ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2013 года Дело N А14-17895/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 года

постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2013 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Михайловой Т.Л.,

судей:   Ольшанской Н.А.,

Степановой Н.Т.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Бутыриной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области на решение арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2013 по делу № А14-17895/2012 (судья Соболева Е.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эквит» (ОРГН 1123668010608) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области о признании незаконными действий,

при участии в судебном заседании:

от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области: Минаковой С.И., главного специалиста-эксперта правового отдела по доверенности от 09.01.2013 № 4,

от общества с ограниченной ответственностью «Эквит»:  Шаршакова А.В., представителя по доверенности от 08.07.2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Эквит» (далее - общество «Эквит», общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением (с учетом уточнений) к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Воронежа о признании незаконными действий ее должностных лиц при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной обществом 19.04.2012 в инспекцию Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Воронежа за первый квартал 2012 года, выразившимися в направлении, со ссылками на статью 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс):

-  запросов в банки о предоставлении выписок о движении денежных средств по расчетным счетам  поставщиков «по цепочке» и покупателя;

-  поручений  в налоговые органы об истребовании документов и сведений у банков, в которых открыты расчетные счета проверяемого налогоплательщика, его поставщиков имущественных прав «по цепочке» и покупателя имущественных прав;

-  сопроводительных писем  в инспекции по месту учета поставщиков имущественных прав «по цепочке» в адрес общества «Эквит» о представлении дополнительной информации о  их финансовой деятельности и благонадежности;

- поручений о допросе  в качестве свидетелей руководителей (учредителей) организаций - поставщиков общества «Эквит» «по цепочке» по вопросам, касающимся  финансово-хозяйственной деятельности организаций;

-  запроса в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления Министерства внутренних дел России по Воронежской области (УЭБиПК ГУ МВД России по Воронежской области) о выделении сотрудника для ознакомления с материалами камеральной налоговой проверки и в передаче в УЭБиПК ГУ МВД России по Воронежской области материалов камеральной налоговой проверки общества «Эквит».

определение м арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2013 о процессуальном правопреемстве инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Воронежа заменена на ее правопреемника - межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы  № 13 по Воронежской области (далее -  налоговый орган, инспекция).

решением арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2013 требования общества были удовлетворены в части, касающейся  действий налогового органа по направлению, со ссылкой на статью 93 Налогового кодекса, поручений, сопроводительных писем, запросов на истребование документов и предоставление информации в банки, налоговые органы, третьим лицам,  а также по осуществлению иных мероприятий налогового контроля в отношении третьих лиц - обществ с ограниченной ответственностью «ЛУЧ», «Комета», «ЦРКП», «Виста»,  «Астра», «Металлургпрокатмонтаж-2» (далее - общества «ЛУЧ», «Комета», «ЦРПК»,  «Виста», «Астра», «Металлургпрокатмонтаж-2»), индивидуального предпринимателя Лобанова В.В.

В части, касающейся оспаривания действий налогового органа по направлению запроса в УЭБиПК ГУ МВД России по Воронежской области о выделении сотрудника для ознакомления с материалами камеральной налоговой проверки и по передаче в УЭБиПК ГУ МВД России по Воронежской области материалов камеральной налоговой проверки общества «Эквит» в удовлетворении требований налогоплательщика отказано.

Налоговый орган, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить решение арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2013 в части признания незаконными действий должностных лиц налогового органа при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной обществом «Эквит», а именно: направление поручений, сопроводительных писем, запросов на истребование документов и представление информации в банки, налоговые органы, третьими лицам, со ссылкой на статью 93 Налогового кодекса Российской Федерации, а также осуществление иных мероприятий налогового контроля в отношении третьих лиц - обществ «ЛУЧ», «Комета», «ЦРПК»,  «Виста», «Астра», «Металлургпрокатмонтаж-2»,  предпринимателя Лобанова В.В. как несоответствующее нормам материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.

В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает на то, что направление поручений об истребовании информации и документов у банков, иных налоговых органов и третьих лиц не противоречит порядку проведения контрольных мероприятий в отношении налогоплательщика в рамках камеральной налоговой проверки, так как в представленной обществом «Эквит» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость заявлены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость и сумма налога к возмещению из бюджета.

Поскольку, в силу положений статей 88, 93, 93.1, 172, 176 Налогового кодекса, при заявлении налоговых вычетов и суммы налога к возмещению из бюджета налоговый орган вправе потребовать  при проведении камеральной проверки документы, обосновывающие налоговые вычеты, то, по мнению инспекции, ее действия не противоречат требованиям перечисленных норм налогового законодательства.

Также налоговый орган полагает, что обществом не было представлено доказательств того, что обжалуемые действия  нарушают его права и законные интересы  в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Общество «Эквит» в представленном отзыве возразило против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда области законным, обоснованным и мотивированным, в связи с чем просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Как указывает общество,  им доказано несоответствие нормам налогового законодательства действий налогового органа по истребованию  у банков и третьих лиц документов, не  имеющих непосредственного отношения к деятельности  самого общества в качестве налогоплательщика в том периоде, за который представлена налоговая декларация.

При этом общество обращает внимание на то обстоятельство, что  в результате  осуществления незаконных действий  налоговый орган получил доступ к информации, относящейся  к налоговой и коммерческой тайне общества.

Кроме того, по мнению общества, сведения, полученные  налоговым органом в результате осуществления незаконных действий,  послужили основанием  для  принятия незаконного решения об отказе обществу в возмещении налога на добавленную стоимость.

Указанные обстоятельства, как полагает общество «Эквит», привели к нарушению права общества  на получение налогового вычета и возмещения по налогу из бюджета.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Как следует из апелляционной жалобы, решение арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2013 обжалуется инспекцией лишь в части приведенных ею в апелляционной жалобе доводов.

Ходатайств о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме лицами, участвовавшими в деле, не заявлялось, соответствующих возражений также не заявлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2013  лишь в обжалуемой части.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей налогового органа и  налогоплательщика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, 19.04.2012 обществом «Эквит» в инспекцию Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Воронежа была представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2012 года, на основании которой им заявлен к возмещению из бюджета  налог на добавленную стоимость в сумме 2 750 415 руб.

По итогам камеральной налоговой проверки представленной декларации инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Воронежа был составлен акт налоговой проверки от 02.08.2012 № 9288 и  вынесены решения от 05.10.2012:

- № 7755 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому общество «Эквит» было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, в виде штрафа в сумме 176 949,20 руб. и ему предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 884 746 руб.

- и № 391 «Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению»,  которым обществу было отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 750 415 руб.

Основанием для принятия указанных решений послужил вывод налогового органа о  том, что общество «Эквит» создало схему искусственного документооборота путем заключения гражданско-правовых сделок по приобретению имущественных прав с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде  получения из бюджета возмещения по налогу на добавленную стоимость.

Данный вывод сделан налоговым органом в результате проведения  ряда  мероприятий налогового контроля:

- направления запросов в банки о предоставлении выписок о движении денежных средств по расчетным счетам поставщиков (по цепочке) и покупателя;

- направления поручений в инспекции Федеральной налоговой службы России об истребовании документов и сведений (об IP адресе, договорах банковского счета, карточках с образцами подписей и др.) у банков, в которых открыты расчетные счета проверяемого налогоплательщика, поставщиков имущественных прав - обществ «Виста»,  «Астра»,  «Луч», «Комета»,  предпринимателя Лобанова В.В.,  и покупателя имущественных прав - общества «ЦРКП»;

- направления сопроводительных писем в инспекции по месту учета поставщиков имущественных прав по «цепочке» в адрес общества «Эквит» о представлении дополнительной информации о финансовой деятельности и благонадежности организаций - поставщиков, о наличии материалов камеральных налоговых проверок по факту возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета при приобретении дебиторской задолженности контрагентами по «цепочке», реализованной впоследствии в адрес общества «Эквит»;

- направления в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Воронежской области поручения  № 09-33/02640@ о допросе в качестве свидетеля руководителя (учредителя) обществ «Луч», «Комета», «ЦРКП» - Лукьянчикова В.Л. по вопросам, касающимся финансово-хозяйственной деятельности указанных организаций;

- направления в инспекцию Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району поручения  № 09-33/02641@ о допросе в качестве свидетеля предпринимателя Лобанова В.В. по вопросам, касающимся обстоятельств заключения договоров по приобретению у общества «Астра» имущественных прав  и реализации их обществу «Виста»;

- направления в инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа поручения № 594 от 27.06.2012 об истребовании у Центрально-Черноземного банка Сбербанка России копии векселей по договору № 162/564/0 от 29.03.2012, а также дополнительной информации по ним;

- направления в инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа поручения об истребовании у Сбербанка России информации по лицу, являющемуся представителем общества «Металлургпрокатмонтаж-2», получившему денежные средства по предъявленным векселям на сумму 2 800 000 руб.;

- направления в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Липецкой области поручения о допросе в качестве свидетеля Ковшова В.И. (руководитель общества «Металлургпрокатмонтаж-2») для дачи свидетельских показаний по взаимоотношениям с обществом «Эквит» и организациями, участвовавшими в перепродаже дебиторской задолженности;

- направления запроса и передачи в УЭБиПК ГУ МВД России по Воронежской области материалов камеральной налоговой проверки общества «Эквит».

Полагая, что действия инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Воронежа по направлению указанных запросов и поручений в банки, инспекции и третьим лицам, приведшие к отказу обществу в предоставлении налогового вычета и возмещения из бюджета,  а также по  направлению запроса и передаче материалов камеральной проверки в УЭБиПК ГУ МВД России по Воронежской области,  произведены за пределами полномочий налогового органа в рамках камеральной проверки, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что действия инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Воронежа по направлению запросов и поручений в банки, инспекции и третьим лицам не соответствуют требованиям налогового законодательства и нарушают права и законные интересы налогоплательщика, удовлетворил заявленные требования в указанной части.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса налоговым органам предоставлено право проводить в порядке, установленном Кодексом, налоговые проверки, а также требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов.

Статьей 87 Налогового кодекса установлено, что налоговые органы проводят камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая  проверка, как это следует из части 1  статьи  88 Налогового кодекса,  проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа  по одному или нескольким налогам за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено  статьей 89 Налогового кодекса.

Исходя из пункта 1 статьи 93 Кодекса, инспекция вправе истребовать у налогоплательщика необходимые для проверки документы. При этом, в соответствии с пунктом 7 статьи 88 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2007) при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с декларацией не установлено Кодексом.

На основании пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса в случае, если камеральной налоговой проверкой будут выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, в свою очередь, вправе представить налоговому органу пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, а также документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), которые лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть (пункт 4 статьи 88 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса установлено, что  лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Статья 90 Налогового кодекса предоставляет налоговому органу  право  вызвать в  качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

В силу пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый орган вправе на основании мотивированного запроса запрашивать в банках справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций и индивидуальных предпринимателей, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (пункт 3 статьи 86 Кодекса).

Из изложенного следует, что в рамках  налоговой проверки налоговый орган в установленных случаях вправе истребовать у самого налогоплательщика  в порядке, предусмотренном  статьей 93 Кодекса,  у его контрагентов (иных лиц) - в порядке, предусмотренном  пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса, у банков - в порядке, предусмотренном статьей 86 Налогового кодекса,  документы и информацию, имеющие непосредственное отношение к предмету, целям и объему проверки, а также вправе в порядке, предусмотренном статьей 90 Налогового кодекса, в этом же объеме допросить в качестве свидетеля физические лицо, имеющее отношение к  деятельности налогоплательщика.