АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 сентября 2013 года Дело N А27-9267/2013

Резолютивная часть решения оглашена 23 сентября 2013 года

решение в полном объеме изготовлено  25 сентября 2013 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Новожиловой И.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи  секретарем судебного заседания Силищевым И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИБУР ГЕОСИНТ", г. Москва (ОГРН 1116324000352, ИНН 6324015833)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово (ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373)

о признании недействительным решения от 22.02.2013 N 16

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью "СИБУР ГЕОСИНТ": Ищенко М.Л. - представителя, доверенность от 25.05.2013 N 35, паспорт

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово: Феденева А.Е. - главного государственного налогового инспектора юридического отдела, доверенность от 09.07.2013 N10, удостоверение

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СИБУР ГЕОСИНТ" (далее по тексту - ООО "СИБУР ГЕОСИНТ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с  заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово от 22.02.2013 N 16 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал, указав, что расчет налога был произведен обществом из нормативной стоимости земли. Представитель заявителя указал что, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и для целей налогообложения она не может изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением N 520 (вступившим в силу в течение налогового периода), подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2010.

Представитель налогового органа заявленные требования считает  необоснованными, в обоснование своих возражений указал, что оспариваемое решение является законным и обоснованным. По мнению представителя налогового органа, обществом неправильно исчислялся земельный налог вследствие неприменения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:487 в размере 1 580 287 374,35 рублей; доводы налогоплательщика не соответствуют нормам налогового законодательства. Подробно возражения изложены в отзыве.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кемерово проведена выездная налоговая проверка ООО "ОРТОН".

По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 18.01.2013 N 2.

Рассмотрев акт выездной налоговой проверки от 18.01.2013 N 2, и иные  материалы налоговой проверки, возражения общества налоговым органом принято решение от 22.02.2013 N 16  об отказе в привлечении ООО "ОРТОН" к  ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением обществу доначислен земельный налог за 2009 г. в сумме 18 963 448 рублей и начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 4 497 514 рублей.

Основанием для доначисления обществу земельного налога явилось занижение  заявителем налоговой базы вследствие неправильного применения им при исчислении земельного налога за 2009 г. нормативной стоимости.

Не согласившись с указанным решением ООО "СИБУР ГЕОСИНТ",  являющееся правопреемником ООО "ОРТОН", обжаловало его в  установленном порядке в вышестоящий налоговый орган.

решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 12.04.2013 N 190 решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово от 22.02.2013 N 16 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, жалоба ООО "СИБУР ГЕОСИНТ" - без удовлетворения.

ООО "СИБУР ГЕОСИНТ" полагая, что вышеуказанное решение не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из содержания приведенных правовых норм следует, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации ООО  "СИБУР ГЕОСИНТ" является плательщиком земельного налога.

Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации  земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации  установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации  установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации  по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения кадастровой оценки земель установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.

Как следует из материалов дела земельный налог за 2009 г. исчислен налоговым органом на основании сведений предоставленных Управлением Росреестра, исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:487 1 580 287 374,35 рублей, установленной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной оценке земель населенных пунктов Кемеровской области".

Поскольку на начало налогового периода (01.01.2009) и в течение налогового периода кадастровая стоимость спорного земельного участка значилась в размере  1 580 287 374,35 рублей, общество обязано было из этой стоимости исчислять земельный налог.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Таким образом, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.

Судебный акт по делу N А27-5752/2010, которым признан недостоверным результат государственной оценки земельного участка с кадастровым номером   42:24:0201002:487 площадью 285 743 кв.м., в размере 1 591 717 094,35 рублей вступил  в законную силу 16.09.2010. Следовательно, оснований для применения кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.07.2010 по делу N А27-5752/2010 к спорному налоговому периоду 2009 г. не имеется.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение является законным и обоснованным, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Довод заявителя о том, что расчет налога им был произведен исходя из  нормативной стоимости земли, суд считает несостоятельным, поскольку в соответствии со статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1  января года, являющегося налоговым периодом.

В 2009 г. заявитель должен был определять налоговую базу по земельному налогу за 2009 г. на основе показателей кадастровой стоимости, содержащихся в нормативном акте  - Постановлении Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной оценке земель населенных пунктов Кемеровской области". Оснований для уточнения налоговой базы с учетом решения Арбитражного суда Кемеровской области  от 13.07.2010 по  делу N А27-5752/2010, вступившего в законную силу 16.09.2010, путем подачи уточненных деклараций за 2009 г., у заявителя не имелось.

Довод заявителя о невозможности применения в рассматриваемом случае  Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 со ссылкой на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П  судом отклоняется.

постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008  N 520 "О государственной оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.

В указанном Постановлении от 27.11.2008 N 520 не определяется дата вступления его в силу, следовательно, им не определяется дата, с которой возникают правовые последствия для налогоплательщиков, в связи с расчетом земельного налога.

При этом в пункте 2 данного Постановления от 27.11.2008 N 520 прямо указано, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области применяются с 01.01.2009.

Таким образом, указанная дата четко определяет дату, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость - 01.01.2009.

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

С учетом результатов рассмотрения спора государственную пошлину в сумме 2 000 рублей суд, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требование общества с ограниченной ответственностью "СИБУР ГЕОСИНТ" оставить без удовлетворения.

решение в месячный срок со дня его принятия  может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья И.А. Новожилова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка