ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 августа 2013 года Дело N А79-477/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 31.07.2013.

постановление в полном объеме изготовлено 06.08.2013.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Урлекова В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Батыревского сельского поселения Чувашской Республики

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.05.2013

по делу № А79-477/2013,

принятое судьей Щетинкиным А.В.

по заявлению администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики

о признании незаконными действий Финансового отдела администрации Батыревского района Чувашской Республики,

без участия лиц,

и установил:

администрация Батыревского сельского поседения Батыревского района Чувашской Республики (далее - администрация Батыревского сельского поселения, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Финансового отдела администрации Батыревского района Чувашской Республики (далее - Финансовый отдел) по принятию к исполнению исполнительного документа и обязании возвратить исполнительный документ взыскателю.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено  общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Чебоксары» (далее - Общество, взыскатель).

решением от 14.05.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии удовлетворил требования заявителя.

Администрация Батыревского сельского поседения не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, заявитель ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 14.05.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.10.2012 по делу № А79-7081/2012 Обществу выдан исполнительный лист от 18.12.2012 серии АС № 004498869 о взыскании с администрации Батыревского сельского поселения в пользу Общества 994 034 руб. 90 коп. долга, 22 880 руб. 69 коп. расходов по государственной пошлине.

26.12.2012 Общество предъявило данный исполнительный документ к исполнению в Финансовый отдел, который 27.12.2012 направил  администрации Батыревского сельского поселения уведомление о поступлении исполнительного документа для исполнения.

В связи с неисполнением администрацией Батыревского сельского поселения требований исполнительного документа Финансовым отделом 22.01.2013 вынесено уведомление о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых средствах должника до момента устранения нарушений.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения  администрации Батыревского сельского поселения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

Согласно части 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя (часть 2 статьи 242.1 Кодекса).

Частью 3 статьи 242.1 Кодекса предусмотрены основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, которыми  являются: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

В соответствии с частью 1 статьи 242.5 Кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (часть 2 статьи 242.5 Кодекса).

Как установил суд первой инстанции, на основании Соглашения от 14.12.2009 № 3 администрация Батыревского сельского поселения передала администрации Батыревского района полномочия по открытию и ведению лицевых счетов главных распорядителей и получателей средств бюджета Батыревского сельского поселения при казначейском исполнении местного бюджета районом (пункт 1.1.). Полномочия, передаваемые району в соответствии с данным соглашением, выполняются финансовым отделом администрации Батыревского района (пункт 1.2.).

В пункте 2.1.1. указанного Соглашения установлено, что Финансовый отдел обязан осуществлять организацию исполнения получателями средств местного бюджета исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств местного бюджета, а также судебных актов к казне муниципального образования, на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления либо должностных лиц органов местного самоуправления.

Согласно пункту 2.2 Соглашения от 14.12.2009 № 3 Финансовый отдел имеет право принимать к исполнению исполнительные листы судебных органов о взыскании денежных средств по денежным обязательствам получателей средств местного бюджета в установленном Финансовом отделе порядке.

В соответствии с Положением о Финансовом отделе, утвержденным решением Собрания депутатов Батыревского района от 27.07.2012 № 3, в функции Финансового отдела входит исполнение судебных актов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств местного бюджета на основании исполнительных листов судебных органов (пункт 3.1.14).

При этих условиях суд пришел к обоснованному выводу о том, что взыскатель правильно направил исполнительный документ в Финансовый отдел, поскольку именно им осуществляется открытие и ведение лицевого счета заявителя.

Действия Финансового отдела осуществлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и заключенным между администрацией Батыревского сельского поселения и администрацией Батыревского района Соглашением от 14.12.2009 № 3.

Доводы заявителя об отсутствии юридической силы Соглашения от 14.12.2009 № 3 во внимание не принимаются, поскольку доказательства признания недействительным данного Соглашения в установленном законом порядке не представлены.

В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Поскольку у Финансового отдела отсутствовали основания, предусмотренные статьей 242.1 Кодекса, для возврата исполнительного документа, последний обоснованно принят финансовым органом к исполнению.

Повторно исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемые действия Финансового отдела не противоречат нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы администрации Батыревского сельского поселения.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное заявителем не доказано.

На этом основании суд первой инстанции правомерно отказал администрация Батыревского сельского поселения в удовлетворении требований.

Приведенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней доводы не опровергают установленных по делу обстоятельств и сделанных на их основе выводов.

Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации Батыревского сельского поселения по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.05.2013 по делу № А79-477/2013  оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Батыревского сельского поселения Чувашской Республики - без удовлетворения.

постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

постановлениеможет быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

     Председательствующий

     И.А. Смирнова

     Судьи

     Т.А. Захарова

     В.Н. Урлеков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка