АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 01 октября 2013 года Дело N А53-16082/2013

Резолютивная часть решения объявлена "25" сентября 2013 года

Полный текст решения изготовлен "01" октября 2013 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Ерёмина Ф.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Амзоян И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РПБ-К", ИНН 3436018308, ОГРН 1123453001528,

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу

об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 07-10/137 от 21.03.2013,

при участии:

от заявителя: представитель не явился;

от заинтересованного лица: представитель Матвеева И.А., доверенность от 08.04.2013,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "РПБ-К"  (далее - общество, ООО "РПБ-К") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - Управление) об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 07-10/137 от 21.03.2013 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается материалами дела.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, в удовлетворении заявленных требований просил отказать по основаниям изложенным в ранее представленном отзыве.

Дело рассмотрено судом в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела представителя заявителя.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, суд установил следующее.

В ходе проведения проверочных мероприятий административным органом установлено, что ООО "РПБ-К" допущено административное правонарушение, выразившееся в непредставлении в установленный законодательством срок до 21.01.2013 деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (по форме Приложения N8 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N815) (далее - Правила) за 4 квартал 2012 года.

26.02.2013 уполномоченным должностным лицом Управления в отношении ООО "РПБ-К", в отсутствие его законного представителя, составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

21.03.2013 заместитель руководителя Управления в отношении ООО "РПБ-К", в отсутствии его представителя, вынес постановление по делу об административном правонарушении N 07-10/137, которым ООО "РПБ-К" привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "РПБ-К" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, выслушав пояснения представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.

Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере налогообложения деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении организаций и их должностных лиц от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Порядок учета и декларирования объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи) определен, в соответствии со ст. 14 Федерального закона N171-ФЗ, утвержденным постановлением Правительства РФ N 815 от 09.08.2012 "О представлении деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995  N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и пиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N171-ФЗ) установлено, что организации, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995  N171-ФЗ под оборотом понимается - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Пунктом 4 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995  N171-ФЗ установлено, что организации, производство, оборот и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляют в электронной форме копии деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.

Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N171-ФЗ запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона N171-ФЗ Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Общество допустило нарушение, выразившееся в непредставлении в установленный законодательством срок в декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков за 4 квартал 2012 года.

Управлением 26 февраля 2013 года было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 15.13 КоАП РФ в отношении ООО "РПБ-К" ИНН 3436018308, по факту непредставления в установленный срок декларации об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма приложения N 8 к Правилам).

В результате мониторинга своевременности и полноты представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 4 квартал 2012 года, установлено что, ООО "РПБ-К" не представило декларацию об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме приложения N 8 к Правилам) в установленный законом срок до 21.01.2013. Фактически декларация об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции представлена 22.01.2013 на бумажном носителе (вх.N581 от 29.01.2013).

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

ООО "РПБ-К" в объяснениях исх. N 5 от 08.02.2013 пояснило, что перевозки пива не осуществлялись, так как было произведено внутреннее перемещение на складе от поставщика ООО "МЕГА ВОЛГОГРАД".

В соответствии с пунктом 10.1 Приказа N 231 от 23.08.2012 "О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" декларацию по форме N 8 к Правилам представляют организации, осуществляющие закупку, хранение, и поставку алкогольной продукции.

Согласно данным декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2012года ООО "РПБ-К" закупило у ООО "МЕГА ВОЛГОГРАД" пиво и пивные напитки (по кодам 500, 520) в общем объеме 18 571,350 дал.

Таким образом, Общество обязано представлять декларацию об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в установленный законодательством срок, с отражением в ней сведений по доставке от поставщика собственным транспортом, доставке от поставщика транспортом контрагента, доставке от поставщика транспортной организацией, перевозке по перемещению алкогольной продукции между обособленными подразделениями организации, указанных в товарно-транспортной накладной и разделе 10 "Перевозчик" транспортной накладной.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона N171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с удержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объемов их производства и (или) оборота.

Порядок представления деклараций и форма деклараций установлены постановлением Правительства 09.08.2012 N815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее -постановление Правительства N 815), в соответствии с п. 15, п. 16 которых, декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за 4 квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в электронной форме или на бумажных носителях.

Кроме того, в случае, если последний день сдачи деклараций является выходным днем, срок сдачи переносится на следующий за ним рабочий день.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выполняя требования законодательства в области оборота алкогольной продукции, общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства. Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, имело возможность своевременно представить декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Надлежащее исполнение обязанности, возложенной законом не требует большего, чем своевременное представление деклараций, то есть административная ответственность введена в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исходя из того, что представление декларации - не отличающийся большими сложностями процесс, и для его соблюдения не требуется значительных усилий.

ООО "РПБ-К" имело возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Федеральным законом N171-ФЗ, постановлением Правительства N 815, Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 28.08.2012 N237 "О формате представления в электронном виде деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка N237) в части представления деклараций, но ООО "РПБ-К" все зависящие от него меры по их соблюдению приняты не были.

Таким образом, нарушены положения ст.ст. 14, 26 Федерального закона от N 171-ФЗ, Постановления Правительства N 815, Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка N237.

Факт нарушения подтверждается: протоколом по делу об административном правонарушении N07-10/137 от 26.02.2013 года; журналом учета деклараций по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2013 по Волгоградской области; скриншотом рабочего стола Государственной информационной системы "База данных деклараций"; декларацией об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2012года ООО "РПБ-К"; декларацией об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 8 к Правилам) представленной ООО "РПБ-К" 22.01.2013года; оттиском штампа почтового отделения на конверте; объяснением организации ООО "РПБ-К" исх. N 5 от 08.02.2013года.

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, состав административного правонарушении, предусмотренного ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным. Следовательно, уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта образует состав данного административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно обороноспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.

Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N171-ФЗ запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона N171-ФЗ организации, осуществляющие закупку и поставки алкогольной продукции, обязаны осуществлять декларирование объема оборота такой продукции.

Имея возможность для соблюдения установленного законом запрета на искажение вносимых в декларацию данных, директор Общества имела возможность для соблюдения правил и норм, закреплённых Федеральным Законом N 171-ФЗ так как располагал первичными учетными документами для отражения в декларации достоверных данных при этом подтвердили своей электронной цифровой подписью достоверность и полноту "искажённых" сведений, указанных в декларации, и не приняли всех необходимых мер для соблюдения Обществом своей публично-правовой обязанности по представлению достоверных данных в декларации.

В заявлении  Общество  указывает на то, что нарушение допущено  работником организации - аудиторской компании ИП Забровская Л.В., с которой у общества заключен договор N11/с от 01.08.2012 на оказание бухгалтерских услуг.

Вопрос некачественного оказания услуг по указанному договору Общество вправе решить в соответствии с законодательством Российской Федерации, что отражено в пунктах 5.1, 5.10 указанного договора.