• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2013 года Дело N А65-5332/2013

Резолютивная часть постановления объявлена: 24 июля 2013 г.

постановление в полном объеме изготовлено: 29 июля 2013 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Кузнецова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,

с участием:

от заявителя - извещен, не явился,

от ответчика - извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Телерадиокомпания «ТВТ» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 мая 2013 г. по делу № А65-5332/2013 (судья Гасимов К.Г.), принятое в порядке упрощенного производства

по заявлению открытого акционерного общества «Телерадиокомпания «ТВТ» (ИНН 1653020607, ОГРН 1021603629838), г. Казань,

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан), г. Казань,

о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

Открытое акционерное общество «Телерадиокомпания «ТВТ» (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Роспотребнадзор) (далее административный орган) об обжаловании постановления № 334/з от 07.03.2013 г. о привлечении к административной ответственности.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 мая 2013 г. по делу № А65-5332/2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считает его незаконным и необоснованным.

Дело рассмотрено в отсутствие лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 13.02.2013 г. административный орган, рассмотрев письменное обращение потребителя и представленные заявителем документы, установил , что заявитель оказывает услуги, не соответствующие требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнении работ либо оказания населению услуг.

По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении от 26.02.2013 г.

постановлением по делу об административном правонарушении № 334/з от 07.03.2013 г. заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей за нарушение п. 19 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575.

В соответствии с частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются охраняемые государством общественные отношения, в области защиты прав потребителей, защищаемые путем установления обязательных требований к товарам, работам и услугам, а также организации продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно части 1 статьи 1 Закона «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что заявитель заключил с абонентом договор на предоставлении услуг связи, не проверив наличия технической возможности для предоставления доступа к сети передачи данных.

Отношения между абонентом и оператором связи при оказании телематических услуг связи регулируются Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными постановлением Правительства РФ № 575 от 10.09.2007 (далее - Правила № 575).

В силу Правил и пункта 4 раздела XVI «Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи» Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87, к телематическим услугам связи относятся обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата; доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет; а также обеспечение приема и передачи телематических электронных сообщений.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 575 абонентская линия - линия связи, соединяющая пользовательское (оконечное) оборудование с узлом связи сети передачи данных; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; предоставление доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационной сети - обеспечение возможности приема и передачи телематических электронных сообщений (обмена телематическими электронными сообщениями) между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети; предоставление доступа к сети передачи данных - совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи.

В соответствии с Правилами № 575, телематические услуги связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии осуществляются на основании договора, заключенного в письменной форме (пункт 18 Правил).

Пунктом 19 вышеуказанных Правил установлено, что оператор связи в срок, не превышающий 30 дней с даты регистрации заявления, осуществляет проверку наличия технической возможности для предоставления доступа к сети передачи данных. При ее наличии оператор связи заключает с заявителем договор, условия которого обязательны для сторон.

Как следует из пункта 26 Правил, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими правилами, лицензией и договором, назначать по согласованию с абонентом и (или) пользователем новые сроки оказания телематических услуг связи, если несоблюдение установленного срока, было обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы, устранять в установленный срок неисправности, препятствующие пользованию телематическими услугами связи.

Согласно пункту 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть. 1 статьи 14.4 КоАП РФ в данном случае является оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов.

Материалы дела свидетельствуют о том, что 06.12.2012 г. потребитель обратился в ОАО «ТРК «ТВТ» с заявлением на смену тарифного плана с «Основной IRDETO» на «Эконом+тк+тв». Условия тарифного плана «Эконом+тк+тв» включает в себя комплекс услуг: телевидение, телефония, интернет.

На основании указанного заявления, 06.12.2012 г. между потребителем и ОАО «ТРК «ТВТ» был заключен договор на предоставление услуг связи для физических лиц (лицевой счет) № 31000586679 (далее договор), в соответствии с которым Общество взяло на себя обязательства предоставить доступ к сети связи оператора связи, доступ к информационным сетям информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет.

Таким образом, заключив договор заявитель подтвердил наличие технической возможности для предоставления доступа к сети передачи данных, и в силу статей 420, 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны договора приняли на себя обязательства по его исполнению с 06.12.2012 г., что соответствует пункту 6.1 договора, указывающим на вступление договора в силу с даты его подписания.

В этой связи Общество должно было приступить к оказанию услуг, предусмотренных предметом договора, с 06.12.2012 г.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, доступ к сети Интернет потребителю не был обеспечен ввиду отсутствия технической возможности.

Таким образом, Общество, предварительно не осуществив проверку наличия технической возможности для предоставления доступа к сети передачи данных, нарушило порядок и условия заключения договора, предусмотренный пунктом 19 Правил № 575, тем самым совершило административного правонарушения, предусмотренное частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод заявителя о том, что в п.19 Правил №757 установлен лишь только срок для выявления технической возможности по предоставлению доступа к сети передачи данных, обосновано отклонен судом первой инстанции.

Для целей квалификации действий (бездействия) по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под оказанием телематических услуг следует понимать не только факт предоставление таких услуг, но и предоставление (обеспечение) доступа к сети передачи данных, к информационным системам информационно - телекоммуникационной сети, обеспечение возможности приема и передачи телематических электронных сообщений между абонентским терминалом и информационной системой информационно - телекоммуникационной сети.

При этом, как следует из абз. 11 пункта 2 Правил № 575, под предоставлением доступа к сети передачи данных понимается совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи.

Таким образом, Общество, заключив договор 06.12.2012 г. без фактической проверки технической возможности оказания данной услуги с использованием оконечного оборудования абонента, тем самым не осуществило надлежащих действий, связанных с необходимостью проверки наличия технической возможности для предоставления абоненту доступа к сети передачи данных до заключения договора.

Факт не осуществления Обществом действий, связанных с необходимостью проверки наличия технической возможности для предоставления абоненту доступа к сети передачи данных до заключения договора, также подтверждается письмом абонента от 17.12.2012 г., а также ответом заявителя от 28.01.2013 г., при фактическом заключении сторонами договора 06.12.2012 г.

Учитывая, что материалами дела подтверждается не совершение Обществом при заключении договора действий, связанных с проверкой наличия технической возможности для предоставления доступа к сети передачи данных, что является нарушением пункта 19 Правил № 575, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в бездействии заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких - либо доказательств, подтверждающих невозможность выполнения Обществом вышеприведенных положений Правил № 575, Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» заявителем не представлено.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля Общества и препятствующих надлежащим образом выполнять вышеприведенные требования действующего законодательства, также не представлено.

Процессуальных нарушений в ходе административного производства судом не установлено, штраф назначен в пределах санкции установленной ч.1 ст.14.4 КоАП РФ.

Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом деле судом не установлены.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Суд не находит оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и отнесения совершенного Обществом правонарушения к малозначительному, поскольку доказательства исключительности обстоятельств, не позволивших Обществу исполнить требования законодательства о защите прав потребителей, не представлены.

решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 мая 2013 г. по делу № А65-5332/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья В.В. Кузнецов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А65-5332/2013
11АП-11430/2013
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 29 июля 2013

Поиск в тексте