ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июля 2013 года Дело N А14-20065/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 4 июля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2013 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Миронцевой Н.Д.,

судей  Ольшанской Н.А.,

Донцова П.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,

при участии:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: Колмаков Р. В., представитель по доверенности №02-16/4540 от 04.12.2012, паспорт РФ;

от Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Черноземье» Федерального дорожного агентства»: Лукашук А.Г., представитель по доверенности № 3022-15/08 от 28.08.2012, паспорт РФ;

от общества с ограниченной ответственностью «НАВАСТРОЙ»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Майя»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Черноземье» Федерального дорожного агентства» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.03.2013 по делу № А14-20065/2012, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Черноземье» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Черноземуправтодор», Заказчик, Учреждение) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения № 02-16/46 от 10.01.2012 Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (УФАС, Управление, антимонопольный орган) по делу № 438-з с участием третьего лица, общества  с ограниченной ответственностью «НАВАСТРОЙ» (далее - ООО «НАВАСТРОЙ», Общество).

Определением суда от 27.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «Майя» (далее - ООО СК «Майя»).

Решением от 04.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Не согласившись с указанным решением, ФКУ «Черноземуправтодор» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Заявитель апелляционной жалобы полагает, что  в заявке ООО СК «Майя» отсутствуют конкретные показатели товара, который будет использоваться при производстве работ, что следует расценивать, как несоответствие заявки закону и документации об аукционе.

Отмечает, что ОО СК «Майя» не воспользовалось правом обращения к заказчику за разъяснениями положений аукционной документации, и размещенной на сайте рекомендуемой формой Ф-5.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФАС возражал против доводов апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным.

Представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным.

ООО «НАВАСТРОЙ», ООО СК «Майя», надлежащим образом уведомленные, в судебное заседание представителей не направили. В порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие, уведомленных надлежащим образом их представителей.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг www.zakupki.gov.ru в порядке статьи 41.5 Федерального закона ФЗ-94 от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ФКУ «Черноземуправтодор» 15 ноября 2012 года размещено извещение № 0331100007312000180 о проведении открытого аукциона в электронной форме «Капитальный ремонт федеральных автомобильных дорог»:

Объект № 1: капитальный ремонт автобусных остановок на автомобильной дороге Р-298 Курск-Воронеж - автомобильная дорога Р-22 «Каспий» км 204+165. км 212+807, км 265+410, км 267+796, км 270+852, км 285+135, км 300+034, км 300+080, км 302+296, км 304+826, км 304+807, км 307+249, км 315+1080, км 316+767, км 316+900, км 321+317, км 337+500, км 353+100, км 371+569, км 377+539, км 407+293, км 407+750, км 431+737, км 432+390, км 440+841, км 440+891, км 443+437, км 443+552 в Воронежской области.

Объект № 2: капитальный ремонт автобусных остановок на автомобильной дороге А-144 Курск-Воронеж-Борисоглебск км 161+800, км 162+120, км 175+100, км 192+700, км 195+700, км 205+200, км 211+700, км 284+900, км 306+900, км 315+700, км 321+400 (с устройством недостающих пешеходных дорожек) в Воронежской области (II этап).

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 07.12.2012 на участие в данном аукционе поступило 3 заявки, в том числе от участника размещения заказа - ООО СК «Майя».

По итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе ООО СК «Майя» (заявка №3) отказано в допуске к участию в аукционе на основании п. 1 ч .4 ст. 41.9 ввиду не предоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и документацией об открытом аукционе (в составе первой части заявки не представлены конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, предлагаемых для использования материалов (товара) при выполнении работ).

В связи с отказом в допуске к участию в аукционе ООО СК «Майя» 10.12.2012 обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области с жалобой на действия единой комиссии Заказчика - ФКУ «Черноземуправтодор» в части несоблюдения законодательства о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на проведение капитального ремонта:

Объекта № 1: капитальный ремонт автобусных остановок на автомобильной дороге Р-298 Курск-Воронеж - автомобильная дорога Р-22 «Каспий» км 204+165. км 212+807, км 265+410, км 267+796, км 270+852, км 285+135, км 300+034, км 300+080, км 302+296, км 304+826, км 304+807, км 307+249, км 315+1080, км 316+767, км 316+900, км 321+317, км 337+500, км 353+100, км 371+569, км 377+539, км 407+293, км 407+750, км 431+737, км 432+390, км 440+841, км 440+891, км 443+437, км 443+552 в Воронежской области.

Объекта № 2: капитальный ремонт автобусных остановок на автомобильной дороге А-144 Курск-Воронеж-Борисоглебск км 161+800, км 162+120, км 175+100, км 192+700, км 195+700, км 205+200, км 211+700, км 284+900, км 306+900, км 315+700, км 321+400 (с устройством недостающих пешеходных дорожек) в Воронежской области (II этап).

По результатам рассмотрения жалобы УФАС 17.12.2012 принято решение, которым жалоба ООО СК «Майя» признана обоснованной; в действиях аукционной комиссии государственного заказчика - ФКУ «Черноземуправтодор» установлено нарушение требований части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов; аукционной комиссии заказчика УФАС решено выдать предписание об устранении нарушений части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.

УФАС исходило из того, что если документация об аукционе не  содержит конкретных показателей или параметров соответствия товара (материалов),  заказчиком не установлены в документации об аукционе иные сведения о качестве, технических и функциональных характеристиках.

Не согласившись с решением УФАС от 17.12.2012 по делу №466-з, считая его незаконным и необоснованным, ФКУ «Черноземуправтодор» обратилось в арбитражный суд с указанным требованием.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, пояснений, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о размещении заказов) данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В силу статьи 7 названного закона при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги (далее - запрос котировок) создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия (далее также - комиссия).

Аукционной комиссией осуществляются рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

В соответствии с частями 1-2 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае:

1) непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 настоящего Федерального закона (за исключением документов, предусмотренных подпунктом «г» пункта 1 части 3, частью 3.1 статьи 25 настоящего Федерального закона), частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ;

2) несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона;

3) непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе;

4) несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.

Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 данной статьи случаев, не допускается.

В силу положений частей 4, 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 данной статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта:

- требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться;

- перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром;

- требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом при необходимости.

В соответствии с частью 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 данного Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае не соответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона № 94-ФЗ, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.

В силу части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 данной статьи, не допускается.

В соответствии с пунктом 1.1 аукционной документации, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:

- согласие участника размещения заказа на выполнение работ, соответствующих требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе (1.1.1);

- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.

Данные могут быть представлены по рекомендуемой форме Ф-5 (Приложение № 1 к документации открытом аукционе в электронной форме) (1.1.2).

Конкретные показатели материалов установлены приложением № 2 к документации об аукционе (л.д. 74).

Пунктом 13 аукционной документации установлены требования к качеству, техническим характеристикам работ.

Согласно сведениям, содержащимся в аукционной документации (пункт 13.1), требования к качеству, техническим характеристикам, требования к их безопасности, требования результатам работ и иные показатели изложены в проекте (приложение № 2 к документации об аукционе в электронной форме) и в техническом задании (приложение № 2 к проекту государственного контракта).

Таким образом, требования и иные показатели устанавливаются, также, в технической документации,  которая являются частью документации об открытом аукционе в электронной форме.

Указание на эти документы имеется в аукционной документации.

Требование об указании конкретных показателей в аукционной документации имеется.

В заявке ООО СК «Майя» отсутствуют конкретные показатели товара, который будет использоваться при производстве работ, что следует расценивать как несоответствие заявки закону и документации об аукционе.

Вместо указанных технических характеристик, ООО СК «Майя» указало единицы измерения и их количество.

Также ООО СК «Майя» не обращалось к заказчику за разъяснениями положений размещенной аукционной документации.

Такой способ формирования аукционной документации соответствует норме статьи 41.6 Закона №94-ФЗ, так как выражает волю заказчика, предполагающего приобрести товар и работы определенных, но не узких, характеристик.

Формулирование требований заказчика в указанном виде не создает неясности в понимании участниками размещения заказа, какой именно товар и работы требуются заказчику.

Объем обязанностей при формулировании заказчиком конкретных значений требуемых заказчику товаров и оформление заявки участником размещения заказа конкретных показателей предлагаемого товара не одинаков: в первом случае требуется указать потребности в определенном виде, типе товара, во втором - предложить конкретный товар.

При невыполнении участником размещения заказа этого требования аукционная комиссия заказчика не располагает возможностью сопоставить предложение (заявку) с требованиями заказчика, а при заключении контракта исполнить требования части 2 статьи 41.12 Закона № 94-ФЗ, согласно которой в проект контракта должны быть внесены сведения о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанные в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме победившего участника.