• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 08 октября 2013 года Дело N А72-1464/2013

Резолютивная часть объявлена 02.10.2013.

Полный текст решения изготовлен 08.10.2013.

Арбитражный суд Ульяновской области в лице судьи Леонтьева Дмитрия Александровича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутузовой К.Д.,

рассмотрел в судебном заседании дело по иску

Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара

к Ассоциации Товариществ собственников жилья "Возрождение", г. Ульяновск

о взыскании 1749 808 руб. 11 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца - А.А. Яковлев, доверенность от 06.05.2013,

от ответчика - не явился (уведомлен);

установил:

Открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Ассоциации Товариществ собственников жилья "Возрождение" о взыскании 1749 808 руб. 11 коп., составляющих: 1731 834 руб. 76 коп. - основной долг период с июня по август 2012 года и с октября по декабрь 2012 года, 17 973 руб. 35 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.07.2012 по 22.01.2013, а также с 23.01.2013 взыскивать проценты за пользование чужими денежными средствами по день фактической уплаты суммы основного долга, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ- 8,25% годовых.

определением от 16.04.2013 суд в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований, истец просит взыскать с ответчика 1686 268 руб. 89 коп. - основной долг период с июня по август 2012 года и с октября по декабрь 2012 года, 56 374 руб. 04 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.07.2012 по 16.04.2013, а также с 17.04.2013 взыскивать проценты за пользование чужими денежными средствами по день фактической уплаты суммы основного долга, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ- 8,25% годовых.

Ответчик в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе по средством размещения информации о движении дела на сайте Арбитражного суда Ульяновской области: http://ulyanovsk.arbitr.ru.

При данных обстоятельствах дело в судебном заседании в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие ответчика по имеющимся в деле материалам.

Истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, в котором просит принять изменение исковых требований в части взыскания основного долга до 1 736 778,20 руб.; принять изменение исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами до 121 400,22 руб.; взыскать с АТСЖ "Возрождение" в пользу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" основной долг за потребленную тепловую энергию и теплоноситель в размере 1 736 778,20 руб.; взыскать с АТСЖ "Возрождение" в пользу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" проценты за пользование чужими денежными средствами с 11.07.2012 по 24.09.2013 в размере 121 400,22 руб.; с 25.09.2013 проценты взыскивать по день погашения основного долга исходя из ставки рефинансирования 8.25% годовых; взыскать с АТСЖ "Возрождение" в пользу ОАО "Волжская ТГК" расходы по оплате государственной пошлины в размере 30 498,08 руб.

Суд удовлетворяет ходатайство истца об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Представитель истца в судебном заседании пояснил, что увеличение суммы основного долга связано с тем, что при подаче иска в состав исковых требований не была включена задолженность за потребленные коммунальные ресурсы в период с 26.12.2012 по 31.12.2012.

Соответствующий акт от 28.01.2013 о количестве тепловой энергии и теплоносителе по показаниям приборов учета истец представил в материалы дела.

В качестве доказательства направления ходатайства об уточнении исковых требований в адрес ответчика истец представил отчет о доставке почтового отправления, направленного на электронный почтовый ящик ответчика, адрес почтового ящика указан в бланке письма ответчика.

При таких обстоятельствах суд считает, что ответчик уведомлен об уточненных исковых требованиях истца и считает возможным рассмотреть спор по существу и вынести окончательный судебный акт в настоящем судебном заседании.

Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования удовлетворить.

При этом суд исходил из следующего.

Как усматривается из материалов дела, ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" предложило для подписания АТСЖ "Возрождение" договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя N78348птэ, согласно которому Поставщик (ОАО "Волжская ТГК") обязуется подавать Покупателю (АТСЖ "Возрождение") через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель от сетей УМУП "Городской Теплосервис", а Покупатель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя.

Согласно п.7.1 договора N78348птэ от 12.12.2011 настоящий договор вступает в силу с момента его подписания, распространяется на отношения с 01.01.2012, действует до 31.12.2012.

Договор считается продленным на год на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении или о заключении нового договора (п.7.4 договора).

Объектом поставки являются многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: ул. Красноармейская 64; ул. Робеспьера 81/3; ул. Робеспьера 81/1 и 2; ул. Робеспьера 81/4; ул. Красноармейская 4; ул. Верхнеполевая 2а, которые указаны в Приложении N2 к Договору.

Договор ответчиком не подписан, в адрес истца направлен протокол разногласий (т. 1 л.д. 33,34).

Однако, с учетом того, что разногласий по существенным условиям договора ответчиком не представлено, ответчик подписал дополнительное соглашение к договору (л.д. 32 т.1), суд приходит к выводу о том, что между сторонами сложились договорные отношения.

Из искового заявления следует, что ОАО "Волжская ТГК" поставляло в многоквартирные жилые дома, находящийся в управлении АТСЖ "Возрождение" (ул. Красноармейская 64; ул. Робеспьера 81/3; ул. Робеспьера 81/1 и 2; ул. Робеспьера 81/4; ул. Красноармейская 4; ул. Верхнеполевая 2а), тепловую энергию и теплоноситель для нужд отопления и горячего водоснабжения.

Истцом в адрес ответчика были выставлены счета-фактуры N7800202686-7440/78348 от 30.06.2012 года, N7800503274-7440 от 31.07.2012 года, N7800503865 от 31.08.2012 года, N7800505529-7440 от 31.10.2012 года, N7800507089-7440 от 30.11.2012 года, N7800508836-7440 от 31.12.2012 года (т.1 л.д. 37-42), которые до настоящего времени в полном объеме не оплачены.

Как следует из уточненных исковых требований за июнь - август, октябрь - декабрь 2012 года сумма задолженности ответчика перед истцом за поставленную тепловую энергию и теплоноситель составляет 1736778,20 руб.

Указанная сумма долга, а также проценты за пользование чужими денежными средствами являются предметом настоящего спора.

Ответчик получал почтовые отправления с определениями суда, однако, в судебное заседание ни разу не явился, отзыв не представил, исковые требования не оспорил.

Исследовав материалы дела и проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с п. 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 года N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.

Таким образом, отсутствие между сторонами письменного договора не освобождает ответчика от обязанности оплатить фактически поставленный коммунальный ресурс.

Между сторонами отсутствует спор о том, что в 2012 году теплоснабжающей организацией являлось ОАО "Волжская ТГК".

Министерством экономики Ульяновской области утверждены конечные тарифы на тепловую энергию и тарифы на горячую воду, поставляемые Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом ОАО "Волжская ТГК") потребителям муниципального образования "город Ульяновск" на 2012 года через тепловые сети УМУП "Городской Теплосервис" (приказ N 06-861 от 25.11.2011 года, приказ N 06-257 от 11.07.2013 года).

Ответчик не отрицал факт поставки в его адрес тепловой энергии.

Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что все дома, находящиеся в обслуживании ответчика, оборудованы приборами учета, при этом дом по адресу: ул. Красноармейская 64 запитан по двухтрубной системе, остальные дома запитаны по четырехтрубной системе теплоснабжения.

Согласно представленным Актам об отпуске и потреблении тепловой энергии истец за июнь - август, октябрь - декабрь 2012 года поставил ответчику тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения в следующих объемах:

в июне 2012 года - 99,803 Гкал, 1257,270 тн теплоносителя;

в июле 2012 года - 82,541 Гкал, 1274,203 тн теплоносителя;

в августе 2012 года - 55,455 Гкал, 834,670 тн теплоносителя;

в октябре 2012 года - 217,290 Гкал, 1236,051 тн теплоносителя;

в ноябре 2012 года - 330,250 Гкал, 1 367,140 тн теплоносителя;

в декабре 2012 года - 594,192 Гкал, 1463,02 тн теплоносителя (т. 1 л.д. 43-48).

Указанные акты составлены представителями истца и ответчика.

На основании Актов об отпуске и потреблении тепловой энергии за указанный период в адрес ответчика были выставлены счета - фактуры на общую сумму 2036153,13 руб.

Из указанных счетов - фактур следует, что общество выставляло счета на оплату с указанием двух самостоятельных составляющих: "теплоноситель" и "теплоэнергия".

Выставленная к оплате сумма представляет собой произведение зафиксированного прибором учета количества коммунального ресурса и соответствующего тарифа.

Таким образом, согласно уточненным исковым требованиям в спорный период времени ответчику был поставлен коммунальный ресурс на общую сумму 2133648,395 руб.

Ответчиком произведено частичное погашение суммы долга в размере 396870,19 руб.

Таким образом, остаток задолженности на настоящий момент составляет 1736778,20 руб.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В этой связи суд отмечает следующее.

В судебном заседании установлено, что тепловая энергия приобреталась ТСЖ для оказания коммунальных услуг гражданам, проживавшим в спорный период в многоквартирных жилых домах, находившихся в управлении ответчика. Поэтому в силу правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 года N 525/09, в части определения объемов поставленного коммунального ресурса к спорным правоотношениям подлежит применению Жилищный кодекс Российской Федерации, а также действовавшие в спорный период Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 (далее - Правила N 307).

Пункт 3 Правил N 307 дает понятие коммунальных услуг и коммунальных ресурсов: "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;

"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.

Услуги по нагреву, поставке теплоносителя, химочищенной воды в состав коммунальных услуг не входит.

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги определен главой 3 Правил N 307.

В соответствии с п. 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с п. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:

а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам;

б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

При этом тариф на тепловую энергию устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации в руб./Гкал, тариф на ХВС, ГВС, водоотведение в руб./куб. м.

То есть, исходя из системного толкования приведенных выше положений пунктов 3, 15 Правил N 307, приложения N 2 к Правилам N 307, учитывая, что тепловая энергия и горячая вода являются разными видами коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения должен рассчитываться именно исходя из тарифа на горячую воду в руб./куб.м.

Это требование гарантирует, в том числе, право каждого потребителя коммунальных услуг на применение такого тарифа, который соответствует виду потребленного ресурса и обладает признаками открытости и доступности для потребителей, позволяющий им самостоятельно произвести проверку расчета поставленного ресурса, с использованием утвержденного тарифа.

В связи с изложенным, суд считает, что ответчик приобретал у общества как у ресурсоснабжающей организации коммунальный ресурс - горячую воду.

Таким образом, правоотношения по продаже-приобретению данного коммунального ресурса, сложившиеся между обществом с одной стороны и ТСЖ - с другой стороны, регулируются также нормами жилищного законодательства и подзаконных актов (ЖК РФ, Правил N 307), определяющего основы и правила осуществления деятельности по оказанию коммунальных услуг гражданам.

При этом, ЖК РФ и Правилами N 307 не делается различий в методике и правилах установлении платы за горячее водоснабжение в зависимости от способа подачи горячей воды гражданам - по закрытой или открытой централизованной системе водоснабжения (теплоснабжения).

В силу этого расчеты между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги за горячее водоснабжение должно осуществляться с учетом тарифа на горячую воду.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса установлены Законом N 210-ФЗ.

Суд отклоняет как неосновательный довод истца о том, что он не является организацией коммунального комплекса и его деятельность как теплоснабжающей организации по горячему водоснабжению (теплоснабжению) регламентируется исключительно нормами Закона N 190-ФЗ.

Обосновывая данную позицию, общество (истец) ссылается на то, что оно не осуществляет непосредственное производство горячей воды, а производит теплоэнергию и теплоноситель, а также на то, что деятельность по теплоснабжению выведена из сферы регулирования Закона N 210-ФЗ и отнесена к сфере регулирования Закона N 190-ФЗ.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 2 Закона N 210-ФЗ в нем используются следующие понятия:

- организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - п. 1 ст. 2 Закона N 210-ФЗ;

- системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Из системного толкования приведенных выше положений п.п. 1, 2 ст. 2 Закона N 210-ФЗ следует, что организацией коммунального комплекса следует считать не только организацию, непосредственно производящую горячую воду для оказания коммунальной услуги, но и организацию, осуществляющую эксплуатацию совокупности технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере горячего водоснабжения, посредством которых оказывается данная коммунальная услуга.

Подавая потребителям, в том числе ответчику горячую воду (теплоноситель, химочищенную воду), используемую потребителями для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения, общество фактически оказывает потребителям услугу по горячему водоснабжению с использованием системы коммунальной инфраструктуры - системы централизованного горячего водоснабжения открытого типа, представляющей собою технологически связанную между собою имущественных объектов, используемых для водоснабжения жилых многоквартирных домов и иных зданий.

Правильность такого толкования также подтверждается положениями Законов N 190-ФЗ и N 416-ФЗ, вступившими в силу с 01.01.2013 года, которыми эти услуги также отнесены к горячему водоснабжению, и которыми предусмотрено получение тарифа на горячую воду по данному виду услуг.

До 01.01.2011 года основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих теплоснабжение и водоснабжение, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определялись общим законом - Федеральным законом от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

С 01.01.2011 года в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 года N 191-ФЗ, регулирование тарифов на теплоснабжение было выведено из сферы регулирования специального Закона N 210-ФЗ в связи с принятием и вступлением в законную силу специального закона - Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении". При этом, тарифы на водоснабжение с 01.01.2011 года остались в сфере регулирования Закона N 210-ФЗ.

Водоснабжение, в том числе горячее, не идентично теплоснабжению, даже при условии, что оно осуществляется посредством системы горячего водоснабжения (теплоснабжения) открытого типа. Это также ясно следует из Правил N 307, определяющих их в качестве разных видов коммунальных услуг. В связи с этим, с исключением из сферы контроля Закона N 210-ФЗ регулирования тарифов на теплоснабжение, вопросы тарифов на услуги водоснабжения остались под юрисдикцией Закона N 210-ФЗ.

Таким образом, осуществляемая обществом деятельность по горячему водоснабжению потребителей через централизованную систему открытого водоснабжения (теплоснабжения) в 2012 году (спорный период) регулируется Законом N 210-ФЗ, поскольку водоснабжение (горячее и холодное) и теплоснабжение являются разными видами коммунальных услуг.

Правильность такого разграничения регулирования тарифов на водоснабжение и теплоснабжение также подтверждается принятием позднее Федерального закона от 07.12.2011 года N 417-ФЗ (далее - Закон N 417-ФЗ), согласно ст. 15 которого с 01.01.2013 года регулирование тарифов на водоснабжение выводится из сферы регулирования специального Закона N 210-ФЗ в связи с принятием и вступлением в законную силу специального закона - Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), и согласно ст. 20 которого регулирование тарифов на горячую воду с 01.01.2013 года будет осуществляться Законами N 190-ФЗ и 416-ФЗ в зависимости от особенностей подачи горячей воды и ее использования:

- тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), будут регулироваться Законом N 190-ФЗ (п. 5.1 ч. 1 ст. 8 Закона N 190-ФЗ, п. 4 ст. 20 Закона N 417-ФЗ);

- тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую другими способами, не урегулированными Законом N 190-ФЗ, определяются в соответствии с Законом N 416-ФЗ (п. 1 ч. 5 ст. 31 Закона N 416-ФЗ).

При этом, в Законе N 416-ФЗ "О водоснабжении" используется следующие понятия, фактически соответствующие используемому в настоящее время в действующем законодательстве:

- открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) - технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети - п. 19.1 ст. 2 Закона N 190-ФЗ в редакции Закона N 417-ФЗ, которая вступит в действие с 01.01.2013 года.

- водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) - п. 4 ст. 2 Закона N 416-ФЗ, вступающего в силу с 01.01.2013 года;

- горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой - п. 7 ст. 2 Закона N 416-ФЗ, вступающего в силу с 01.01.2013 года.

Из всего изложенного следует, что в спорный период времени граждане, а, соответственно, и ТСЖ, должно оплачивать две коммунальные услуги: горячее водоснабжение и отопление (фактически в счетах на оплату гражданам эти услуги и выставлялись), а истец выставляет ТСЖ к оплате стоимость тепловой энергии и теплоносителя, что является неправомерным.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено утверждение основ ценообразования и правил регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Во исполнение этого полномочия Правительством Российской Федерации утверждены Основы ценообразования N 520, пунктом 5 которых в систему регулируемых тарифов и надбавок включены тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к тарифам и тарифы на подключение.

Согласно п. 6 названных Основ к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесены, помимо прочего, тарифы на горячую воду, устанавливаемые в силу пункта 7 органами регулирования в виде одноставочного тарифа, представляющего собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. м горячей воды, а также двухставочного тарифа, состоящего из ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. м горячей воды и ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения из расчета платы за 1 куб. м горячей воды в час присоединенной мощности. Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный), устанавливаемого на товары и услуги конкретной организации коммунального комплекса, осуществляется регулирующими органами в порядке, определяемом методическими указаниями.

В силу п. 48 Основ ценообразования тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".

Из указанного следует, что в силу прямого указания Основ ценообразования, стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду и не может быть выделена в качестве отдельной составляющей платы за горячее водоснабжение.

Согласно п. 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

Как было указано выше, общество с использованием систем централизованного горячего водоснабжения открытого типа поставляло горячую воду для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения населению, то есть удовлетворяло указанным требованиям.

Таким образом, учитывая наличие в п. 15 Правил N 307 прямого указания на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан, без установления тарифа на горячую воду фактически невозможно соблюдение требований ч. 2 ст. 157 ЖК и п. 15 Правил N 307 при определении законной платы с граждан за коммунальную услугу горячего водоснабжения.

При этом, получение обществом (истцом) тарифа на теплоэнергию и на теплоноситель не отменяет необходимости получения обществом в соответствии с Законом N 210-ФЗ тарифа на горячее водоснабжение как организации коммунального комплекса. ТСЖ, управляющие компании по Закону N 210-ФЗ такого тарифа получить не могут, т.к. они фигурируют в этом Законе как потребители. Данная правовая позиция высказана Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 09.06.2009 года N 525/09.

Сходная правовая позиция по данному вопросу также высказана Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 18.10.2011 года N 5257/11, в котором Президиум ВАС РФ указал, что отношения между конечными потребителями, являющимися исполнителями коммунальной услуги горячего водоснабжения, и ресурсоснабжающей организацией подпадают под действие п. 15 Правил N 307, согласно которому приобретение исполнителем горячей воды осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. При этом применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на подогрев" и тарифов на холодную воду Приложением N 2 к Правилам N 307 не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб. м).

решением ВАС РФ N ВАС-4747/2012 года от 29.06.2012 года суд установил, что из буквального толкования абзаца первого пункта 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 года N 47, следует, что одноставочный и двухставочный тарифы устанавливаются только для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов и оказывающих услуги по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается отбор сетевой воды (теплоносителя) потребителем, т.е. закрытой системы теплоснабжения.

При этом, как вытекает из абзаца четвертого пункта 7 Методических указаний, при осуществлении горячего водоснабжения посредством открытой системы теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде, тариф на горячую воду не устанавливается, а потребители оплачивают тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, и расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды.

Проанализировав содержание оспариваемых положений Методических указаний на предмет соответствия Основам ценообразования, суд пришел к заключению, что у министерства не имелось оснований для установления тарифов на горячую воду с применением такого показателя, как расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения, исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией.

Довод заявителя в рамках вышеуказанного дела о том, что первичным при установлении тарифа в открытой системе теплоснабжения является теплоноситель, а не горячее водоснабжение, рассматривался Высшим Арбитражным Судом, но был отклонен на том основании, что Федеральный закон от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", предусматривающий регулирование тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, на который министерство ссылалось в обоснование правомерности оспариваемых положений, в части распространения на отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения, вводится в действие с 01.01.2013 года.

На основании изложенного суд признал абзац первый пункта 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 года N 47, в части слов "в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети, а также абзац четвертый пункта 7 Методических указаний не соответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 года N 520, и недействующими.

Судом установлено, что истец в спорном периоде, оказывая конечным потребителям (гражданам) через исполнителя коммунальной услуги АТСЖ "Возрождение", услугу горячего водоснабжения путем поставки по централизованной системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) открытого типа коммунального ресурса - горячей воды - взимало с ТСЖ (ответчика), плату за "тепловую энергию" и "теплоноситель", тогда как необходимо было взимать плату за "тепловую энергию" и "горячее водоснабжение".

Тем самым общество создало препятствия исполнителю производимой обществом коммунальной услуги горячего водоснабжения в выполнении требований ч. 2 ст. 157 ЖК и п. 15 Правил N 307 при определении законной платы с граждан за коммунальную услугу горячего водоснабжения.

В представленных в материалы дела счетах-фактурах зафиксированы объемы теплоносителя на основании показаний общедомовых приборов учета.

Пунктом 1.7 Правил учета энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995 года N Вк-4936 установлено, что в формулах и текстах данных Правил приняты единицы измерения, в том числе масса (т) и объем (м куб.).

Возможность учета тепловой энергии теплоносителя в тоннах либо метрах кубических (масса или объем) предусмотрена и п. 3.1.1 названных Правил, при этом данные единицы измерения теплоносителя (тонны и кубические метры) равны между собой только при определенной температуре (+4°).

Истец указывает, что фактический объем теплоносителя, зафиксированный прибором учета в тоннах, соответствует объему в единицах измерения - куб. м.

На основании изложенного, суд считает, что приборами учета были зафиксированы объемы горячей воды в куб. м.

Согласно Приказу Минэкономики Ульяновской области от 11.07.2013 N 06-257 для ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" установлены тарифы на горячую воду для населения через сети УМУП "Городской Теплосервис" на период с 03.05.2012 по 30.06.2012 в размере 114,91 руб. за куб.м.; с 01.07.2012 по 31.12.2012 в размере 120,28 руб. с учетом НДС.

Для определения стоимости поставленной горячей воды в период с 03.05.2012 по 31.12.2012 истец использовал объемы ГВС, зафиксированные прибором учета и применил тарифы, установленные вышеуказанным Приказом от 11.07.2013 N 06-257.

Соответственно, стоимость горячей воды суд определяет следующим образом:

июнь 2012 года: 1257,27 куб. м. х 114,91 руб. = 144472,89 руб.

июль 2012 года: 1274,203 куб. м. х 120,28 руб. = 153261,14 руб.

август 2012 года: 834,67 куб. м. х 120,28 руб. = 100394,11 руб.

октябрь 2012 года: 1236,051 куб. м. х 120,28 руб. = 148672,21 руб.

ноябрь 2012 года: 1367,14 куб. м. х 120,28 руб. = 164439,60 руб.

декабрь 2012 года: 1463,02 куб. м. х 120,28 руб. = 175972,04 руб.

Итого: 887 211,99 руб.

Приказом Минэкономики Ульяновской области от 25.11.2011 N 06-861 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") потребителям, на 2012 год" для истца установлен тариф на тепловую энергию.

Как уже указывалось выше, дома, находящиеся в управлении ответчика, оборудованы приборами коммерческого учета, при этом дом по адресу: ул. Красноармейская 64 запитан по двухтрубной системе, остальные дома запитаны по четырехтрубной системе теплоснабжения.

Из схемы двухтрубной системы теплоснабжения следует, что в тепловой камере (элеваторном узле) происходит отбор теплоносителя в систему отопления и в систему горячего водоснабжения (ГВС); в систему ГВС, в свою очередь, с целью доведения подаваемого теплоносителя до температуры горячей воды производится отбор остывшего теплоносителя из обратного трубопровода. При этом соответствующие приборы учета фиксируют только объем поступившего из тепловой сети теплоносителя в Гкал и тоннах.

При четырехтрубной системе теплоснабжения в дом подается по отдельным трубам горячая вода и теплоноситель для отопления, в связи с чем, приборы учета могут определить отдельно объем горячей воды в куб. метрах и количество тепловой энергии. Затраченной на отопление в Гкал.

Таким образом, поскольку в стоимость горячей воды по дому N64 по ул. Красноармейская входит объем тепловой энергии в Гкал, затраченных в системе горячего водоснабжения, суду необходимо указанный объем из общего объема тепловой энергии вычесть.

Поскольку в соответствии с распоряжением Администрации г. Ульяновска от 20.09.2012 N4167 "О начале отопительного сезона 2012-2013 годов на территории муниципального образования "Город Ульяновск" отопительный сезон начался в октябре 2012, то и расчет тепловой энергии следует производить за период с октября по декабрь 2012 года.

В соответствии с Приложением N2 к Постановлению Мэра г. Ульяновска от 19.09.2001 N1499 "Об утверждении норм холодного и горячего водоснабжения" утвержден норматив потребления горячей воды населением в месяц, в том числе определено, что 1 Гкал тепловой энергии равна 20 куб. метрам горячей воды.

Соответственно, если 1 Гкал тепловой энергии необходима для подогрева 20 куб. м. горячей воды, то для подогрева 134,85 куб.м. (объем, зафиксированный прибором учета в октябре 2012 по дому N64 по ул. Красноармейской и зафиксированный в Акте - т. 1 л.д. 46), необходимо 6,74 Гкал тепловой энергии; для подогрева 168,45 куб.м. в ноябре 2012 необходимо 8,4225 Гкал; для подогрева 118,80 куб.м. в декабре 2012 необходимо 5,94 Гкал.

Полученные цифры необходимо вычесть из общего количества тепловой энергии в отопительный период:

октябрь 2012: 217,290-6,74=210,55

ноябрь 2012: 330,250-8,4225=321,8275

декабрь 2012: 594,192-5,94=588,252.

Таким образом, общее количество тепловой энергии на отопление составляет 1120,6295 Гкал.

Стоимость тепловой энергии с учетом соответствующего тарифа составляет 1526779,25 (1120,6295 Гкал х 1362,432 руб.).

Общая стоимость услуг по ГВС и отоплению за спорный период, произведенная судом расчетным способом, составляет 2413991,24 руб. (1526779,25 руб.+887211,99 руб.).

Истец указывает, что ответчик потребил услуги на сумму 2133648,39 и с учетом частичной оплаты предъявляет ответчику 1736778,20 руб.

Предъявление исковых требований в меньшем размере является правом истца и не противоречит действующему законодательству.

Из представленного истцом расчета следует, что за указанный период ответчиком была оплачена денежная сумма в размере 396870,19 руб.

Таким образом, размер задолженности составляет: 2133648,39 руб. - 396870,19 руб. = 1736778,20 руб.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку свои обязательства перед истцом ответчик надлежащим образом не исполнил, с него в пользу ОАО "Волжская ТГК" подлежит взысканию задолженность в размере 1736778,20 руб.

Также предметом спора является взыскание с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.

Согласно п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.

Истцом представлен расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащих взысканию с ответчика, в котором он просит взыскать 121400 руб. 22 коп. за период с 11.07.2012 по 24.09.2013; с 25.09.2013 взыскивать проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму основного долга 1736 778 руб. 20 коп. (с учетом НДС) по день фактической уплаты основного долга исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8,25% годовых.

Судом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами проверен и признан верным.

Проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются мерой гражданско-правовой ответственности.

Основания и условия гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств установлены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации: основанием ответственности за нарушение обязательства является нарушение договора, а условиями ответственности - противоправность, наличие убытков (вреда), причинная связь между нарушением субъективных прав и убытками (вредом), вина нарушителя.

Основание применения такой меры ответственности, как взыскание процентов по ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: нарушение обязательства по оплате тепловой энергии, - судом установлено.

С учетом представленных доказательств, суд приходит к выводу, что ответчик знал об изменившихся отношениях и мог своевременно и должным образом производить оплату.

Ответчик, как добросовестный участник гражданского оборота должен был принять все меры по надлежащему исполнению обязательства надлежащему кредитору (абз. 2 ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации), чего им не было сделано.

Поскольку ответчик нарушил обязательство по оплате тепловой энергии, в связи с чем подлежат начислению проценты по ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации

С учетом установленной судом ежемесячной стоимости тепловой энергии, произведенных оплат суд определил размер процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 121400 руб. 22 коп. за период с 11.07.2012 по 24.09.2013.

В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из положений пункта 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8, пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 года N 13/14, предусматривается возможность начисления процентов, указанных в статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, до момента фактического исполнения денежного обязательства.

В силу изложенного требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с 25.09.2013 года по день фактической уплаты суммы долга обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 30498,08 руб., уплаченная истцом при подаче иска, а также в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1083,70 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Ходатайства истца об уточнении исковых требований и приобщении дополнительных доказательств к материалам дела удовлетворить.

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Ассоциации Товариществ собственников жилья "Возрождение" (ОГРН 1117300001060, ИНН 7325995619) в пользу Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН - 1056315070350, ИНН - 6315376946) 1736 778 (один миллион семьсот тридцать шесть тысяч семьсот семьдесят восемь) руб. 20 коп. - основной долг за июнь - август, октябрь - декабрь 2012 года, 121400 (сто двадцать одну тысячу четыреста) руб. 22 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.07.2012 по 24.09.2013 и 30498 (тридцать тысяч четыреста девяносто восемь) руб. 08 коп. - в возмещение расходов по оплате государственной пошлины; с 25.09.2013 взыскивать проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму основного долга 1736 778 (один миллион семьсот тридцать шесть тысяч семьсот семьдесят восемь) руб. 20 коп. (с учетом НДС) по день фактической уплаты основного долга исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8,25% годовых.

Взыскать с Ассоциации Товариществ собственников жилья "Возрождение" (ОГРН 1117300001060, ИНН 7325995619) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1083 (одна тысяча восемьдесят три) руб. 70 коп.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, установленные ст.ст.257-260 АПК РФ, а также в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке и сроки, установленные ст.ст.273-276 АПК РФ.

Судья Д.А. Леонтьев

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А72-1464/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 08 октября 2013

Поиск в тексте