• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2013 года Дело N А50-4613/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Щеклеиной Л. Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.,

при участии:

от заявителя - ОАО "Северо-Западные магистральные нефтепроводы" (ОГРН 1021601763820, ИНН 1645000340): Дубасова Л.В., паспорт, доверенность от 19.12.2012,

от заинтересованного лица - Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу(ОГРН 1075262003992, ИНН 5262209369): не явился, извещен надлежащим образом,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица - Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу

на решение Арбитражного суда Пермского края от 16 мая 2013 года

по делу № А50-4613/2013,

принятое судьей Власовой О.Г.,

при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства

по заявлению ОАО "Северо-Западные магистральные нефтепроводы"

к Департаменту лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу

о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

ОАО "Северо-Западные магистральные нефтепроводы" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 27.02.2013 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 16 мая 2013 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить в части выводов суда первой инстанции об отсутствии вины общества в совершении вменяемого правонарушения.

Доводы жалобы сводятся к доказанности в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.

Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направило, что в порядке ч.3 ст.156Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Заявитель в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа при патрулировании лесного участка в кварталах 34, 35 Пермского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала Федерального государственного казенного учреждения «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации установлен факт использования лесных участков для размещения и эксплуатации линейного объекта - магистрального нефтепровода «Оса - Пермь» и «Пермь - Альметьевск», принадлежащего на праве собственности ОАО «Северо- западные магистральные нефтепроводы». Кроме того, на земельном участке также размещены иные объекты, а именно: аншлаг «Пермь-Альметьевск 11», километровый знак на 37-ом километре магистрального нефтепровода «Пермь-Оса».

Поскольку данные земельные (лесные) участки закреплены за Министерством обороны Российской Федерации с целью постоянного использования последних для обеспечения нужд обороны (Постановление Правительства РФ от 02.02.1998 № 135), надлежащих правоустанавливающих документов на занятые земельные участки обществом не представлены, административный орган усмотрел в действиях заявителя признаки правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, в связи с чем 19.02. 2013 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении.

27 февраля 2013 года вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Общество, считая данное постановление незаконным и необоснованным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Принимая решение, суд первой инстанции исходил из недоказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, нарушении процессуального порядка привлечения к административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

Статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что между обществом и администрацией Пермского муниципального района заключены договоры аренды земельных участков: №244/04-04-1310 от 10.07.2006, №72/04-04-1059 от 15.08.2008, №25/04-04-537/2010 от 05.04.2010, категория предоставленных обществу земель - земли промышленности, энергетики, транспорта и земли иного специального назначения, разрешенное пользование: под промышленные предприятия (размещение объектов трубопроводного транспорта).

Из имеющихся в материалах дела кадастровых планов, кадастровых паспортов следует, что спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное пользование: под промышленные предприятия (размещение объектов трубопроводного транспорта).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) к отношениям по использованию и охране лесов применяется лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды.

В силу п. 3 ст.3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 261 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Редакция пункта 2 статьи 261 ГК РФ с принятием Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ была изменена, из объектов, находящихся на поверхностном (почвенном) слое земельного участка, в границах которого собственник вправе был распоряжаться по своему усмотрению, лес был исключен.

Следовательно, принадлежность на праве собственности земельного участка, на котором произрастают лесные насаждения, не является определяющим условием, безусловным основанием возникновения права собственности на лесные насаждения, покрывающие данный земельный участок либо его часть.

Наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок само по себе не означает, что полномочиями по распоряжению находящимися на земельном участке лесами обладает администрация.

По составу земель в Российской Федерации согласно ст.7 ЗК РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории, на земли населенных пунктов и земли лесного фонда, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.7 ЗК РФ).

Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ, Закон), исходя из статей 5, 7 которого сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Государственный кадастр недвижимости в силу ч.2 ст.1 Закона № 221-ФЗ является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (ч. 3 ст. 1 Закона № 221-ФЗ).

Следовательно, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.

Лесным участком в силу ст.7 ЛК РФ является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67 (общие положения о проведении лесоустройства), 69 (проектирование лесных участков) и 92 (государственный кадастровый учет лесных участков) настоящего Кодекса.

В силу требований ст.92 ЛК РФ должен осуществляться государственный кадастровый учет лесных участков в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии со ст.93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

С 1 марта 2008 года лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред.12.12.2011)).

В случае если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ).

Таким образом, лес (лесные насаждения), расположенный (ые) на земельном участке, приобретает (ют) статус лесного участка при определении его границ, правового режима и постановки на государственный кадастровый учет. Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости на основании плана лесного участка в составе земель лесного фонда, выданного до 01 января 2015 года.

Из материалов дела следует, что при патрулировании лесного участка в кварталах 34, 35 Пермского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала Федерального государственного казенного учреждения «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации, установлен факт использования лесных участков для размещения и эксплуатации линейного объекта - магистрального нефтепровода «Оса - Пермь» и «Пермь - Альметьевск», принадлежащего на праве собственности ОАО «Северо- западные магистральные нефтепроводы». Кроме того, на земельном участке также размещены иные объекты, а именно: аншлаг «Пермь-Альметьевск 11», километровый знак на 37-ом километре магистрального нефтепровода «Пермь-Оса».

Пунктом п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» предусмотрено, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

Согласно п.п. 71 п. 7 раздела II Положения о Минобороны России министерство в пределах своей компетенции осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности. Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации организаций и сделок с ним.

Земли, на которых расположены леса в силу ст.6 ЛК РФ относятся к землям лесного фонда и землям иных категорий.

В соответствии с ч.3 ст.23 ЛК РФ лесничества и лесопарки также располагаются на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса.

На землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ, проводится лесоустройство (ч.1 ст.67 ЛК РФ).

Лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) проектирование лесных участков; 4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 5) таксацию лесов;

6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (ст.68 ЛК РФ).

На основании положений ч.3 ст.23 Лесного кодекса РФ лесничество Министерства обороны РФ, расположенное на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, не относятся к землям лесного фонда, а являются землями иных категорий.

Спорные лесные участки находятся в пределах границ земельного участка земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Разрешенное использование под промышленные предприятия (размещение объектов трубопроводного транспорта), КИКи, аншлаги, опоры ЛЭП, км знаки.

В соответствии с материалами лесоустройства спорные лесные участки входят в состав Пермского лесничества Министерства обороны - филиала Федерального государственного казенного учреждения «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ, сформированы на земельных участках, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и являются федеральной собственностью.

На основании Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 №135 участки земли, на которых установлены аншлаги, были закреплены за Министерством обороны с целью постоянного использования их для обеспечения нужд обороны.

В силу ч. 3 ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Принимая во внимание наличие в материалах дела утвержденный в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 №135 акт приема-передачи от 11.11.1998, копии схем и таксационного описания кварталов 34, 35, письмо Пермского лесничества Министерства обороны РФ от 22.01.2013 №17, из которого следует, что согласно материалам лесоустройства 2001 года нефтепровод Пермского районного нефтепроводного управления ОАО "Северо-Западные магистральные нефтепроводы" находится в коридоре выделов 36,51 квартала 34, выделов 16,23 квартала 35, отсутствие у Пермского лесничества Минобороны России сведений о наличии у ПРНУ ОАО "Северо-Западные магистральные нефтепроводы" правоустанавливающих документов на лесной участок, занимаемый нефтепроводом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заключенные договоры аренды земельных участков №244/04-04-1310 от 10.07.2006, №72/04-04-1059 от 15.08.2008, №25/04-04-537/2010 от 05.04.2010 с Администрацией Пермского муниципального района не являются правоустанавливающими документами на лесные участки в лесах на землях обороны и безопасности Пермского лесничества Министерства обороны - филиала Федерального государственного казенного учреждения «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ.

Документы о регистрации права на лесные участки за муниципальной собственностью муниципального образования «Пермский муниципальный район» в кварталах 34, 35 Пермского лесничества в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что ОАО "Северо-Западные магистральные нефтепроводы" использует лесные участки для размещения и эксплуатации линейных объектов без соответствующих разрешительных документов, т.е. самовольно занимает лесной участок.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии события вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований лесного законодательства в части получения правоустанавливающих документов на лесопользование (заявитель имел возможность установить, в чьей собственности находятся лесные участки, лицо, являющееся их правообладателем, заключить договор аренды с соответствующим правообладателем и т.д.) Доказательств невозможности соблюдения данных мер в материалы дела не представлено.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения. Соответствующий довод апеллятора подлежит принятию.

Вывод суда первой инстанции о недоказанности административным органом состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, является ошибочным, однако не влекущим отмену судебного акта.

Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание характер допущенного обществом правонарушения, степень его общественной опасности, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным интересам, организационный характер землеустройства и лесоустройства, при которых из кадастровых документов на земельные участки не усматривается наличие лесов, а лесные участки не прошли государственный кадастровый учет, а являются ранее учтенными объектами недвижимости, считает возможным применить положения ст.2.9 КоАП РФ. Признавая правонарушение малозначительным, суд апелляционной инстанции исходит из того, что при вышеуказанных обстоятельствах нельзя сделать вывод о пренебрежительном отношении общества к выполнению обязанности по заключению договоров аренды на лесные участки.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении административным органом процессуального порядка привлечения к административной ответственности, выразившегося в отсутствии надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления. Общество по юридическому адресу согласно выписке ЕГРЮЛ о совершении вышеуказанных процессуальных действиях не извещалось. При данных обстоятельствах явка защитников общества при наличии доверенности общего характера нельзя признать надлежащим извещением. Данный вывод суда апеллятором не оспаривается.

Таким образом, решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272? Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 мая 2013 года по делу № А50-4613/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Л.Ю.Щеклеина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А50-4613/2013
17АП-6787/2013
Принявший орган: Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 16 июля 2013

Поиск в тексте