СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2013 года Дело N А50-21971/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Варакса Н.В.,

судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лоренцсон Е.А.,

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Майские тепловые сети» (ОГРН 1085916001016, ИНН 5916021093): Пастухов А.А., предъявлен паспорт, доверенность от 17.02.2013, директор Ощепков Д.В., предъявлен паспорт, копия протокола общего собрания участников от 11.12.2010 № 5,

от заинтересованного лица Администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края (ОГРН 1055905526291, ИНН 5916015692): представители не явились,

от третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Камабумпром.Очистка»: Калегин В.А., предъявлен паспорт, доверенность от 25.02.2013,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 15 апреля 2013 года по делу № А50-21971/2012,

принятое судьей Байдиной И.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Майские тепловые сети»

к Администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Камабумпром.Очистка»

о признании незаконными пункта 1 и пункта 2.4 постановления от 25.05.2012 № 318,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Майские тепловые сети» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными пункта 1 и пункта 2.4 постановления Администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Администрация) от 25.05.2012 № 318 «Об установлении нормативов ПДС».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Камабумпром.Очистка» (далее - третье лицо).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.04.2013 заявленные требования удовлетворены частично, пункт 2.4 постановления Администрации от 25.05.2012 № 318 признан недействительным как несоответствующий Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, на Администрацию возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов Общества. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Администрация не согласна с решением суда первой инстанции в части признания незаконным пункта 2.4 постановления от 25.05.2012 № 318. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Администрация ссылается на то, что нормативы утверждены для ООО «Майские тепловые сети», при этом, по мнению Администрации, тот факт, что в пункте 2.4 постановления от 25.05.2012 № 318 нормативы установлены для ООО «Майские тепловые сети» на уровне ранее технически обоснованных нормативов другого юридического лица сам по себе не является основанием для признания утвержденных для ООО «Майские тепловые сети» нормативов незаконными, поскольку оба юридических лица эксплуатировали один и тот же комплекс сетей канализации п. Майский Краснокамского муниципального района только в разные периоды времени. Кроме того, Администрация полагает, что оспариваемым пунктом постановления от 25.05.2012 № 318 права и законные интересы заявителя не нарушены.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО «Майские тепловые сети» по мотивам, изложенным в письменных пояснениях, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Третье лицо ООО «Камабумпром.Очистка» отзыв на апелляционную жалобу не представило, представитель ООО «Камабумпром.Очистка» в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе Администрации, считает постановление Администрации от 25.05.2012 № 318 «Об установлении нормативов ПДС» соответствующим требованиям законодательства.

Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направила, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя Администрации.

Поскольку от лиц, участвующих в деле, возражений против пересмотра решения суда первой инстанции только в обжалуемой части не поступило, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, Администрацией Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края принято постановление от 25.05.2012 № 318 «Об установлении нормативов ПДС» (л.д. 18-19).

Согласно п. 1 данного постановления ООО «Камабумпром.Очистка», как организации водопроводно-канализационного хозяйства поручено разработать и представить в орган местного самоуправления техническое обоснование проекта нормативов предельно-допустимого сброса загрязняющих веществ (далее - ПДС) со сточными водами на очистные сооружения для абонентов очистных сооружений, эксплуатируемых ООО «Камабумпром.Очистка», с целью их последующего утверждения. В соответствии с п. 2.4 данного постановления до утверждения новых нормативов на уровне технически обоснованных организацией водопроводно-канализационного хозяйства утверждены нормативы ПДС загрязняющих веществ со сточными водами ООО «Майские тепловые сети» на уровне нормативов ранее установленных для МУП «Коммунальная служба п. Майский» (приложение № 3) в связи с передачей сетей канализации в аренду ООО «Майские тепловые сети» от МУП «Водоканал п. Майский»; распространить действие нормативов, ранее установленных для МУП «Коммунальная служба п. Майский», на весь период деятельности ООО «Майские тепловые сети» с момента передачи последнему в аренду сетей канализации п. Майский до утверждения новых нормативов Администрацией Краснокамского городского поселения.

ООО «Майские тепловые сети», полагая, что п. 1 и п. 2.4 постановления Администрации от 25.05.2012 № 318 «Об установлении нормативов ПДС» не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции по ходатайству ООО «Майские тепловые сети»  восстановил пропущенный срок на обжалование постановления Администрации от 25.05.2012 № 318«Об установлении нормативов ПДС», поскольку причины пропуска установленного в ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока для обжалования ненормативного акта являются уважительными. Суд первой инстанции установил и имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что указанный срок Обществом пропущен в связи с тем, что постановление Администрации от 25.05.2012 № 318 «Об установлении нормативов ПДС» не было опубликовано и не размещалось на официальном сайте в сети Интернет, в адрес Общества данное постановление не направлялось, о наличии указанного постановления Администрации заявитель узнал 01.08.2012 от судебного пристава-исполнителя (л.д. 17).

Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что законность п. 2.4 постановления от 25.05.2012 № 318 «Об установлении нормативов ПДС» Администрацией не доказана.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:

соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;

обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;

техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;

защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

Решением Думы Краснокамского городского поселения от 28.03.2007 № 40 утверждены Правила приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации Краснокамского городского поселения, регулирующие отношения между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованной системой коммунальной канализации Краснокамского городского поселения. В соответствии с п. 3.7 данных Правил перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых от абонентов в системы канализации (нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ), устанавливаются постановлением администрации Краснокамского городского поселения для каждого конкретного абонента на уровне технически обоснованных организацией, эксплуатирующей БОС с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, обеспечения проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

Поскольку в п. 3.7 Правил приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации Краснокамского городского поселения, утвержденных Решением Думы Краснокамского городского поселения от 28.03.2007 № 40, прямо предусмотрено, что нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых от абонентов в системы канализации (нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ), устанавливаются постановлением администрации Краснокамского городского поселения для каждого конкретного абонента; из содержания оспариваемого постановления Администрации от 25.05.2012 № 318 «Об установлении нормативов ПДС» видно, что пункт 1 данного постановления, касается действий, которые поручено выполнить организации водопроводно-канализационного хозяйства ООО «Камабумпром.Очистка», в п.2 данного постановления нормативы ПДС установлены в отношении определенных абонентов, в том числе в пункте 2.4 для ООО «Майские тепловые сети», то есть постановление Администрации от 25.05.2012 № 318 «Об установлении нормативов ПДС» не распространяется на неопределенный круг лиц, в связи суд апелляционной инстанции полагает, что указанное постановление Администрации является ненормативным актом органа местного самоуправления, и суд первой инстанции обоснованно рассмотрел данный спор в порядке, предусмотренном ст. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 постановления Администрации от 25.05.2012 № 318 «Об установлении ПДС» ООО «Камабумпром.Очистка», как организации водопроводно-канализационного хозяйства поручено разработать и представить в орган местного самоуправления техническое обоснование проекта нормативов предельно-допустимого сброса загрязняющих веществ (далее - ПДС) со сточными водами на очистные сооружения для абонентов очистных сооружений, эксплуатируемых ООО «Камабумпром.Очистка», с целью их последующего утверждения.

В связи с тем, что в п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного, а также из содержания п. 3.7 Правил приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации Краснокамского городского поселения, утвержденных Решением Думы Краснокамского городского поселения от 28.03.2007 № 40, следует, что перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых от абонентов в системы канализации (нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ), устанавливаются постановлением администрации Краснокамского городского поселения для каждого конкретного абонента на уровне технически обоснованных организацией, эксплуатирующей БОС, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пункт 1 постановления Администрации от 25.05.2012 № 318 «Об установлении ПДС» соответствует указанным правовым актам, и отказал в удовлетворении заявленных требований ООО «Майские тепловые сети» в данной части. Выводы суда первой инстанции и решение суда первой инстанции в данной части лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке не обжалуются.

В соответствии с пунктом 2.4 постановления Администрации от 25.05.2012 № 318 «Об установлении нормативов ПДС» до утверждения новых нормативов на уровне технически обоснованных организацией водопроводно-канализационного хозяйства утверждены нормативы ПДС загрязняющих веществ со сточными водами ООО «Майские тепловые сети» на уровне нормативов ранее установленных для МУП «Коммунальная служба п.Майский» (приложение № 3) в связи с передачей сетей канализации в аренду ООО «Майские тепловые сети» от МУП «Водоканал п. Майский»; распространить действие нормативов, ранее установленных для МУП «Коммунальная служба п. Майский», на весь период деятельности ООО «Майские тепловые сети» с момента передачи последнему в аренду сетей канализации п. Майский до утверждения новых нормативов Администрацией Краснокамского городского поселения.

Судом первой инстанции установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что указанные нормативы ПДС были разработаны для иного юридического лица (для иного абонента) - МУП «Коммунальная служба п. Майский» в 2005 году (утверждены постановлением Администрации города Краснокамска от 03.10.2005 № 333.1 (л.д. 55-56), пятилетний срок действия нормативов истек.

Между тем в п. 3.7 Правил приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации Краснокамского городского поселения, утвержденных Решением Думы Краснокамского городского поселения от 28.03.2007 № 40, прямо указано, что нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых от абонентов в системы канализации (нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ), устанавливаются для каждого конкретного абонента на уровне технически обоснованных организацией, эксплуатирующей БОС. При этом  в силу п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

Доказательств того, что указанные в пункте 2.4 постановления Администрации от 25.05.2012 № 318 «Об установлении нормативов ПДС» нормативы установлены ООО «Майские тепловые сети» с учетом требований п.61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, в материалах не имеется; документы, подтверждающие, что организацией, эксплуатирующей БОС - ООО «Камабумпром.Очистка», в целях установления спорных нормативов в отношении ООО «Майские тепловые сети» проведено техническое обоснование их установления с соблюдением условий, перечисленных в п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, Администрацией ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлены.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что законность п. 2.4 постановления от 25.05.2012 № 318 «Об установлении нормативов ПДС» Администрацией не доказана.

Изложенный в апелляционной жалобе Администрации довод о том, что нормативы установлены для ООО «Майские тепловые сети» на уровне ранее технически обоснованных нормативов другого юридического лица, что само по себе не является основанием для признания утвержденных для ООО «Майские тепловые сети» нормативов незаконными, поскольку оба юридических лица эксплуатировали один и тот же комплекс сетей канализации п. Майский Краснокамского муниципального района только в разные периоды времени, судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий требованиям п. 3.7 Правил приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации Краснокамского городского поселения, утвержденных Решением Думы Краснокамского городского поселения от 28.03.2007 № 40.

Довод Администрации о том, что пунктом 2.4 постановления от 25.05.2012 № 318 «Об установлении нормативов ПДС» права и законные интересы заявителя не нарушены, правомерно отклонен судом первой инстанции. При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности состоит в том, что ООО «Камабумпром.Очистка» выставляются заявителю счета по нормативам, установленным с нарушением требований действующих нормативных актов.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 апреля 2013 года по делу № А50-21971/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

     Председательствующий

     Н.В.Варакса

     Судьи

     С.П.Осипова

     Л.Ю.Щеклеина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка