ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 августа 2013 года Дело N А41-13303/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  29 июля 2013 года

постановление изготовлено в полном объеме  06 августа 2013 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Виткаловой Е.Н.,

судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,

при ведении протокола судебного заседания:  Ишаевым А.С.,

при участии в заседании:

от конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Луховицкая районная теплосеть» Оксамитного А.К.: Оксамитный А.К. лично, определение от 15.04.2013,

от судебного пристава - исполнителя  Архипова С.В.: Архипов С.В. лично,  удостоверение,

от Администрации Луховицкого муниципального района: Рябова Е.Ю.,  доверенность от 21.06.2013 № 2421,

рассмотрев в судебном заседании заявление судебного пристава-исполнителя специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области Архипова С.В. об изменении способа и порядка исполнения исполнительного документа по делу № А41-13303/08 по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Луховицкая районная теплосеть» Оксамитного А.К. к Администрации Луховицкого муниципального района о признании недействительными распоряжений, применении последствий недействительности ничтожной сделки,

установил:

судебный пристав-исполнитель специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области Архипов С.В. (далее - Судебный пристав-исполнитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражный суд Московской области от 18.08.2009 по делу № А41-13303/08, ссылаясь на невозможность исполнить решение суда в соответствии с порядком, указанным в исполнительном листе. Судебный пристав-исполнитель просил изменить способ и порядок исполнения - взыскать с Администрации Луховицкого муниципального района (далее - Администрация) в пользу муниципального унитарного предприятия «Луховицкая районная теплосеть» (далее - МУП «Луховицкая районная теплосеть») денежные средства в размере 106 022 028 рублей.

определение м от 11 декабря 2012 года Арбитражный суд Московской области удовлетворил заявление судебного пристава-исполнителя, взыскал с Администрации Луховицкого муниципального района в пользу муниципального унитарного предприятия «Луховицкая районная теплосеть» денежные средства в размере 106 022 028 рублей

Не согласившись с указанным судебным актом должник - Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой обжалуемое определение считает принятым с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации указал на отсутствие надлежащего извещения муниципального органа о времени и месте судебного заседания 22.11.2012.

определение м от 29.07.2013 апелляционный суд на основании ч. 6.1. ст. 268 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции.

В отсутствие возражений всех лиц, участвующих в деле и  присутствующих в заседании апелляционного суда, суд перешел к  рассмотрению  заявления судебного пристава-исполнителя СМО по ИОВПИ УФССП по МО Архипова С.В. в том же судебном заседании.

В судебном заседании апелляционного суда судебный пристав-исполнитель, конкурсный управляющий МУП «Луховицкая районная теплосеть» Оксамитный А.К.  поддержали доводы заявления.

Представитель Администрации возражал против доводов заявления, указал, что судебным приставом-исполнителем не представлены доказательства наличия конкретных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. Просил в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя отказать. Указал, что исполнительный лист содержит требование об обязанности администрации  в случае невозможности возвратить имущество в натуре, возместить его стоимость в деньгах, однако в финансовый орган для предъявления требования о возмещении стоимости в деньгах в порядке, установленном бюджетным законодательством, исполнительный лист взыскатель не предъявлял. При этом администрация принимает все возможные меры для исполнения судебного акта.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления судебного пристава-исполнителя.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решение м Арбитражного суда Московской области от 18.08.2009 заявленные конкурсным управляющим МУП «Луховицкая районная теплосеть» Оксамитным А.К. требования удовлетворены: признаны недействительными распоряжения № 396-р от 29.06.2006 и № 526-р от 15.08.2006, принятые Главой Луховицкого муниципального района, в части изъятия из хозяйственного ведения МУП «Луховицкая районная теплосеть» имущества и включения его в реестр имущества, составляющего муниципальную казну Луховицкого муниципального района Московской области; применены последствия недействительности ничтожной сделки, оформленной посредством распоряжений № 396-р от 29.06.2006 и № 526-р от 15.08.2006, принятых Главой Луховицкого муниципального района Московской области, а также актами приема-передачи объектов основных средств № 1, № 2, № 3, № 4, № 5 от 30.06.2006 и № 6 от 15.08.2006, а именно на Администрацию Луховицкого муниципального района Московской области возложена обязанность возвратить заявителю изъятое имущество, указанное в вышеуказанных актах приема-передачи, в случае невозможности возвратить полученное имущество в натуре, возместить его стоимость в деньгах на общую сумму 106 022 028 рублей.

На основании указанного решения Арбитражным судом Московской области 12.01.2010 выдан исполнительный лист серии АС № 000872188.

Судебным приставом-исполнителем специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области 02.02.2010 возбуждено исполнительное производство № 46/43/6617/23/2010. Предмет исполнения согласно требованиям исполнительного документа: применить последствия недействительности ничтожной сделки, оформленной посредством распоряжений № 396-р от 29.06.2006 и № 526-р от 15.08.2006, принятых Главой Луховицкого муниципального района Московской области, а также актами приема-передачи объектов основных средств № 1, № 2, № 3, № 4, № 5 от 30.06.2006 и № 6 от 15.08.2006, а именно: обязать Администрацию Луховицкого муниципального района Московской области возвратить заявителю изъятое имущество, указанное в вышеуказанных актах приема-передачи, в случае невозможности возвратить полученное имущество в натуре, возместить его стоимость в деньгах на общую сумму 106 022 028 рублей.

Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон «Об исполнительном производстве») установлено, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В силу части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

АПК РФ и Закон «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерии их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, представляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.

Судом установлено, что до настоящего времени решение суда от 18.08.2009 не исполнено.

Согласно имеющимся в материалах дела письмам от 17.02.2010 № 437, 02.07.2010 № 1895, от 18.08.2010 № 2395 руководитель администрации Луховицкого муниципального района сообщил судебному приставу-исполнителю о том, что возвратить МУП «Луховицкая районная теплосеть» недвижимое имущество не представляется возможным, поскольку оно не является собственностью Луховицкого муниципального района Московской области, передано в уставной капитал ОАО «ВТКХ», созданного в процессе приватизации, право собственности общества на спорное  имущество зарегистрировано в ЕГРП.

Указанные обстоятельства подтверждены также конкурсным управляющим МУП «Луховицкая районная теплосеть».

Апелляционный суд приходит к выводу о том, что в материалы дела представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда от 18.08.2009 по делу № А41-13303/08 путем истребования имущества у Администрации. Администрация  указывает, что возместить стоимость имущества в сумме 106 022 028 рублей также не имеет возможности в связи с тем, что указанные расходы в бюджете Луховицкого муниципального района Московской области не предусмотрены.

В исполнительном документе указано, что Администрация Луховицкого муниципального района Московской области обязана возвратить заявителю изъятое имущество, а в случае невозможности возвратить полученное имущество в натуре, обязана возместить его стоимость в деньгах на общую сумму 106 022 028 рублей.

В создавшейся ситуации невозможности возвратить имущество в натуре Администрация обязана возместить стоимость оборудования в деньгах на общую сумму 106 022 028 рублей, что Администрацией также не исполняется.

Апелляционным судом отклоняется довод администрации о том, что исполнительный лист не предъявлялся взыскателем в установленном порядке в финансовый орган администрации для исполнения в соответствии с бюджетным законодательством, что, по мнению администрации, влечет невозможность изменения порядка и способа исполнения судебного акта.

решение суда и, соответственно, исполнительный лист возлагают на администрацию лишь обязанность возместить стоимость имущества в деньгах, но не содержит требований о взыскании с администрации  в пользу предприятия денежных средств.

Вместе с тем, как обоснованно указал судебный пристав - исполнитель,  исполнение исполнительного документа о возложении обязанности по осуществлению действий и о взыскании денежных средств имеют разный порядок.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса.

Пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов (бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

С учетом изложенного, для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в порядке бюджетного законодательства, он должен содержать требования о взыскании в валюте Российской Федерации определенной суммы, тогда как исполнительный лист, выданный на основании решения суда по делу № А41-13303/08, такого требования не содержит.

Апелляционным судом установлено, что решение суда об обязании администрации передать взыскателю  спорное имущество в натуре исполнено быть не может; обстоятельством, затрудняющим исполнение решения суда об обязании администрации в случае невозможности передать имущество в натуре возместить его стоимость в деньгах на сумму 106 022 028 руб., является невозможность его исполнения в порядке бюджетного законодательства путем предъявления в соответствующий финансовый орган при  отсутствии указания на взыскание с администрации денежных средств.

Стоимость имущества, которое, как установлено судом апелляционной инстанции, невозможно передать взыскателю, определена решение м суда по настоящему делу в размере 106 022 028 рублей и не оспаривается сторонами разбирательства.

На основании изложенного апелляционный суд считает  необходимым изменить способ и порядок исполнения решения суда, указанного в исполнительном документе - в случае невозможности возвратить полученное имущество в натуре, возместить его стоимость в деньгах на общую сумму106 022 028 рублей, на взыскание с администрации в пользу МУП «Луховицкая районная теплосеть» стоимости имущества в деньгах в общей сумме 106 022 028 рублей.

Руководствуясь  частью 6.1 статьи 268, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

определение Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2012 по делу № А41-13303/08 отменить.

Заявление удовлетворить.

Изменить способ и порядок исполнения решения Арбитражного суда Московской области от 18.08.2009г. по делу № А41-13303/08.

Взыскать с администрации Луховицкого муниципального района в пользу Муниципального унитарного предприятия «Луховицкая районная теплосеть» стоимость изъятого имущества в сумме 106 022 028 руб.

     Председательствующий

     Е.Н.  Виткалова

     Судьи

     Е.А.  Мищенко

     Е.Е.  Шевченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка