Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 февраля 2013 года N 150-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ахметова Николая Хусаиновича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию гражданина Н.Х.Ахметова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.Х.Ахметов оспаривает конституционность части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой гражданам, получавшим до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливается ежемесячная компенсация в твердом размере в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; если же данная компенсация не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, то она выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, примененное в его деле судом общей юрисдикции, вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации, ее статьями 2, 7, 10, 15 (части 2 и 3), 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 42, 45, 53 и 55, поскольку позволяет отказывать участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, которые в соответствии с пунктом 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) имели право как утратившие трудоспособность (без установления инвалидности) на ежемесячные денежные суммы в возмещение вреда здоровью, исчисленные из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, и после 15 февраля 2001 года были признаны инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с определением ее размера в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ ранее являлась предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П признал ее в системной связи с частью второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ и положениями пункта 25 части первой статьи 14 и абзаца второго пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 года) не противоречащими Конституции Российской Федерации в части, не предоставляющей инвалидам-чернобыльцам, впервые обратившимся за назначением возмещения вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года, возможность исчислять его из заработка, дохода, денежного довольствия.

При этом названным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 42 и 55 (часть 2), норма пункта 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 года), предусматривающая возмещение вреда гражданам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы (без установления инвалидности), в одинаковой для всех твердой сумме (250 руб.), в той мере, в какой ею допускалось снижение ранее установленного размера ежемесячной денежной компенсации.

Следовательно, часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в редакции федеральных законов от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ и от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, с учетом приведенных правовых позиций, выраженных в сохраняющем силу решении Конституционного Суда Российской Федерации, направлена на обеспечение сохранения размера ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью для граждан, получавших до вступления в силу данного Федерального закона соответствующие выплаты в связи с утратой трудоспособности вследствие радиационного воздействия, обусловленного чернобыльской катастрофой (с установлением инвалидности или без таковой).

При таких обстоятельствах оспариваемое положение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, который был признан инвалидом вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы и связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, 21 февраля 2001 года, в связи с чем получает ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью в твердой сумме, и которому степень утраты профессиональной трудоспособности, обусловленной воздействием комплекса неблагоприятных факторов в период участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за период со 2 июня 1998 года по 28 декабря 2000 года была установлена заключением медико-социальной экспертизы, проведенной в мае 2006 года на основании определения судьи Рязанского гарнизонного военного суда, притом что во взыскании неполученных сумм возмещения вреда здоровью за указанный период ему было отказано судами общей юрисдикции.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ахметова Николая Хусаиновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка