ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 августа 2013 года Дело N А66-846/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 08 августа 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и  Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Городское поселение - город Зубцов» на решение Арбитражного суда Тверской области от 03 апреля  2013 года по делу № А66-846/2013 (судья Голубева Л.Ю.),

установил:

администрация муниципального образования «Городское поселение - город Зубцов» (ОГРН 1056916018202; далее - Администрация города) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации Зубцовского района (ОГРН 1026901856519; далее - Администрация района) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности у муниципального образования Зубцовский район на нежилые помещения парикмахерской и № 97 «Аптечный пункт» по адресу: Тверская область, город  Зубцов, улица Победы, дом 13, и признании за муниципальным образованием «Городское поселение - город Зубцов» Зубцовского района Тверской области права муниципальной собственности  на  указанные нежилые помещения.

решение м  суда от 03.04.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.

Администрация города с судебным актом не согласилась, в апелляционной жалобе просила решение отменить, принять новый судебный акт, удовлетворил иск.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Спорные нежилые помещения не находятся на территории, находящейся в ведении соответствующего районного Совета народных депутатов, данные объекты недвижимости находится на территории городского поселения город Зубцов и должен быть отнесены к собственности городского поселения. Поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и  муниципальную собственность» (далее - постановление № 3020-1), то нежилые помещения должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности городского поселения город Зубцов независимо от того, оформлено ли это право собственности за ответчиком. Право муниципальной собственности  должно быть  признано  за муниципальным образованием город Зубцов в силу  Постановления № 3020-1.  Суд необоснованно не принял во внимание часть 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), согласно которой  имущество, находящееся в собственности  района, не предназначено  для исполнения  Зубцовским районом  своих полномочий. Часть 3 статьи  50 Закона № 131-ФЗ не предусматривает возможность нахождения в собственности  муниципального образования  Зубцовский  район  нежилых помещений в указанном жилом доме, которые могут  быть  переведены в жилые  помещения и предоставлены гражданам, нуждающимся в жилом помещении.  У Администрации  поселения не имеется  имущества для обеспечения деятельности  муниципальными служащими городской администрации  своих трудовых  обязанностей, работники  администрации города располагаются  в здании администрации  Зубцовского района, которая неоднократно  пытается  понудить  заключить  договоры аренды занимаемых  помещений, что  повлечет к дополнительным  убыткам городского поселения. Поэтому нежилые помещения не могут быть использованы  Администрацией города  в силу своих полномочий согласно статье 50 Закона  № 131-ФЗ. Суд неправильно применил нормы  материального права, не применил  нормативный акт, подлежащий применению, а именно  пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях  местного  самоуправления в Российской Федерации» (далее -  Указ № 2265),  приложение № 3 к Постановлению № 3020-1, приказ  Министерства  экономического  развития Российской Федерации  от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами  местного самоуправления реестров  муниципального  имущества» (далее -  Приказ  № 424),  письмо  Госкомимущества Российской Федерации от 18.03.1994 № АЧ-4/2096. Суд не учел, что Администрация  города  представила  выписку из реестра муниципальной собственности городского поселения, согласно которой нежилые помещения включены  в имущество  городского поселения. Ответчик данный документ  не обжаловал. Суд также не принял во внимание, что  между Администрацией  района и Администрацией города  подписан акт  приема-передачи от 01.10.2007, по которому  передан  жилой дом, в том числе и  все помещения.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании решения исполнительного комитета  Тверского областного Совета народных депутатов от 03.07.1991 № 143 и выписки № 3  из реестра муниципальной собственности Зубцовского района Тверской области  за муниципальным образованием Зубцовский район Тверской области зарегистрировано право муниципальной собственности на помещение фотографии, общей площадью 87,1 кв. м, расположенное по адресу: Тверская область, город Зубцов, улица  Победы, дом 13, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 28.04.2002  серии 69-АА № 231636.

В связи с уточнением размера площади и изменением назначения нежилого помещения взамен указанного свидетельства 26.02.2010 выдано свидетельство о государственной регистрации права 69-АБ № 618328 о собственности муниципального образования Зубцовский район  на  нежилое помещение № 97 «Аптечный пункт», общей площадью 86 кв.м, по адресу: Тверская область, город  Зубцов, улица Победы, дом 13.

На основании решения исполнительного комитета Тверского областного совета народных депутатов от 03.07.1991 № 143 и выписки № 2  из реестра муниципальной собственности Зубцовского района за муниципальным образованием Зубцовский район зарегистрировано право муниципальной собственности на помещение парикмахерской,  общей площадью 130 кв. м, расположенное по адресу: Тверская область, город  Зубцов, улица Победы, дом 13, о чем выдано свидетельство  о государственной регистрации права от 28.04.2002 серии 69-АА № 231637.

В соответствии с Законом Тверской области от 19.06.2007 № 62 «О разграничении муниципального имущества между Зубцовским районом Тверской области и входящими в его состав поселениями» (далее - Закон № 62-ЗО) и актом приема-передачи имущества от 01.10.2007 в собственность муниципального образования «Городское поселение - город Зубцов» в лице Администрации города передан жилищный фонд, в том числе жилой дом по адресу: город Зубцов, улица Победы, дом 13.

По мнению истца, в составе указанного жилого дома в муниципальную собственность города  переданы нежилые помещения № 97 «Аптечный пункт»  и № 98 «Парикмахерская».

Истец  17.08.2010 обратился  к ответчику с просьбой передать указанные нежилые помещения

Администрация района 30.08.2010 отказалась производить передачу спорных нежилых помещений.

Полагая, что спорные помещения являются  собственностью  муниципального образования  «Городское поселение - город Зубцов» в силу закона, ответчик неправомерно зарегистрировал данное  право  за собой, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, признал их необоснованными по праву и отказал в иске.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены  обжалуемого судебного акта.

В силу статьи 212 ГК РФ  особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться законом.

Как разъяснено в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 (далее - постановление № 10/22), оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

К таким решениям, в частности, относятся судебные акты, в резолютивной части которых решен вопрос о наличии или отсутствии права, о возврате имущества во владение собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки.

В случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, исходя из  правового смысла пункта 52 Постановления  № 10/22  иск о признании зарегистрированного права отсутствующим как один из способов оспаривания зарегистрированного права является исключительным способом защиты, который подлежит применению при наличии определенной совокупности условий, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных гражданским законодательством.

В силу статьи  2 Федерального закона от 22.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон  № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с пунктами 58 и 59 Постановления № 10/22 лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Суд первой инстанции установил , что право собственности  на спорные нежилые помещения возникло у  ответчика в силу закона, а именно Постановления № 3020-1.

Нежилые помещения сформированы и учтены в реестре муниципального имущества  муниципального образования Зубцовский район как самостоятельные объекты недвижимого имущества.

Возникновение права собственности муниципального образования Зубцовский район на спорные нежилые помещения подтверждено свидетельствами о праве собственности на недвижимое имущество.

Довод подателя жалобы о том, что спорные объекты недвижимости не могут находиться в собственности муниципального образования Зубцовский район в силу части 3 статьи 50 Закона № 131-ФЗ, был предметом подробного исследования в суде первой инстанции,  ему дана мотивированная оценка, правовых оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется.

В  соответствии с частью 3.1 статьи 50 Закона  № 131-ФЗ приведенный в части 3 указанной статьи перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных районов, не является исчерпывающим. В собственности муниципальных районов может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных районов.

В  силу части 11 статьи 85 Закона № 131-ФЗ перераспределение имущества в соответствии с пунктом 3 части 1, пунктом 3 части 7, пунктом 3 части 8 настоящей статьи, в том числе между муниципальными образованиями производится в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, установленным с 01.01.2006  настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Порядок передачи имущества от муниципальных районов образованным на территории района поселениям в целях разграничения муниципальной собственности установлен пунктом 11.1 статьи 154  Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»  и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 11.1 статьи 154  вышеназванного закона предусмотрено, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Поскольку в установленном порядке нежилое помещение в  собственность  муниципального образования  «Городское поселение - город Зубцов» не передавалось и волеизъявление на передачу нежилого помещения у муниципального образования Зубцовский район отсутствовало, право собственности на спорный объект у  истца не  возникло.

Возражения истца относительно того, что спорные нежилые помещения передавались в составе жилого дома и не учитывались как самостоятельные объекты, подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку исследовавшихся судом первой инстанции  доказательств.

В соответствии со статьей 3 Закона Тверской области от 07.05.2008 № 58-ЗО «О перечне имущества, находящегося в муниципальной собственности, подлежащего безвозмездной передаче между муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями в Тверской области» (далее - Закон № 58-ЗО) разграничение имущества осуществляется правовым актом Правительства Тверской области, принимаемым по предложениям органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, согласованным в порядке, определенном настоящим Законом.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 58-ЗО основанием возникновения права собственности муниципального образования Тверской области, принявшего имущество, в процессе разграничения имущества является правовой акт Правительства Тверской области, которым осуществляется разграничение имущества.

В силу  части 2 статьи 14 Закона № 58-ЗО право собственности на имущество, передаваемое в соответствии с настоящим Законом, возникает с момента подписания передаточного акта уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, передающего имущество, и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, принимающего имущество.

В соответствии с Законом Тверской области от 19.06.2007 № 62 «О разграничении муниципального имущества между Зубцовским районом Тверской области и входящим в его состав поселениями» и актом приема-передачи имущества от 01.10.2007 в собственность муниципального образования «Городское поселение - город Зубцов» в лице Администрации города передан жилищный фонд, в том числе жилой дом № 13 по улице Победы в городе Зубцове.

Спорные нежилые помещения к жилищному фонду не относятся в силу пункту  1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как правильно указал суд, объективных доказательств, свидетельствующих о передачи их в  собственность муниципального образования  город Зубцов, в деле не имеется, истцом в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.

В согласованном Перечне муниципального имущества, подлежащего безвозмездной передаче в муниципальную собственность  муниципального образования город Зубцов, являющимся приложением к решению Собрания депутатов Зубцовского района от 06.02.2007 № 214,  спорные объекты недвижимости отсутствуют.

Указанные объекты недвижимости не передавались в собственность муниципального образования город Зубцов на основании постановления главы Зубцовского района от 13.07.2007 № 484.

Данные помещения согласно перечню, утвержденному решение м от 25.03.1992  «О дополнении состава муниципальной собственности», являются встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, построенными за счет 5 % отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения и состоят на балансе в казне муниципального образования Зубцовский район как самостоятельные объекты.

Суд первой инстанции указал, что муниципальное образование Зубцовский район осуществляет владение указанными нежилыми помещениями путем сдачи их в аренду.

В соответствии с  пунктом 2  Постановления № 3020-1 спорные объекты могут находиться как в муниципальной собственности городов (кроме городов районного подчинения), так и районов (кроме районов в городах).

Исходя из вышеизложенного, правовых оснований для применения частей 2, 3 статьи 50 Закона № 131-ФЗ,  Указа № 2265,  приложения № 3 к Постановлению № 3020-1, Приказа  № 424,  а также письма  Госкомимущества Российской Федерации от 18.03.1994 № АЧ-4/2096, на которые ссылается податель жалобы, в данном случае не имеется.

Ссылка подателя жалобы  на распоряжение Администрации  города от 28.12.2012 № 137  о внесении спорных нежилых объектов в нежилой фонд муниципального образования «Городское поселение - город Зубцов»  является необоснованной.

Как правомерно указал суд первой инстанции,  указанное распоряжение принято после регистрации права муниципальной собственности Зубцовского района на спорные объекты недвижимости, то есть, когда право органов местного самоуправления на разграничение государственной собственности в соответствии с Указом № 2265 реализовано.

Поэтому суд пришел к обоснованному выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства неправомерной передачи спорных объектов недвижимости в собственность ответчика, также как и доказательства передачи спорные нежилых помещений во владение истца.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 03 апреля 2013 года по делу № А66-846/2013  оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Городское поселение - город Зубцов» -  без удовлетворения.

     Председательствующий
  А.Я. Зайцева

     Судьи
  Е.В. Носач

     А.Н. Шадрина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка