СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 января 2014 года Дело N А71-3822/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.

постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2014 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,

судей  Васевой Е.Е., Грибиниченко О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,

при участии:

от заявителя - ООО "Сервисреммаш" (ОГРН 1061832011559, ИНН 1832047933): Тутов И.А., паспорт, доверенность от 08.07.2013,

от заинтересованного лица - Отдела надзорной деятельности г.Ижевска Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС по Удмуртской Республике: не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя - ООО "Сервисреммаш"

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 октября 2013 года

по делу N А71-3822/2013,

принятое судьей Калининым Е.В.,

по заявлению ООО "Сервисреммаш"

к Отделу надзорной деятельности г.Ижевска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Удмуртской Республике

о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

ООО "Сервисреммаш" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности г.Ижевска Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо) от 09.04.2013 N04/110-112 (ПБ) о привлечении к административной ответственности по ч.ч.1, 3, 4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обжалует решение в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе оспаривает факт совершения обществом нарушений указанных в п.п.1, 4, 7, 8 оспариваемого постановления, за которые предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, а также нарушений, выразившихся в том, что в помещении ПДБ используется временная электропроводка для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ; внутреннее пожаротушение не обеспечивает орошения любой точки помещения не менее чем двумя струями воды; помещение окрасочной камеры не защищено автоматической установкой пожаротушения.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на доводах апелляционной жалобы.

Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направило, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом положений законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 11.02.2013 N19 Управления МЧС России по УР 05.03.2012 заинтересованным лицом проведена проверка противопожарного состояния помещений ООО "Сервисреммаш", расположенных по адресу: г.Ижевск, ул.Воткинское шоссе, 298.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1) категория здания "Д" по взрывопожарной и пожарной опасности определена неверно (в здании находятся (обращаются) горючие жидкости) (ст.27 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), п.20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N390 (далее - Правила противопожарного режима);

2) в производственных помещениях устроены встроенные помещения из горючих материалов и листового металла (п. 23 "л" Правил противопожарного режима в РФ);

3) в техническом помещении компрессорной хранятся горючие жидкости, другие предметы (п. 23 "б" Правил противопожарного режима в РФ);

4) заполнения проемов (двери, окна) вставки не имеют требуемого предела огнестойкости не менее EI 30 (двери) и Е 30 (окна) (30 минут) (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ч. 4 ст. 4, ст. 88, таблица 24; СП 10. 13130.2009 п.6.1.22; СНиП 21-01-97* п.п.5.14*, 7.4; СНиП 2.09.04-87* п.1.25*);

5) дверь вентиляционных на 2-ом этаже вставки ("антресоль" ЛИТЕР "Р") не имеют требуемого предела огнестойкости не менее EI 30 (30 минут) (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ч. 4 ст. 4, ст. 138, таблица 24; СНиП 41-01-2003 п.п. 13.6, 13.7);

6) в вентиляционной на 2-ом этаже вставки (N 20 на поэтажном плане) хранятся горючие материалы, мебель и другие предметы (п. 23 "б" Правил противопожарного режима в РФ);

7) несущие колонны здания второй степени огнестойкости не имеют требуемого предела огнестойкости не менее R 90 (90 минут) (колонны незащищенные стальные) (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ч. 4 ст. 4, ст. 87, таблица 21; п. 5.18* СНиП 21-01-97*);

8) планы эвакуации людей в случае пожара не соответствуют ГОСТ Р 12.2.143-2009 (планы выполнены не на основе фотолюминесцентных материалов) (п.7 Правил противопожарного режима в РФ; ГОСТ Р 12.2.143-2009 п.6.2.7).

За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также выявлены нарушения, предъявляемые к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения, а так же требования пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, а именно:

1) электросветильники не закрыты защитными колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (ПДБ, технолог ОТК, комплектовочная покупных материалов, помещение электриков) (п. 42 "в" Правил противопожарного режима в РФ);

2) в помещении ПДБ используется временная электропроводка для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ (п. 42 "з" Правил противопожарного режима в РФ);

3) загроможден доступ к пожарному крану N 1 (п. 23 "е" Правил противопожарного режима в РФ);

4) распределительная электрокоробка в коридоре на 2-ом этаже вставки ("антресоль" ЛИТЕР "Р") не закрыта защитной крышкой, предусмотренной конструкцией (п. 42 Правил противопожарного режима в РФ);

5) внутреннее пожаротушение не обеспечивает орошения любой точки помещения не менее чем двумя струями воды (имеется по 1 рукаву и 1 стволу) (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ч. 4 ст. 4, ст. 60, ст. 62; п. 4.1.1 таблица 2 СП 10.13130.2009; п. 55 Правил противопожарного режима в РФ; п.6.1* таблица 2 СНиП 2.04.01-85*);

6) не проводится проверка пожарных кранов на работоспособность (не реже 2 раз в год весной и осенью) с составлением соответствующих актов (п.55 Правил противопожарного режима в РФ);

7) на корпуса огнетушителей не нанесены порядковые номера белой краской (п. 475 Правил противопожарного режима в РФ).

За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предъявляемые к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, а именно:

1) помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ч. 4 ст. 4, ст. 84; СП 3.13130.2009 таблица 2 п.п. 16, 17; НПБ 104-03 п.5.1 таблица 2 п.п. 15, 20);

2) помещения не защищены автоматической пожарной сигнализацией (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ч. 4 ст. 4, ст. 54; СП 5.13130.2009 приложение А п.п. А.4, А. 10; НПБ 110-03 п.п.4, 14);

3) помещение окрасочной камеры не защищено автоматической установкой пожаротушения (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ч. 4 ст. 4, ст. 52, ст. 61; СП 5.13130.2009 приложение А п. 10, таблица А.4; НПБ 110-03 п.п. 4, 14, таблица 4 п.п. 1, 2).

За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выявленные нарушения обязательных требований пожарной зафиксированы в акте проверки N19 от 18.03.2013 (л.д.52-54).

02.04.2013 Управлением МЧС России по УР в отношении ООО "Сервисреммаш" составлены протоколы N 04/110(ПБ), N 04/111(ПБ), N 04/112(ПБ) от 02.04.2013 по ч.ч.1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, выдано предписание N19/1/1-18 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

09.04.2013 заинтересованным лицом вынесено постановление от 09.04.2013 N04/110-112(ПБ) о привлечении к административной ответственности по ч.ч.1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Полагая, что  постановление является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя составов вменяемых административных правонарушений, отсутствия оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда.

Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 3 ст.20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с ч.4 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N69-ФЗ). Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

В силу статьи 2 Федерального закона N69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу статьи 3 Закона N123-ФЗ правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и данный Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Таким образом, требования пожарной безопасности могут содержаться как в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, так и в нормативных документах по пожарной безопасности, подлежат выполнению всеми лицами в зависимости от возложенных на них действующим законодательством задач и обязанностей, в том числе на добровольной основе в обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности.