АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 сентября 2013 года Дело N А72-8569/2013

Резолютивная часть решения объявлена 20.09.2013.

В полном объеме решение изготовлено 26.09.2013.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,

при ведении  протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Кузьминой К.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявле­нию

Жилищно-строительного кооператива "КОМПЛЕКС", г. Ульяновск (ОГРН 1027301581746, ИНН 7328014624)

к Министерству экономики и планирования Ульяновской области, г.Ульяновск,

о признании незаконным и  отмене постановления N 42-ц от 20.06.2013

при участии в заседании:

от ЖСК "КОМПЛЕКС" - Павлов В.А., протокол заседания правления от 31.03.2013, паспорт, Анисимова Л.И., доверенность от 09.01.2013, паспорт,

от Министерства экономики и планирования Ульяновской области - Минеева О.А., доверенность от 07.05.2013, паспорт,

установил:

Жилищно-строительный кооператив "КОМПЛЕКС" обратился в Арбитражный суд Ульяновской области к Министерству экономики и планирования Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и  отмене постановления N 42-ц от 20.06.2013.

Из материалов дела следует:

В период с 15.03.2013 по 05.04.2013 Министерством экономики Ульяновской области на основании распоряжения N291-р от 04.03.2013 была проведена проверка в отношении Жилищно-строительного кооператива "КОМПЛЕКС" с целью проверки обращения граждан Ромашкиной Р.К., Усманова В.В., Галишевой Н.В. По результатам проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N16 от 05.04.2013. Проверка проводилась в отсутствие представителя ЖСК "КОМПЛЕКС", о месте и времени проведения проверки ЖСК "КОМПЛЕКС" был уведомлен надлежащим образом.

В ходе проверки выявлены нарушения обязательственных требований, установленных действующим законодательством.

05.04.2013 Министерством экономики Ульяновской области в отношении ЖСК "КОМПЛЕКС" вынесено предписание об устранении выявленных нарушений.

14.05.2013 Министерством экономики Ульяновской области в отношении ЖСК "КОМПЛЕКС" составлен протокол N33/2013-пр об административном правонарушении по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии представителя Кооператива - Павлова В.А. О дате и времени составления протокола об административном правонарушении Кооператив уведомлен надлежащим образом.

20.06.2013 постановлением Министерства экономики и планирования Ульяновской области N42-ц о привлечении к административной ответственности ЖСК "КОМПЛЕКС" привлечен к административной ответственности  по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 147250,2 руб.

20.06.2013 Министерством экономики и планирования Ульяновской области в отношении ЖСК "КОМПЛЕКС" вынесено представление N30 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших  совершению административного правонарушения.

12.09.2013 Министерством экономики и планирования Ульяновской области вынесено определение об исправлении описки, опечатки, арифметической ошибки в постановлении по делу об административном правонарушении.

ЖСК "КОМПЛЕКС" просит постановление N42-ц от 20.06.2013 по делу об административном правонарушении признать незаконным и отменить.

Министерство экономики Ульяновской области считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.

В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса (в ред., действовавшей до 2013 года), со ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:

1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);

2) тариф на техническую воду;

3) тариф на транспортировку воды;

4) тариф на подвоз воды;

5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

В соответствии с п. 8 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения:

1) тариф на водоотведение;

2) тариф на  транспортировку сточных вод;

3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В соответствии с приказом Министерства экономики Ульяновской области от 20.11.2012 N 06-476 "Об установлении тарифов на холодную воду для Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" на 2013 год", утверждён тариф на холодную воду на период действия с 01.01.2013 по 30.06.2013 в размере 16,87 руб./куб. м (с учётом НДС).

В соответствии с приказом Министерства экономики Ульяновской области от 20.11.2012 N 06-485 "Об установлении тарифов на водоотведение для Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" на 2013 год", утверждён тариф на водоотведение на период действия с 01.01.2013 по 30.06.2013 в размере 14,49 руб./куб. м (с учётом НДС).

ЖСК "КОМПЛЕКС" приобретает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций и предоставляет коммунальные услуги гражданам, в том числе по холодному водоснабжению и водоотведению по ул. Врача Сурова дома NN 22 и 33/2.

В соответствии с п. 2.1. договора на отпуск воды и приём сточных вод от 01.04.2012 МП "Ульяновскводоканал" обязуется обеспечить ЖСК "КОМПЛЕКС" подачу питьевой воды, воды технического качества и принять лимитированный объём стоков.

Таким образом, ЖСК "КОМПЛЕКС" согласно Правилам является исполнителем коммунальных услуг.

Согласно платёжным документам для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг за январь 2013 года Ромашкиной Р.К, проживающей по адресу: г. Ульяновск, пр-т Врача Сурова, д. 33/2, кв. 246, Кравченко Е.И., проживающей по адресу: г. Ульяновск, пр-т Врача Сурова, д. 33/2, кв. 93, Усманову В.В., проживающему по адресу: г. Ульяновск, пр-т Врача Сурова, д. 33/2, кв. 157, ЖСК "КОМПЛЕКС" применяло завышенные тарифы:

на холодную воду в размере 29,28 руб./куб. м (с учётом НДС), вместо утверждённого в размере 16,87 руб./куб. м (с учётом НДС);

на водоотведение в размере 21,67 руб./куб. м (с учётом НДС), вместо утверждённого в размере 14,49 руб./куб. м (с учётом НДС).

Согласно платёжным документам для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг за январь 2013 года Шайко Н.А., проживающей по адресу: г. Ульяновск, пр-т Врача Сурова, д. 22, кв. 203, Галишевой Н.В., проживающей по адресу: г. Ульяновск, пр-т Врача Сурова, д. 22, кв. 265, Семдянкина В.И., проживающего по адресу: г. Ульяновск, пр-т Врача Сурова, д. 22, кв. 241, ЖСК "КОМПЛЕКС" применяло завышенные тарифы:

на холодную воду в размере 27,05 руб./куб. м (с учётом НДС), вместо утверждённого в размере 16,87 руб./куб. м (с учётом НДС);

на водоотведение в размере 23,70 руб./куб. м (с учётом НДС), вместо утверждённого в размере 14,49 руб./куб. м (с учётом НДС).

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Министерство экономики и планирования по Ульяновской области правомерно установило в действиях ЖСК "КОМПЛЕКС" применение завышенного тарифа.

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что объем предоставленных коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению по пр. Врача Сурова, 22 за январь 2013 года составил 982 м?, по адресу г.Ульяновск, пр. Врача Сурова, 33 объем коммунальных услуг составил 2369 м?.

Таким образом, сумма завышения тарифов составила:

на холодную воду гражданам, проживающим по адресу: г. Ульяновск, пр-т Врача Сурова, д. 33/2 - 12 тысяч 186 рублей 62 копейки;

на холодную воду гражданам, проживающим по адресу: г. Ульяновск, пр-т Врача Сурова, д. 22 - 24 тысяч 393 рубля 82 копейки;

на водоотведение гражданам, проживающим по адресу: г. Ульяновск, пр-т Врача Сурова, д. 22 - 21 тысяча 818 рублей 49 копеек;

на водоотведение гражданам, проживающим по адресу: г. Ульяновск, пр-т Врача Сурова, д. 33/2 - 7 тысяч 50 рублей 76 копеек.

Общая сумма завышения составила 65449,69 руб.

Сумма завышения рассчитана следующим образом:

(29,28 руб./куб.м. - 16,87 руб./куб.м.)*2369м? = 29399 руб. 29 коп. (холодное водоснабжение);

(21,67 руб./куб.м. - 14,49 руб./куб.м.)*2369м? = 17009,42 руб. (водоотведение).

По многоквартирному дому, расположенному по адресу: г.Ульяновск, пр-т Врача Сурова, д.22:

(27,05 руб./куб.м. - 16,87 руб./куб.м.)*982 м? = 9996,76 руб. (холодное водоснабжение);

(23,7 руб./куб.м. - 14,49 руб./куб.м.)*982 м? = 9044,22 руб. (водоотведение).

Доводы ЖСК "КОМПЛЕКС" о том, что новый тариф ими не применялся, а в квитанциях указана плата за "услугу", а не тариф, суд считает необоснованными.

В данном случае указание в платежных документах "стоимость услуги" вместо слов "тариф" не является доказательством о не применении завышенного тарифа. При подсчете суммы за оказание коммунальных услуг за январь 2013 года ЖСК "КОМПЛЕКС" по сути применил завышенный тариф.

При таких обстоятельствах дела, суд считает, что в действиях ЖСК "КОМПЛЕКС" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.

ЖСК "КОМПЛЕКС" привлечено Министерством экономики Ульяновской области к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ правомерно.

Суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Доказательств исключительности случая вмененного заявителю правонарушения не усматривается из материалов дела.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В данном случае Обществу назначено административное наказание, не превышающее санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.