ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2013 года Дело N А26-2074/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года

постановление изготовлено в полном объеме  20 декабря 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фокиной Е.А.

судей  Борисовой Г.В., Савицкой И.Г.

при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.

при участии:

от заявителя:  не явился, извещен.

от ответчика:  Трифанова О.Е. по доверенности от 24.06.2013 N 06-20/3.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23589/2013)  ОАО "Лендерский леспромхоз"  на решение  Арбитражного суда  Республики Карелия от 02.10.2013  по делу N А26-2074/2013 (судья Пасаманик Н.М.), принятое

по заявлению ОАО "Лендерский леспромхоз"

к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия

о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Открытое акционерное общество "Лендерский леспромхоз" (186985, Республика Карелия, Муезерский район, пос. Лендеры, ул. Первомайская, д. 17, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, далее - Министерство, административный орган) N 65/13Л от 28.02.2013 о назначении административного наказания.

решением от 02.10.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с решением суда, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение от 02.10.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что оставление недорубов не является нарушением Правил заготовки древесины, в связи с чем основания для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) отсутствуют. Кроме того, заявитель ссылается на то, что оспариваемое постановление вынесено административным органом за пределами установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. По мнению подателя жалобы, вменяемое заявителю правонарушение относится к нарушениям правил лесопользования, соответственно, вывод суда первой инстанции о применении в рассматриваемом случае годичного срока давности привлечения к административной ответственности является ошибочным.

Податель жалобы надлежащим образом уведомлен о дате и месте рассмотрения дела, однако своего представителя не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

В судебном заседании представитель Министерства возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ОАО "Лендерский леспромхоз" осуществляет заготовку древесины на основании договора аренды N 93-з, заключенного 26.12.2008 с Министерством лесного комплекса Республики Карелия, на лесном участке, расположенном на территории Кимоваарского участкового лесничества.

13.12.2010 обществом подана лесная декларация об использовании в период с 17.12.2010 по 16.12.2011 леса для заготовки древесины, в том числе в квартале 3 выделы 16, 24, 26, 30 делянка 8 и квартале 3 выделы 43, 44, 45 делянка 12 Кимоваарского участкового лесничества.

30.07.2012 и 01.08.2012 лесничим Мартыновой Н.Н. в присутствии уполномоченного лица заявителя и госинспектора по охране леса проведены осмотры мест рыбок (места заготовки древесины), в ходе которых выявлены нарушения лесохозяйственных требований, выразившихся в оставлении недорубов в виде компактных участков леса в объеме 846 куб.м.. на площади 4, 7 га (делянка 8) и 235, 8 куб.м. на площади 1, 31 га (делянка 12).

Составлены акты осмотра от 30.07.2012 и 01.08.2012.

20.12.2012 Министерством по природопользованию составлен протокол об административном правонарушении N 16-К и 28.02.2013 вынесено постановление N 65/13Л, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 5 000 руб. штрафа.

Не согласившись с данным постановлением, ОАО "Лендерский леспромхоз" оспорило его в судебном порядке.

Отказывая Обществу в удовлетворении заявления, суд исходил из доказанности события и состава правонарушения, не усмотрел пропуска срока давности привлечения к административной ответственности, не установил нарушений процедуры при производстве дела об административном правонарушении и гарантированных законом процессуальных прав заявителя.

Выслушав представителя административного органа, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав доказательства по делу, проверив правильность применения судом норм материального права, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Пунктом 32 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 N 184 и действовавших в период проведения проверки, установлено, что применение видов рубок при заготовке древесины осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов в отношении лесных участков, переданных в аренду.

Организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики (пункт 52 Правил от 16.07.2007 N 184).

В настоящий момент действуют Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337, содержащие аналогичные требования.

Частью 2 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.

Материалами дела (актами осмотра мест рубок от 30.07.2012 и от 01.08.2012 с прилагаемыми к ним ведомостям и чертежам, протоколом об административном правонарушении от 20.12.2012 N 16-К) подтверждается оставление на лесных участках в квартале 3 делянка 2 выделы 24, 26, 16, 30 и в квартале 3 делянка 12 выделы 43, 44, 45 Кимоваарского участкового лесничества недорубов в виде компактных участков леса.

Податель жалобы, не оспаривая факт оставления на указанных выше лесных участках недорубов, считает, что оставление недорубов не является нарушением действующего законодательства.

Данный довод оценен судом первой инстанции и правомерно отклонен.

Как следует из лесной декларации и составленной заявителем технологической карты разработки лесосек, проверенные делянки подлежали сплошной вырубке.

Статьей 17 Лесного кодекса РФ установлено, что сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.

Таким образом, при проведении сплошных рубок не допускается оставление отдельных деревьев или компактных участков дела, не подлежащих сохранению в силу действующих правил.

Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается оставление обществом на лесных участках недорубов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.25 КоАП РФ.

Доводы заявителя о пропуске административным органом срока давности привлечения к административной ответственности правомерно отклонены судом первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды - по истечении одного года.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Следовательно, законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды не состоит исключительно из Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а включает в себя и иные законы, которые регулируют общественные отношения в области охраны окружающей среды.

Лесной кодекс Российской Федерации как федеральный закон, являющийся частью лесного законодательства, основывается на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов; обеспечения охраны и защиты лесов (пункты 2, 5, 6 статьи 1).

С учетом приведенных норм следует признать, что нарушения Правил заготовки древесины, разработанных в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации и направленных на реализацию указанных в статье 1 данного кодекса принципов, относится к нарушениям законодательства в области охраны окружающей среды.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае подлежит применению годичный срок давности привлечения к ответственности, так как вменяемое обществу административное правонарушение относится к нарушениям законодательства об охране окружающей среды.

Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности от 28.02.2013 N 65/13Л вынесено административным органом в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока привлечения к ответственности, который в данном случае исчисляется с момента обнаружения правонарушения (30.07.2012 и 01.08.2012).

Судом также не установлено нарушения административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.

При таких обстоятельствах основания для признания незаконным и отмене постановления от 65/13Л от 28.02.2013 о назначении административного наказания отсутствуют.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02 октября 2013 года по делу N А26-2074/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Лендерский леспромхоз" - без удовлетворения.

постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Фокина

Судьи

Г.В. Борисова

И.Г. Савицкая

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка