ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 августа 2013 года Дело N А51-13405/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 06 августа 2013 года.

постановление в полном объеме изготовлено 08 августа 2013 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С.В. Гуцалюк,

судей Г.М. Грачёва, А.В. Гончаровой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю,

апелляционное производство № 05АП-11031/2012

на решение от 09.11.2012

судьи Т.Е. Мангер

по делу № А51-13405/2012 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Муниципального казённого учреждения «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» (ИНН 2536177331, ОГРН 1062536053788, зарегистрировано в качестве юридического лица 04.10.2006)

к Управлению Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, зарегистрировано в качестве юридического лица 23.12.2004)

третьи лица: Управление муниципальной собственности г. Владивостока, Управление лесным хозяйством Приморского края, КГКУ «Приморское лесничество», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права и обязании зарегистрировать право,

при участии:

от МКУ «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке»: представитель Грачёва А.Ю. по доверенности от 01.11.2012 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение № 3777;

от управления муниципальной собственности г. Владивостока: представитель Грачёва А.Ю. по доверенности от 28.11.2012 №28/1-6695 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение № 3777

от  Управления Федеральной службы  государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю, Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управления лесным хозяйством Приморского края, КГКУ «Приморское лесничество»: не явились;

установил:

Муниципальное казённое учреждение «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» (далее по тексту - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Росреестра по Приморскому краю (далее по тексту - Росреестр, Управление Росреестра, ответчик) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 19.03.2012 № 01/021/2012-24, об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 3974 кв.м, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Земляничная, 29, для использования под площадку для загородного отдыха детей, об обязании зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования.

определением от 18.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне Росреестра, привлечены: Управление лесным хозяйством Приморского края, КГКУ «Приморское лесничество», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, а также в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора на стороне заявителя, привлечено: Управление муниципальной собственности г. Владивостока.

решением Арбитражного суда Приморского края от 09.11.2012  заявленные требования удовлетворены: суд признал незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, оформленное письмом от 19.03.2012 № 01/021/2012-24, об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 3974 кв.м, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Земляничная, 29, для использования «под площадку для загородного отдыха детей», как не соответствующее Федеральному закону от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; а также обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования Муниципального казенного учреждения «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» на земельный участок общей площадью 3974 кв.м, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Земляничная, 29, для использования «под площадку для загородного отдыха детей» в срок установленный законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю обратилось в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 09.11.2012. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Управление не согласно с выводом суда о том, что с принятием Думой г.Владивостока решения от 15.09.2008 №119 «Об утвреждении Генерального плана Владивостокского городского округа» и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа включение земель, занятых лесами, в зоны жилой застройки при зонировании территории города без проведения согласования с уполномоченными федеральными органами фактически влечет изменение их целевого назначения и вида разрешенного использования. Указывает на отсутствие у заявителя доказательств согласования в установленном порядке проекта Генерального плана Владивостокского городского округа с федеральным органом в сфере лесного хозяйства в нарушение постановления Правительства РФ от 24.03.2007 №178. В связи с этим считает, что фактическое включение земель, занятых лесами, в зоны жилой застройки при зонировании территории города Владивостока без проведения согласования с уполномоченными федеральными органами не влечет изменения их целевого назначения и вида разрешенного использования.

В канцелярию суда поступил письменный отзыв ТУ Росимущества в Приморском крае на апелляционную жалобу, в котором названное третье лицо поддерживает доводы апелляционной жалобы и просит её удовлетворить, полагает, что испрашиваемый заявителем земельный участок является лесным участком лесного фонда, отнесенным к федеральной собственности.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу  администрация г.Владивостока просит обжалуемое решение оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указывает на сведения Государственного кадастра недвижимости, согласно которым спорный земельный участок является землями населенных пунктов и входит в территориальные зоны «застройка индивидуальными жилыми домами (Ж-1)» и «зона объектов автомобильного транспорта (Т-3)», в связи с чем разрешенное использование земельного участка не противоречит градостроительным регламентам, установленным для указанных территориальных зон.

Управление Росреестра по Приморскому краю, Управление лесным хозяйством Приморского края, ТУ Росимущества в Приморском крае, Краевое государственное учреждение «Приморское лесничество», извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание 06.08.2013 не обеспечили. Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей ответчика и названных третьих лиц.

В судебном заседании представитель УМС администрации г.Владивостока,  МКУ «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» по апелляционной жалобе возражал, обжалуемое решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Из материалов дела коллегией установлено следующее:

постановлением администрации г. Владивостока от 09.01.2007 № 46 МУ «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» в постоянное (бессрочное) пользование из земель поселений по адресу: г. Владивосток, ул. Земляничная, 29, предоставлен земельный участок площадью 7929 кв.м под площадку для загородного отдыха детей.

23.01.2012 заявитель обратился в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 3974 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под площадку для загородного отдыха детей, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - жилой дом, участок находится примерно в 50 м от ориентира по направлению на юг, кадастровый номер земельного участка 25:28:050026:547.

К заявлению были приложены постановление администрации г. Владивостока от 09.01.2007 № 46 и кадастровый паспорт земельного участка.

Письмом от 19.03.2012 г. № 01/021/2012-24 Росреестр отказал заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования со ссылкой на то, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда.

Не согласившись с указанным решением государственного регистратора, МКУ «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных отзывов на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого  судебного акта в силу следующих обстоятельств:

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту - Федеральный закон № 122-ФЗ, Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статьёй 17 Федерального закона № 122-ФЗ установлено, что основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 13 Федерального закона №122-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан провести правовую экспертизу представленных на регистрацию документов.

Пунктом 32 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утверждённых Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 № 184, предусмотрено, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.

При проверке юридической силы правоустанавливающих документов в зависимости от вида документа рекомендуется, в том числе проверить: соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа; обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт; наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица, например, у продавца и его представителя (если сделка совершается представителем) (пункт 38 указанных Методических рекомендаций).

В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, установленных в пункте 1 статьи 20 Закона о регистрации.

Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 20 того же Закона в государственной регистрации может быть отказано, в случае если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.

В силу абзаца 8 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.

В рассматриваемом случае Управлением  Росреестра по Приморскому краю письмом от 19.03.2012 № 01/021/2012-24 на основании абзацев 6, 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации отказано в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования МКУ «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» на земельный участок площадью 3974 кв.м, расположенный по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Земляничная, 29, «под площадку для загородного отдыха детей», предоставленный Учреждению на данном праве постановлением администрации города Владивостока от 09.01.2007 № 46. Основанием для отказа в государственной регистрации послужил вывод Управления Росреестра по Приморскому краю о том, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, поскольку расположен на землях лесного фонда.

Указанный вывод регистрирующего органа судебная коллегия считает не подтверждённым в установленном законом порядке и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела в силу следующего.

Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Статья 29 ЗК РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса, согласно которым Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью); субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Изменения в Закон Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края, внесены Законом Приморского края от 18.12.2006 № 21-КЗ и вступили в силу с 01.02.2007, то есть после вынесения администрацией постановления от 09.01.2007 №11.

Соответственно, администрация г. Владивостока, действуя в рамках полномочий, предусмотренных абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на дату принятия постановления от 09.01.2007 №46 обладала правом предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Спорный земельный участок на дату предоставления его МКУ «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» на праве постоянного (бессрочного) пользования постановлением администрации г.Владивостока от 09.01.2007 №46 относился к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Доводы Управления Росреестра по Приморскому краю, Управления лесным хозяйством Приморского края, КГКУ «Приморское лесничество», Территориального управления Росимущества в Приморском крае о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, в связи с чем является собственностью Российской Федерации, коллегией проверены и не нашли надлежащего подтверждения. Коллегия апелляционной инстанции считает, что факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда и федеральной собственности в ходе рассмотрения дела в суде не установлен, в силу следующего.

В рамках правовой экспертизы представленных заявителем на государственную экспертизу документов регистрирующим органом был направлен запрос во Владивостокский филиал КГКУ «Приморское лесничество», в ответ на который письмом Владивостокского филиала КГКУ «Примлес» от 10.02.2012 № 207 сообщено, что спорный земельный участок находится на территории лесного фонда: квартал №35 часть выдела №7 Садгородского участкового лесничества. Защитные леса, категория защищённости - 1, 2 и 3 зоны округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Основанием для постановки на учёт в государственном лесном реестре лесного участка в границах бывшего Владивостокского лесхоза явилось постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 № 318 «О государственном лесном реестре».

На основании указанного письма регистрирующий орган сделал вывод о том, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда и является собственностью Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

Земельный участок может относиться только к одной категории земель.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).