ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 августа 2013 года Дело N А56-64220/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  29 июля 2013 года

постановление изготовлено в полном объеме  05 августа 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей О.И.Есиповой, А.Б.Семеновой

при ведении протокола судебного заседания:  Е.С.Федосеевой

при участии:

от истца (заявителя): не явился (извещен)

от ответчика (должника): не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12484/2013) Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2013 по делу № А56-64220/2012 (судья Королева Т.В.), принятое

по иску (заявлению) открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

об оспаривании предписания

установил :

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295; далее - заявитель, Общество, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора; Управление) от 08.08.2012 № 07-44-04/357.

решением суда от 26.02.2013 заявленное Обществом требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции от 26.02.2013 отменить, настаивая на законности оспариваемого предписания.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили. ОАО «РЖД» представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество просит оставить решение суда от 26.02.2013 без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.

В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения врио начальника УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 05.05.2012 № 569-р уполномоченными должностными лицами Управления проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Оленегорск Мурманского центра организации работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (далее - железнодорожная станция Оленегорск), в ходе которой выявлены нарушения статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) и пунктов 5.7, 5.14, 5.14.1-5.14.4, 5.25, 5.25.1-5.25.5, 10.5, 10.5.1-10.5.11, 10.6, 10.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных  категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43 (далее - Требования). Результаты проверки отражены в акте  № 07-46-04/441 от 08.08.2012 (л.д.61-65).

По результатам проверки ОАО «РЖД» выдано предписание № 07-44-04/357 от 08.08.2012 (л.д.66-70) об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым обществу предписано устранить вышеперечисленные нарушения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, а именно:

- обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств железнодорожной станции Оленегорск и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости - в срок до 21.12.2012;

- разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств железнодорожной станции Оленегорск в течение трех месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС железнодорожной станции Оленегорск.

- информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС железнодорожной станции Оленегорск согласно п.п. 5 14, 5.14.1, 5.14.2, 5.14.3, 5.14.4 Требований - в срок до 21.04.2013;

- установить с целью обеспечения транспортной безопасности конфигурацию и границы согласно п.п. 5.25, 5.25.1, 5.25.2, 5.25.3, 5.25.4, 5.25.5 Требований - в срок до  21.04.2013;

- ОТИ железнодорожной станции Оленегорск оснастить техническими средствами, обеспечивающими требования п.п. 10.5. 10.5.1. 10.5.2. 10.5.3. 10.5.4, 10.5.5. 10.5.6, 10.5.7. 10.5.8. 10.5.9. 10.5.10. 10.5.11. 10.6. 10.7 Требований - в срок до 21.04.2013.

Не согласившись с законностью выданного предписания, ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, указав на отсутствие у субъекта транспортной инфраструктуры - ОАО «РЖД» возможности по устранению выявленных в ходе проверки и указанных в предписании нарушений законодательства о транспортной безопасности, признал недействительным предписание от 08.08.2012 № 07-44-04/357.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение суда от 26.02.2013 подлежащим отмене в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, оспариваемым предписанием от 08.08.2012 №07-44-04/357 Обществу предписано устранить выявленные в ходе проверки нарушения законодательства о транспортной безопасности, а именно Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных  категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43.

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (пункт 1 статьи 2 Закона № 16-ФЗ).

Согласно пункту 5 статьи 1 Закона № 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры определены как технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона №16-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статей 8 Закона № 16-ФЗ разработаны и утверждены приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43 Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования), которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В силу статьи 8 Закона № 16-ФЗ и пункта 4 Требований они являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Таким образом, в силу части 2 статьи 4, статьи 8 Закона № 16-ФЗ именно на ОАО «РЖД» как субъекта транспортной инфраструктуры возлагается обязанность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (в данном случае железнодорожной станции Оленегорск) и, соответственно, обязанность по соблюдению положений Требований, в том числе перечисленных в оспариваемом предписании.

Апелляционная коллегия полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о неправомерности оспариваемого предписания в связи с отсутствием у Общества возможности по устранению выявленных в ходе проверки и указанных в предписании нарушений законодательства о транспортной безопасности, по причине отсутствия на момент вынесения оспариваемого предписания оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, что препятствовало разработке плана обеспечения транспортной безопасности и выполнению остальных пунктов предписания.

В соответствии с пунктом 5.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течении трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоении категории ОТИ.

Согласно пункту 5.8 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости этих объектов транспортной инфраструктуры.

Как следует из материалов дела, железнодорожная станция Оленегорск была включена в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры 15.02.2012 под реестровым номером ЖСУ 113427; уведомление о присвоении категории и внесении в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры № УТБ-7/1/13427 от 16.02.2012 получено ОАО «РЖД» 21.02.2012 (письмо Департамента безопасности ОАО «РЖД» от 21.05.2013 № 2587/ЦБЗ).

Таким образом, в силу пунктов 5.7 и 5.8 Требований Общество было обязано в течение трех месяцев, то есть до 21.05.2012, после получения указанного уведомления провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (железнодорожной станции Оленегорск), утвердить в установленном порядке её результаты и на основании результатов оценки уязвимости в течение трех месяцев разработать и утвердить план транспортной безопасности, в котором должны отражаться, в том числе, сведения о границах и конфигурации зоны транспортной безопасности, критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, о местах размещения и составе технических средств транспортной безопасности (пункт 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта российской Федерации №34 от 11.02.2010).

Однако, как установлено Управлением на момент проведения с 07.08.2012 по 08.08.2012 плановой проверки и издания оспариваемого предписания, ОАО «РЖД» после получения уведомления не обеспечило проведение в установленный срок оценки уязвимости ОТИ и утверждение ее результатов, а также не разработало (не приступило к разработке) план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Оленегорск (доказательств обратного обществом не представлено).

Кроме того, отсутствие разработанного плана обеспечения транспортной безопасности не препятствовало исполнению Обществом пунктов 5.14, 5.14.1 - 5.14.4 Требований об информировании в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС железнодорожной станции Оленегорск о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер обеспечения транспортной безопасности на объекте. Указанные пункты не содержат требований об обязательном урегулировании на законодательном уровне порядка определения каких-либо конкретных видов и форм информации, то есть информация должна быть доступна для физических и юридических лиц, размещена в доступном месте в зависимости от особенностей расположения ОТИ и ТС субъекта транспортной инфраструктуры (в том числе в виде графических схем, информационных стендов, текстовых сообщений и т.д.). Содержание информации определено пунктами 5.14, 5.14.1-5.14-4 и должно включать перечисленные в указанных пунктах Требований  запрещения.

Таким образом, поскольку факт не соблюдения Обществом пунктов 5.7, 5.14, 5.14.1-5.14.4, 5.25, 5.25.1-5.25.5, 10.5, 10.5.1-10.5.11, 10.6, 10.7 Требований установлен административным органом в ходе проверки (и заявителем не оспаривался), предписанием от 08.08.2012 № 07-44-04/357 на ОАО «РЖД» как на субъект транспортной инфраструктуры правомерно возложена обязанность по устранению нарушения вышеперечисленных пунктов Требований. По мнению суда апелляционной инстанции, установленные предписанием сроки его выполнения (обеспечить проведение оценки уязвимости ж/д станции Оленегорск и утвердить ее результаты до 21.12.2012, разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности - в течение трех месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости, устранение остальных нарушений - до 21.04.2013) установлены с учетом положений статей 5.7 и 5.8 Требований и являются более чем достаточными, принимая во внимание получение ОАО «РЖД» уведомления о включении ж/д станции Оленегорск в Реестр  категорированных ОТИ 21.02.2012. Вопрос о наличии у Общества реальной возможности исполнить оспариваемое предписание в определенные в нем сроки подлежит рассмотрению и оценке в случае привлечения заявителя к ответственности за неисполнение данного предписания при установлении субъективной стороны правонарушения (вины правонарушителя).

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое предписание само по себе не нарушает законные права и интересы Общества.

Предписание выдано уполномоченным должностным лицом Управления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ по результатам плановой проверки, проведенной на основании распоряжения органа государственного контроля в пределах реализуемых им полномочий по государственному надзору в области транспортной безопасности

Таким образом, в рассматриваемой ситуации отсутствуют обязательные условия, предусмотренные частью 1 статьи 198 АПК РФ, для признания оспариваемого предписания недействительным, а именно, несоответствие его закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При изложенных обстоятельствах решение суда от 26.02.2013 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного ОАО «РЖД» требования.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 февраля 2013 года по делу № А56-64220/2012 отменить.

В удовлетворении заявленного требования открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» отказать.

     Председательствующий

     Л.В. Зотеева

     Судьи

     О.И. Есипова

     А.Б. Семенова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка