадастровой стоимости земельных участков, которые будут созданы в последующем.

В ходе рассмотрения настоящего дела участвующие в деле лица не выразили позиционных возражений в отношении размера рыночной стоимости земельного участка, указанной в экспертном заключении, а также не представили доказательств его порочности. Оценивая доказательства, суд приходит к выводу, что представленное заключение  эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков.

Формальные возражения Правительства Ростовской области, Комитета по управлению имуществом города Таганрога в отношении существа заявленных требований не основаны на нормах действующего законодательства.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о доказанности истцом рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:02503:0005 в размере 4824998 рублей.

Поскольку истец является арендатором земельного участка, необоснованно завышенная кадастровая стоимость земельного участка нарушает его права, как плательщика арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, заявленные требования представляются обоснованными.

Согласно положениям статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с даты определения кадастровой стоимости.

Статьей 24.20 Закона об оценке установлено, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.

В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.