ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2013 года Дело N А64-417/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2013 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Миронцевой Н.Д.,

судей  Ольшанской Н.А.,

Донцова П.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,

при участии:

от прокуратуры Советского района города Тамбова: Болотова О.И., старший прокурор отдела прокуратуры Воронежской области;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Комитета городского хозяйства администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от общества с ограниченной ответственностью «ТЭКО-Сервис»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от МБУ «Спецдорсервис»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы прокуратуры Советского района города Тамбова и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.05.2013 по делу № А64-417/2013 (судья Н.Н. Надежкина) по заявлению Комитета городского хозяйства администрации города Тамбова (ОГРН 1066829001546) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (ОГРН 1056882299704), третьи лица: прокуратура Советского района города Тамбова, общество с ограниченной ответственностью «ТЭКО-Сервис» (ОГРН 1046882293754), МБУ «Спецдорсервис», о признании незаконным и отмене постановления от 15.01.2013 № 13,

УСТАНОВИЛ:

Комитет городского хозяйства администрации города Тамбова (далее - Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (далее - Управление, административный орган) от 15.01.2013 № 13 о привлечении Комитета к административной ответственности по статье. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.

Решением арбитражного суда от 07.05.2013 заявленные требования удовлетворены. Принимая указанное решение, суд исходил из того, что Комитет не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.

Не согласившись с указанным судебным актом, считая  его незаконным и необоснованным, Прокуратура и Управление обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт.

Управление считает, что Комитет осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, а также деятельность по учету, контролю отходов и надзору за операциями сбора, и является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

По мнению Прокуратуры, в действиях Комитета имеется состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Доводы отзыва Комитета на апелляционные жалобы сводятся к согласию с выводами арбитражного суда области.

Комитет, ООО «ТЭКО-Сервис», МБУ «Спецдорсервис», Управление, надлежащим образом уведомленные, в судебное заседание представителей не направили. В порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей указанных лиц.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Прокуратурой совместно с сотрудниками полиции 15.11.2012 проведено обследование территории Советского района города Тамбова на предмет наличия несанкционированных свалок.

В ходе проверки выявлены  факты  складирования отходов (спиленных деревьев, строительного мусора, бытовых отходов и иных) в местах, прилегающих к контейнерным площадкам   жилых домов: №55 и №51 по улице Новикова- Прибоя, №49 по Аэродромному проезду (частный сектор); №21,№61, №86 «а» и №117 по улице Воронежской (частный сектор),  дома №12 по улице Усиевича в городе Тамбове.

Выявленные правонарушения зафиксированы в акте проверки от 15.11.2012, при проведении проверки велась фотосъемка.

По результатам проверки прокуратурой Советского района города Тамбова в отношении Комитета 30.11.2012 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ.

Материалы дела об административном правонарушении в отношении Комитета направлены для рассмотрения по подведомственности в Управление.

Постановлением Управления от 15.01.2013 №13 Комитет признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, Комитет городского хозяйства обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения представителя Прокуратуры, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, апелляционный суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд  в  судебном  заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к  административной  ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами  в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 №4973/12 по делу №А60-50398/2011 сформулирован правовой подход, согласно которому состав правонарушении, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

Как видно из материалов дела, Комитету, как исполнительному органу местного самоуправления, городского округа - город Тамбов вменено нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства при исполнении обязанностей по организации сбора отходов на территории городского округа - город Тамбов.

Событие административного правонарушения по мнению административного органа, заключалось в том, что 15.11.2012 у  жилых домов Советского района города Тамбова были установлены факты  складирования мусора и бытовых отходов  в местах, прилегающих к контейнерным площадкам, расположенным в районе жилых домов: №55 и №51 по улице Новикова Прибоя, №49 по Аэродромному проезду (частный сектор), №21,61, №86 «а» и №117 по улице Воронежской (частный сектор), а также в районе дома №2 по улице Усиевича в городе Тамбове.

Заинтересованным лицом в материалы дела представлена справка Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова от 03.04.2013 о том, что земельные участки под указанными контейнерными площадками относятся к землям неразграниченной государственной собственности.

Однако в материалах административного дела отсутствовали доказательства принадлежности земельных участков в местах, прилегающих к контейнерным площадкам, расположенным по вышеуказанным адресам, городскому округу - город Тамбов. Данные обстоятельства в ходе проверки не устанавливались.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция) утратившие свои потребительские свойства.

К отходам потребления относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей (пункт 3.12 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772 - 2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»).

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающий среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законом № 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона №89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 8 и частям 1, 2 статьи 13 Закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с пунктом 24 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа. Согласно Положению «О комитете городского хозяйства администрации города Тамбова», утвержденному решением Тамбовской городской Думы от 27.06.2007 №402, (далее - Положения), комитет городского хозяйства администрации города Тамбова является органом администрации города Тамбова, наделен правами юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 и пунктом 4 статьи 9 Положения одной из основных задач Комитета городского хозяйства является организация работы по обеспечению надлежащего санитарного состояния территории города. Комитет городского хозяйства выполняет функции по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Таким образом, Комитет городского хозяйства является исполнительным органом местного самоуправления городского округа - город Тамбов, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования.

В то же время непосредственно сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к компетенции Комитета городского хозяйства.

Исходя из системного толкования указанных выше правовых норм, Комитет, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования.

Из материалов дела следует, что в выявленных административным органом нарушениях Комитет не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления, а также самостоятельно не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Из протокола об административном правонарушении не усматривается, невыполнение каких конкретно организационных функций образует объективную сторону правонарушения, в чем конкретно выразилось виновное бездействие Комитета, вследствие чего мусор и бытовые отходы граждан оказались за пределами мусорных контейнеров, какие нормативы и правила нарушены, какие меры должны были быть приняты Комитетом, в чем заключается его вина в совершении вмененного правонарушения.

В связи  с чем, не имеется оснований считать установленным состав правонарушения   по статье 8.2 КоАП РФ.

В связи с чем, суд обоснованно удовлетворил заявленное требование. Признал незаконным и отменил постановление административного органа.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.

Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.05.2013 по делу № А64-417/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.

     Председательствующий
  Н.Д. Миронцева

     Судьи  
   Н.А. Ольшанская

     П.В. Донцов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка