• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июля 2013 года Дело N А29-1068/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2013 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Буториной Г.Г., Немчаниновой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

Ивановой Ю.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителя ответчика: Жалобы Р.И., действующего на основании доверенности от 10.06.2013 №587,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.04.2013 по делу

№А29-1068/2013, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,

по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком»

(ИНН: 7707049388, ОГРН: 1027700198767)

к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми

(ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685),

о признании недействительным решения от 26.11.2012 №2258,

установил:

открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее - Общество, страхователь) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Республики Коми к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 26.11.2012 № 2258.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.04.2013 требования Общества удовлетворены.

Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 19.04.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя жалобы, решение суда от 19.04.2013 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд нарушил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.

При этом Фонд обращает внимание апелляционного суда на завершение распределения средств по исполнению бюджета в соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации на 31 декабря и ссылается также на пункт 2 Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер, утвержденных приказом Минздрасоцразвития России от 10.02.2013 №113 и настаивает, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется за счет сумм взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем календарном году.

Общество представило отзыв на жалобу, в котором против доводов Фонда возражает, просит решение суда оставить без изменения.

Подробно позиции сторон изложены в жалобе и в отзыве на жалобу.

Общество явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, просит рассмотреть дело без участия своих представителей.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Общества.

В судебном заседании апелляционного суда представитель Фонда поддержал свою позицию по рассматриваемому спору.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом от 26.11.2012 №2258 Фонд отказал Обществу в финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых с вредными и (или) опасными производственными факторами, в сумме 181 992 руб., указав на отсутствие оснований для выделения средств на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2011.

Общество с изложенной позицией Фонда не согласилось и обратилось с заявлением в суд.

Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь положениями Федеральных законов от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 08.12.2010 №334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 101н от 11.02.2011, требования Общества признал обоснованными. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении страхователем условий финансового обеспечения предупредительных мер на 2011 и о наличии у Фонда обязанности вынести решение в отношении заявленной Обществом суммы 181 992 руб.

Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыв на жалобу, заслушав представителя Фонда, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон №125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В силу статьи 3 Закона №125-ФЗ страхователем является юридическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 17 Закона №125-ФЗ страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда.

В соответствии с пунктом 3 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в территориальных органах фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.03.2004 №27 (далее - «Порядок…), юридические лица, имеющие структурные подразделения, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящего Порядка, регистрируются в качестве страхователей в территориальном органе Фонда по месту нахождения данных обособленных подразделений.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Закона №125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №334-ФЗ от 08.12.2010 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Фонду социального страхования Российской Федерации было предоставлено право в 2011 году принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в постановлении № 1232 от 31.12.2010 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации было поручено по согласованию с Фондом социального страхования Российской Федерации утвердить правила финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и давать разъяснения по их применению.

На основании указанного постановления приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №101н от 11.02.2011 были утверждены Правила финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - «Правила…»).

Согласно пункту 2 «Правил…» финансовому обеспечению в 2011 году за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователя, в том числе, на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Пунктом 3 «Правил…» предусмотрено, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации в текущем календарном году.

Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

В соответствии с пунктом 4 «Правил…» страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа 2011 года с приложением к нему:

- плана финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер, разработанного с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, с указанием суммы финансирования;

- копии плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

В случае включения в план финансового обеспечения мероприятий по аттестации рабочих мест дополнительно к указанным документам страхователь представляет:

- копию приказа организации о создании аттестационной комиссии для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

- копию договора с организацией, осуществляющей функции по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, аккредитованной в установленном порядке, о проведении работ по аттестации рабочих мест по условиям труда с приложением калькуляции стоимости проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда;

- копию уведомления о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Пунктом 8 «Правил…» установлено, что территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в случаях, если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации, и если представленные документы содержат недостоверную информацию. В указанном пункте прямо предусмотрено, что отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО «Северо-Западный Телеком» было зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по месту нахождения своего обособленного подразделения - Коми филиала в Региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.

01.04.2011 ОАО «Северо-Западный Телеком» прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ОАО «Ростелеком».

24.03.2011 в ЕГРЮЛ была внесена запись о государственной регистрации изменений в Уставе ОАО «Ростелеком», согласно которым у организации на территории Республики Коми имеется филиал.

26.04.2011 ОАО «Ростелеком» было зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по месту нахождения Коми филиала в Региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.

В соответствии с «Правилами…» Общество обратилось в Фонд с заявлением от 28.07.2011 о финансовом обеспечении предупредительных мер, приложив к нему документы, предусмотренные указанными «Правилами…».

По результатам рассмотрения заявления Фонд возвратил Обществу представленные документы (письмо № 01-18/06-16475 от 11.08.2011), указав на отсутствие оснований для выделения средств на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2011 году вновь образованному страхователю, который в предшествующем календарном году не производил начисление страховых взносов.

Решение Фонда, оформленное письмом №01-18/06-16475 от 11.08.2011, было обжаловано Обществом в судебном порядке (дело №А29-9582/2011).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.04.2012 по делу №А29-9582/2011 требования Общества были удовлетворены:

- решение Фонда №01-18/06-16475 от 11.08.2011 о возвращении пакетов документов на финансирование предупредительных мер в 2011 году было признано незаконным;

- на Фонд была возложена обязанность принять решение по заявлению Общества о финансовом обеспечении предупредительных мер в 2011 году в соответствии с представленными документами.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 по делу №А29-9582/2011 решение от 18.04.2012 было оставлено без изменения.

При этом в названных судебных актах по делу №А29-9582/2011 суды указали, что:

- Общество, состоящее на учете в качестве страхователя в Фонде, правомерно обратилось в указанный территориальный орган Фонда с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в 2011 году;

- Общество являлось плательщиком страховых взносов в 2010 году, поскольку является правопреемником ОАО «Северо-Западный Телеком», которое также уплачивало страховые взносы в 2010-2011 годах, в том числе и по месту нахождения филиала в Республике Коми.

Во исполнение судебных актов по делу №А29-9582/2011 Фонд рассмотрел заявление Общества о финансовом обеспечении предупредительных мер на 2011 год и принял решение (приказ №2258 от 26.11.2012) об отказе Обществу в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Основанием для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер явилось то, что предусмотренные бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации средства на финансовое обеспечение предупредительных мер за 2011 год полностью распределены.

Между тем, апелляционный суд на основании изложенных выше норм права и установленных обстоятельств признает правомерным вывод суда первой инстанции о незаконности названного выше решения Фонда. При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее:

1) Общество обратилось в Фонд с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер с приложением к нему всех необходимых документов в срок, установленный «Правилами…» (данный факт Фондом не оспаривается).

2) В своем решении Фонд не указывал:

- на то, что объем средств, направленных страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, превышает установленный пунктом 3 «Правил…»,

- на наличие установленных пунктом 8 «Правил…» оснований для отказа в финансовом обеспечении.

3) Позиция Фонда об отсутствии оснований для выделения средств на финансовое обеспечение предупредительных мер на 2011 год вновь образованному страхователю, который в предшествующем календарном году не производил начисление страховых взносов, была оценена при рассмотрении дела №А29-9582/2012.

В судебных актах по делу №А29-9582/2012 указано, что Общество являлось плательщиком страховых взносов в 2010 году и является правопреемником ОАО «Северо-Западный Телеком», которое также уплачивало страховые взносы в 2010-2011 годах, в том числе, по месту нахождения филиала в Республике Коми, поэтому в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела Общество освобождается от доказывания наличия базы для определения объема средств, подлежащих направлению на финансовое обеспечение предупредительных мер.

Отклоняется также как несостоятельный довод заявителя жалобы о том, что предусмотренные бюджетом ФСС России средства на финансовое обеспечение предупредительных мер за 2011 год полностью распределены, так как такие обстоятельства не могут являться основанием для лишения права Общества на финансовое обеспечение предупредительных мер. В данном случае Общество своевременно и с приложением всех необходимых документов обратилось в Фонд с соответствующим заявлением, от рассмотрения которого Фонд неправомерно фактически уклонился (данный факт установлен судебными актами по делу №А29-9582/2012.

Суд апелляционной инстанции отклоняет также ссылку Фонда на приказ Минздрасоцразвития России от 10.02.2013 №113н, поскольку данный документ принят в 2012 году, тогда как предметом спора является выделения средств на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2011 году.

На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от19.04.2013 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств по рассматриваемой ситуации. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы ФСС России освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.04.2013 по делу №А29-1068/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685) - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     Т.В.  Хорова

     Судьи

     Г.Г.  Буторина

     М.В. Немчанинова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А29-1068/2013
02АП-4571/2013
Принявший орган: Второй арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 19 июля 2013

Поиск в тексте