СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июля 2013 года Дело N А27-3007/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2013 г.

Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2013 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  М.Х. Музыкантовой

судей:  И.И. Бородулиной, А.Л. Полосина,

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи  Кульковой Т.А.

с  использованием  средств аудиозаписи

с участием в заседании

от заявителя : Сазыкин Д.А. по доверенности от 23.01.2013 г., служебное удостоверение, Спинина Т.В. по доверенности от 12.02.2013 г., паспорт,

от заинтересованного лица: Павлов С.Н. по доверенности от 21.01.2013 г.. паспорт,

рассмотрев в судебном заседании дело  по апелляционной жалобе  Общества с ограниченной ответственностью «Кузбассконсервмолоко»

на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 14 мая 2013 г.  по делу № А27-3007/2013 (судья  Обухова Г.П.)

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (650099, Кемеровская область, Кемеровский р-н, г. Кемерово, пр.Кузнецкий, 24)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Кузбассконсервмолоко» (ОГРН 1114213000439, ИНН 4213009206, 652240, Кемеровская область, Тяжинский р-н, Тяжинский пгт, ул. Кирова, 13)

о привлечении к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (далее по тексту - административный орган, Управление Роспотребнадзора) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Кузбассконсервмолоко» (далее по тексту - заинтересованное лицо, Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14 мая 2013 г. ООО «Кузбассконсервмолоко» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований Управлению Роспотребнадзора отказать.

В обоснование доводов  апелляционной жалобы  общество ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.

Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.

Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения. По мнению административного органа решение суда законно и обоснованно.

Подробно доводы заявителя изложены в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивал на ее удовлетворении.

В свою очередь, представители административного органа в судебном заседании  возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ в полном объеме, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора 28.01.2013г. на основании полученной информации вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в отношении ООО «Кузбассконсервмолоко».

В ходе проведения административного расследования выявлены нарушения пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 8, 25 Федерального закона от 12.06.2008г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», пункт 12.2 СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов; пункта 1.19. Инструкции по технологическому контролю производства молочных консервов от 22.03.1974г., что, по мнению административного органа, выразилось в ведении технологической документации на предприятии с нарушением требований, а именно в паспортах варок молока сгущенного с сахаром по ГОСТ Р 53436-2009 физико-химические показатели ( массовая доля влаги, массовая доля жира, массовая доля сахара, кислотность) не соответствуют аналогичным показателям, указанным в журнале контроля физико-химических показателей готовой продукции; на предприятии отсутствует журнал «учета сахара» за июль 2012г., в котором должно фиксироваться количество поступившего и израсходованного сырья.

Кроме того, в ходе административного расследования отобраны и исследованы образцы проб «молока цельного сгущенного с сахаром» по ГОСТ Р 53436-2009 «Консервы молочные. Молоко и сливки сгущенные с сахаром. Технические условия», проведены исследования продукции и выявлено, что образцы продукции:

- с датой выработки 27.09.2012г., варка 1691, не соответствуют ГОСТ Р 53436-2009 по группе чистоты ( группа чистоты II при величине допустимого уровня - не ниже I);

- с датой выработки 23.07.2012г., варки 1312/1313, 1305, 1309, ? 1317, не не соответствуют ГОСТ Р 53436-2009 по группе чистоты ( группа чистоты II при величине допустимого уровня - не ниже I); варки 1314, ? 1317 не соответствуют ГОСТ Р 53436-2009 по величине массовой доли сахарозы ((46,38 +- 1,50)% при величине допустимого уровня (от 43,5 до 45,5 включительно) %); по величине массовой доли сухого молочного остатка (27,9% при величине допустимого уровня - не менее 28,5%); по группе чистоты ( группа чистоты II при величине допустимого уровня - не ниже I);

- с датой выработки 29.01.2013г. в розлив и расфасованного в потребительскую упаковку «Дой-пак», варка № 89 в розлив с линии фасовки, не соответствуют ГОСТ Р 53436-2009 по массовой доле сахарозы ((45,7 +- 1,50)% при величине допустимого уровня (от 43,5 до 45,5 включительно) %); по величине массовой доли сухого молочного остатка (27,9% при величине допустимого уровня - не менее 28,5%); по группе чистоты ( группа чистоты II при величине допустимого уровня - не ниже I); варка № 89, в упаковке «Дой-пак» с линии фасовки, не соответствуют ГОСТ Р 53436-2009 по массовой доле сахарозы ((45,7 +- 1,50)% при величине допустимого уровня (от 43,5 до 45,5 включительно) %); по величине массовой доли сухого молочного остатка (27,8% при величине допустимого уровня - не менее 28,5%); по группе чистоты (группа чистоты II при величине допустимого уровня - не ниже I);

- с датой выработки 18.01.2013г., варка № 63, не соответствуют ГОСТ Р 53436-2009 по массовой доле сахарозы ((46,55 +- 1,50)% при величине допустимого уровня (от 43,5 до 45,5 включительно) %); по величине массовой доли сухого молочного остатка (27,3% при величине допустимого уровня - не менее 28,5%); по группе чистоты ( группа чистоты III при величине допустимого уровня - не ниже I).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 21.02.2013г. в отношении ООО «Кузбассконсервмолоко» протокола № 2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ протокол и материалы по делу об административном правонарушении направлены в арбитражный суд первой инстанции с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Принимая решение о привлечении Общества к административной ответственности,  суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Таким образом, объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ образуют действия (бездействие) изготовителя, исполнителя, продавца, выражающиеся в несоблюдении (нарушении) конкретных требований технических регламентов или действующих до принятия технических регламентов требований к конкретной продукции, а также требований, связанных с процессом производства, хранения, транспортирования, реализации, установленных, соответственно, для изготовителя, продавца.

Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федеральный закон № 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Федеральным законом от 12.06.2008 г . № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее по тексту - Федеральный закон № 88-ФЗ) установлены обязательные требования к молоку и молочной продукции, а также к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона № 88-ФЗ технологические процессы производства продуктов переработки молока, а также связанные с производством, использованием, хранением, перевозкой, реализацией продуктов переработки молока, этапы производственного процесса должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о ветеринарии и законодательства в области экологической безопасности.

Гигиенические требования к производству и лабораторному контролю молока и молочных продуктов, обеспечивающие выпуск продукции, соответствующей медико-биологическим требованиям и санитарным нормам качества установлены Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов», утвержденными Постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 04.10.1996 г. № 23, которые распространяются на все действующие, проектируемые и строящиеся предприятия молочной промышленности, включая комбинаты, заводы, цехи по производству сухих детских молочных продуктов, молочных продуктов для детей раннего возраста независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.

Не содержит требований относительно ведения технологической документации и пункт 12.1. СанПиН 2.3.4.551-96 «Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (технологические процессы. Сырье). Производство молока и молочных продуктов. Санитарные правила и нормы» (утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 04.10.1996г. № 23). Данным пунктом установлено, что все процессы приемки, переработки и хранения молока и молочных продуктов должны проводиться в условиях тщательной чистоты и охраны их от загрязнения и порчи, а также от попадания в них посторонних предметов и веществ.

Однако, как правильно указал суд первой инстанции, доказательств нарушения Обществом указанного пункта административным органом в материалы дела не представлено.

Судом первой инстанции в части нарушения, выразившегося в том, что образцы продукции не соответствуют ГОСТ Р 53436-2009 по массовой доле сахарозы; по величине массовой доли сухого молочного остатка; по группе чистоты установлено следующее.

На основании статьи 25 Технического регламента идентификация молока и продуктов его переработки проводится при оценке и подтверждении соответствия конкретного продукта требованиям настоящего Федерального закона, а также в случае, если в информации о конкретном продукте содержится его неполное описание.

Идентификация молока и продуктов его переработки проводится с учетом признаков, указанных в приложении 9-14 к настоящему Федеральному закону, а также по представленным изготовителем или продавцом описаниям этих продуктов.

В качестве описаний молока и продуктов его переработки могут быть использованы нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, международные стандарты, национальные стандарты или стандарты организаций, сопроводительные документы на эти продукты, договоры поставок, контракты, спецификации на эти продукты, информация на этикетках потребительских упаковок и другие содержащие описание этих продуктов документы.

Согласно части 1 статьи 26. Технического регламента в целях идентификации молока, продуктов его переработки, заквасок, пробиотических микроорганизмов и ферментных препаратов применяются следующие группы показателей их свойств:

1) органолептические - внешний вид, консистенция, вкус, запах, цвет и другие органолептические показатели, указанные в стандартах, нормативных и (или) технических документах на производство конкретного продукта (при их наличии) и (или) в иных содержащих описание такого продукта документах;

2) физико-химические - массовые доли составных частей молока в молоке и продуктах его переработки, кислотность, плотность, температура, индекс растворимости, вязкость и другие физико-химические показатели, указанные в стандартах, нормативных и (или) технических документах на производство конкретного продукта или в других содержащих описание такого продукта документах;

3) микробиологические - видовой или родовой состав микроорганизмов, количество микроорганизмов определенного вида или рода в единице массы либо объема конкретного продукта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, стандартов, нормативных и (или) технических документов на производство конкретного продукта (при наличии таких документов) и (или) других содержащих описание этого продукта документов.

Следовательно, как правильно указано судом первой инстанции, идентификация продуктов переработки молока осуществляется и в соответствии ГОСТами, которые используются изготовителем при производстве продукции.

В соответствии с пунктом 5.1.3 ГОСТ Р 53436-2009 (таблица №2) установлены следующие допустимые нормы для молока цельного сгущенного с сахаром: массовая доля влаги - не более 26,5%; массовая доля сахарозы, %- от 43,5 до 45,5 включ. ; массовая доля сухого молочного остатка - не менее 28,5%; группа чистоты, не ниже I. Определение группы чистоты осуществляется по ГОСТ 29245 (пункт 7.10 ГОСТ Р 53436-2009).

Согласно пункту 7 ГОСТ 29245-91 «Консервы молочные. Методы определения физических и органолептических показателей» метод определения группы чистоты молочных консервов (содержание механических примесей) основан на фильтровании 250см3 восстановленного продукта через фильтр диаметром 30мм и сравнении фильтра с эталоном (подпункт 7.1). Группу чистоты определяют путем подсчета частиц на фильтре и сравнения его с эталоном по ГОСТ 8218 (подпункт 7.3).

В примечании к подпункту 7.3 ГОСТ 29245-91 указано, что пригорелые частицы сухих молочных продуктов не считаются механической загрязненностью.

Под определением группы чистоты понимается содержание механических примесей в фильтре в сравнении с эталоном.

При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу, что ни один из протоколов лабораторных испытаний не содержит сведений об эталонах по ГОСТ 8218, о том, что обнаружено в образцах - механические примеси (и какие, их количество), или пригар сухих молочных продуктов.

Отсутствуют какие-либо сведения по исследованию такого показателя, как группа чистоты, по применению какого-либо метода исследования, по установлению механических примесей, и в экспертных санитарно-эпидемиологических заключениях.

Кроме того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный орган не доказал совершение ООО «Кузбассконсервмолоко» таких нарушений, как ведение на предприятии технологической документации на предприятии с нарушением требований и не соответствие образцов продукции ГОСТ Р 53436-2009 по группе чистоты, поскольку полученные результаты, подтвержденные протоколами лабораторных испытаний, не соответствуют фактическим обстоятельствам. Приложенные протоколы лабораторных испытаний не содержат сведений о том, выявлены ли какие-либо посторонние включения, происхождение этих включений и количество частиц.

Между тем,  как обоснованно указал суд первой инстанции, указанное не свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «Кузбассконсервмолоко» в целом состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.