ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 2013 года Дело N А33-1242/2013

Резолютивная часть постановления объявлена «17» июля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен  «24» июля 2013  года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  - Радзиховской В.В.,

судей: Гуровой Т.С., Бабенко А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бахтеевой Э.Б.,

при участии:

от индивидуального предпринимателя Неупокоевой Любови Александровны- Гороховой М.И. - представителя по доверенности от 08.04.2013,

от Администрации Минусинского района - Гильгенберга Е.Р. - представителя по доверенности от 21.06.2013 (том дела 5),

от общества с ограниченной ответственностью «Южно-Сибирская Транспортная Компания» - Прохоровой Я.В. - представителя по доверенности от 23.05.2013,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Южно-Сибирская Транспортная компания»

на решение  Арбитражного суда Красноярского края

от «06» мая 2013  года по делу №  А33-1242/2013, принятое судьей Фроловым Н.Н.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Южно-Сибирская Транспортная Компания» (ИНН 2455022040, ОГРН 1032401405134) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации Минусинского района о признании недействительным решения комиссии, изложенного в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 26.12.2012, в части лота № 1, лота № 2 о признании индивидуального предпринимателя Неупокоевой Любови Александровны победителем конкурса.

К  участию в деле  привлечено  в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуальный предприниматель Неупокоева Л.А.

Протокольным  определением  суда  первой  инстанции  отказано  в  удовлетворении ходатайства ООО «Южно-Сибирская Транспортная Компания» об  уточнении  заявленных  требований,  в соответствии с  которым  просит  признать  недействительными  итоги  открытого  конкурса  на  право  заключения договоров  об  организации  регулярных  пассажирских  перевозок  по  муниципальным  маршрутам  в  Минусинском  районе  на 2012-2017  в  части  признания  индивидуального  предпринимателя  Неупокоевой Л.А.  победителем  конкурса  на  лот №1, лот №2, признать  торги  и  заключенные  по  их  результатам  договоры  недействительными,  признать  недействительными  договоры  на  право  перевозки пассажиров  по  лотам  №1 и № 2, заключенные  по  результатам  открытого  конкурса  между  администрацией  Минусинского  района  и  индивидуальным  предпринимателем  Неупоковеой  Л.А., обязать  Администрацию  Минусинского  района устранить  допущенные  нарушения  прав  и  законных  интересов  ООО «Южно-Сибирская Транспортная Компания»  путем  повторного  рассмотрения  заявок  участников  конкурса  по  лотам  №1, №2, поскольку  вопреки  требованиям статьи 49  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации  требования  не были  заявлены  ранее, являются  новыми  требованиями.

решением суда от  06.05.2013 в  удовлетворении  иска  отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, заявитель  обратился с апелляционной жалобой, в  которой просит отменить решение суда от 06.05.2013 и принять  новый судебный акт  об удовлетворении заявленных исковых требований.

Заявитель  жалобы  полагает, что  в извещении к Постановлению  №748-п  отсутствовало  требование о  предоставлении  документов, «Квалификация  кондукторов, обеспеченность  кондукторскими  кадрами», но  второй  участник «оказался  извещен» и данные  документ предоставлен, их  оценка  проведена.  Ошибочно  мнение  суда о том,  что  несмотря на установленный в Постановлении  №748-п перечень документов  комиссия  имеет  право  проводить  оценку заявителя с  учетом  документов которые  в  извещении  о  конкурсе  отсутствовали.  Вывод  суда  о  том, что  нарушение статьи 9 Федерального Закона  от 27.07.2006  №152-ФЗ «О персональных данных» не  имеет  значения  при  проведении  оценки документов  предоставленных участником  конкурса,  ошибочен, так поскольку у  ИП Неупокоевой отсутствуют  волеизъявления физических лиц на  передачу их персональных  данных в конкурсную массу комиссию, комиссия исследовала  и  обрабатывала незаконно полученные документы.

определением  суда  апелляционной  инстанции  от 06.06.2013 апелляционная  жалоба  принята  к  производству, ее рассмотрение  назначено  на 17.07.2013.

Апелляционная жалоба  рассмотрена   в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ООО «Южно-Сибирская Транспортная Компания»  поддержал доводы  апелляционной жалобы. Представители Администрации  и  третьего лица  представили письменные отзывы, поддержали доводы отзывов, просили оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:

Администрацией Минусинского района Красноярского края издано постановление от 20.11.2012 № 748-п «О проведении открытого конкурса на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в Минусинском районе на 2012-2017 годы».

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 26 декабря 2012 года, лот № 1, маршрут № 105, лот № 2, маршрут № 107, участниками конкурса явились ИП Л.А.Неупокоева и ООО «Южно-Сибирская транспортная компания».

В соответствии с системой оценки по критериям отбора по лоту № 1 ИП Л.А.Неупокоева получила 82 балла, ООО «Южно-Сибирская транспортная компания» - 61 балл, по лоту № 2, соответственно, 82 и 63 балла, победителем признана ИП Л.А.Неупокоева.

Заявитель, полагая, что указанный актом (решением комиссии) нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В  соответствии  со  статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами. Данная статья не исключает возможности защиты гражданских прав иными способами, предусмотренными федеральными законами, помимо установленных этой нормы права.

В соответствии пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Согласно пункту 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии со статьей 8 Закона Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5424 "О транспортном обслуживании населения в Красноярском крае" регулярные пассажирские перевозки осуществляются перевозчиками в соответствии с заключенными ими с уполномоченным органом договорами об организации пассажирских перевозок.

Из постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2011 N 808-п следует что, основными принципами конкурсного отбора являются: создание равных условий для всех участников конкурсного отбора, объективность оценки, единство требований и гласность при подведении итогов (приложение N 4 пункт 1.4).

Таким образом, все отношения, которые связаны с проведением конкурса на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам в муниципальном образовании, регулируются нормами гражданского права.

В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора с лицом, выигравшим торги.

В силу положений статьи 4 и части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать наличие у него права на оспаривание решения конкурсной комиссии, отраженного в протоколе.

Все правоотношения, возникающие при организации и проведении торгов, а также при заключении договоров по результатам торгов, относятся к сфере гражданско-правового регулирования.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность оспаривания отдельно протокола об итогах конкурса, тогда как возможность оспаривания торгов прямо предусмотрена пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае если конкурс признан судом недействительным, то и документ, в котором зафиксированы его результаты (протокол), не имеет силы.

Следовательно, независимо от того, на каком этапе организации или проведения торгов допущены нарушения, защита нарушенных прав заинтересованных лиц осуществляется способом, установленным статьей 449 Кодекса - путем признания торгов недействительными.

На основании Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации"статьи 8 Закона Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5424 "О транспортном обслуживании населения в Красноярском крае", Порядка проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок, утвержденных  постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2011 N 808-п "Об утверждении порядков проведения конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным, пригородным и межмуниципальным маршрутам, типовых договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным, пригородным и межмуниципальным маршрутам и создании комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и межмуниципальным маршрутам", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что утверждение Порядка проведения открытых конкурсов, создание конкурсной комиссии, утверждение ее состава и проведение конкурса осуществлено Минтрансом Красноярского  края  в рамках имеющихся у него полномочий; оспариваемый  протокол  конкурсной комиссии о  рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе от 26.12.2012, в части лота № 1, лота № 2 о признании индивидуального предпринимателя Неупокоевой Любови Александровны победителем конкурса принято уполномоченным органом - конкурсной комиссией и ее полномочным составом.

Из Постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2011 N 808-п следует что, основными принципами конкурсного отбора являются: создание равных условий для всех участников конкурсного отбора, объективность оценки, единство требований и гласность при подведении итогов (приложение N 4 пункт 1.4).

Таким образом, все отношения, которые связаны с проведением конкурса на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам в муниципальном образовании, регулируются нормами гражданского права.

Указанный Порядок  проведения конкурса, утвержденный постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2011 N 808-п  определяет общие положения, устанавливают требования к заявителям, извещениям о конкурсе, конкурсной документации, а также порядок подачи и рассмотрения заявок, их оценки и сопоставления.

В соответствии с Порядком проведения конкурса,

1.4. Основными принципами конкурсного отбора являются: создание равных условий для всех участников конкурсного отбора, объективность оценки, единство требований и гласность при подведении итогов.

1.5. Организатором конкурса является местная администрация или иной уполномоченный ею орган (далее - организатор конкурса), к полномочиям которого относятся:

разработка, утверждение и размещение (публикация) конкурсной документации;

формирование лотов с учетом соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

разработка и опубликование извещения о проведении конкурса;

утверждение протокола об определении победителя конкурса;

опубликование протоколов конкурсной комиссии;

заключение договоров;

ведение и публикация реестра договоров;

ведение и публикация реестра недобросовестных перевозчиков - поставщиков транспортных услуг.

2.1. Для проведения конкурса организатор конкурса формирует конкурсную комиссию (далее - комиссия).

2.2. Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом.

2.3. Комиссия осуществляет:

вскрытие конвертов с заявлениями на участие в конкурсе,

отбор участников конкурса,

рассмотрение, оценку и сопоставление заявлений на участие в конкурсе,

определение победителя конкурса,

ведение протокола вскрытия конвертов с заявлениями на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявлений на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявлений на участие в конкурсе.

2.9. решение комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. При голосовании каждый член комиссии имеет один голос. При равенстве голосов членов комиссии голос председательствующего является решающим.

решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и другими членами комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии.

3.1. Предметом конкурса является право на заключение договора об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальному маршруту (далее - маршрут) в соответствии с программой перевозок.

3.2. Организатор конкурса разрабатывает и утверждает конкурсную документацию, в которую входят:

а) указание на место, даты начала и окончания подачи заявлений, вскрытия конвертов с заявлениями, рассмотрения заявлений;

б) наименование и местонахождение организатора конкурса;

в) лот (ы) с описанием программы перевозок, требованиями к категории, классу, вместимости и оборудованию транспортных средств;

г) форма заявления на участие в конкурсе.

3.3. К заявлению на участию в конкурсе прикладывается пакет документов, состоящий из двух частей (обязательной и дополнительной).

3.4. Извещение о проведении конкурса, разработанное на основе конкурсной документации, должно быть размещено в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления (далее - официальное печатное издание), или на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не менее чем за 30 календарных дней до дня вскрытия конвертов с заявлениями. Прием заявлений осуществляется в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования извещения о проведении конкурса.