Действующий

     
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 11 июня 2013 года N АКПИ13-205


[Суд отказал в удовлетворении заявления, поскольку оспариваемые положения не противоречат действующему федеральному законодательству, в том числе ГК РФ, ФЗ "О противодействии коррупции", ФЗ "О защите конкуренции", направлены на исключение случаев необоснованного начисления платы за коммунальные услуги и не нарушают права, свободы и законные интересы заявителей и иных лиц]

(Извлечение)



Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А., при секретаре Калугине Н.А., с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Животова В.А., Масловой В.С., Гадалина А.Л., Матковской С.А., Никитиной В.С., Тихоновой Т.А., Конькова Ю.К. и ООО "Конаковский Жилфонд" о признании частично недействующим пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, недействующими абзаца второго пункта 42, абзацев второго, третьего и четвертого пункта 44, подпункта "б" пункта 57, пункта 58, подпунктов "ж", "и", "к" пункта 93 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных указанным постановлением, и формул 4, 5 приложения N 2 к данным Правилам, недействующими абзацев третьего и девятого пункта 2, пункта 3, подпункта "а" пункта 4, пунктов 9, 10, 11, 12, 14, подпункта "а" пункта 16, пунктов 21, 22, 24, 31, 33, 34, абзаца первого пункта 35, пункта 36, подпункта "а" пункта 37, подпунктов "а", "в", "г", "д", "е" пункта 38, пунктов 40, 45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, формул 6, 7, 8, 22, 23, 26 и таблицы 5 приложения к названным Правилам,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344) (далее - Постановление N 354) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344) утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306).

Нормативные правовые акты опубликованы в печатном издании "Собрание законодательства Российской Федерации", 2011 год, N 22; 2006 год, N 22, в "Российской газете", 2011 год, 1 июня; 2006 год, 31 мая, соответственно.

Животов В.А., Маслова В.С., Гадалин А.Л., Матковская С.А., Никитина В.С., Тихонова Т.А., Коньков Ю.К. и ООО "Конаковский Жилфонд" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 6 Постановления N 354 в части признания утратившим силу со дня вступления в силу Правил N 354 подпункта "а" пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и связанной с ним формулы 9 приложения N 2 к данным Правилам, а также о признании недействующими Правил N 354 в части, предусматривающей, что: при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к названным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (абзац второй пункта 42); распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим указанного пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с Правилами N 354 исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к данным Правилам (абзацы второй, третий и четвертый пункта 44); размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем (подпункт "б" пункта 57); количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 Правил N 354, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 58); в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться: справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием; справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества; иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении (подпункты "ж", "и", "к" пункта 93).

Заявители также просят признать недействующими формулы, определяющие: размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил N 354 (формула 4 приложения N 2 к Правилам N 354); размер платы за коммунальную услугу по газоснабжению в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета газа, согласно пункту 42 Правил N 354 (формула 5 приложения N 2 к Правилам N 354).

Заявители просят признать недействующими Правила N 306 в части, предусматривающей, что: в данных Правилах используются следующие основные понятия - "конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома" как показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома); "степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома" как качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования (абзацы третий и девятый пункта 2); нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) (пункт 3); при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая) (подпункт "а" пункта 4); установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. В случае, если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций, ресурсоснабжающие организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата (пункт 9); нормативы потребления устанавливаются: в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; в отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек, - применительно к коммунальным услугам по холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом направлений их использования (пункт 10); нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 11); нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 12); срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами N 306 (пункт 14); изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в том числе в случае изменения конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (подпункт "а" пункта 16); метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21); расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22); в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 24); определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах (пункт 31); представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях. В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета (пункт 33); количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения к Правилам N 306 (пункт 34); для определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды используются данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученные с использованием приборов учета в многоквартирных домах или жилых домах, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях (абзац первый пункта 35); после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета (пункт 36); показания приборов учета снимаются в отношении холодного и горячего водоснабжения - первого и последнего числа любого месяца отопительного периода (подпункт "а" пункта 37); при снятии показаний приборов учета для определения нормативов потребления коммунальных услуг фиксируются: показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг; число проживающих жителей; количество квартир; общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или жилого дома; дата и время снятия показаний приборов учета (подпункты "а", "в", "г", "д", "е" пункта 38); при обработке данных по объему выборки в целях определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды необходимо исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов (пункт 40); норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях определяется исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Норма расхода воды водоразборными устройствами предусмотрена в таблице 5 приложения к Правилам N 306 (пункт 45).

Также заявители просят признать недействующими формулы, приведенные в приложении к данным Правилам, используемые для определения: норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) в жилых помещениях (куб.м в месяц на 1 человека) (формула 6); среднего фактического расхода холодной (горячей) воды в многоквартирном доме или жилом доме (куб.м в месяц на 1 человека) (формула 7); норматива потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды при наличии данных по коллективным (общедомовым) приборам учета (куб.метр в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) (формула 8); суммарного расхода холодной и горячей воды в жилых помещениях (куб.м в месяц на 1 человека) (формула 22); норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях (куб.м в месяц на 1 человека) (формула 23); норматива потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды (куб.м в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) (формула 26); а также таблицы 5, устанавливающей нормы расхода и среднюю температуру воды на 1 процедуру.

Заявители полагают, что оспариваемые полностью и в части нормативные предписания создают условия, при которых потребители, установившие индивидуальные приборы учета в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, несут большее бремя расходов на общедомовые нужды, чем потребители, не установившие индивидуальные приборы учета. Считают, что нормативные правовые акты в оспариваемой части противоречат статьям 1 и 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 36, 39, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и нарушают их право на оплату коммунальных услуг за фактически потребленные ресурсы.

Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты во исполнение предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, действующему законодательству не противоречат, прав, свобод и законных интересов заявителей не нарушают.

Выслушав объяснения представителя заявителей и ООО "Конаковский Жилфонд" Гурова В.И., представителей Минрегиона России Соловьеву Л.Д. и Русских Е.Е., пояснения специалиста Хмельникова Б.В., оценив нормативные правовые акты на их соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований.

Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение названного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 5); размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации; размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (части 1 и 2 статьи 157).

Таким образом, право высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации устанавливать Правила N 354 и Правила N 306 закреплено Жилищным кодексом Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, действуя в пределах предоставленных полномочий, было вправе признать утратившими силу ранее действовавшие правила предоставления коммунальных услуг гражданам и утвердить новые.

С учетом изложенного пункт 6 Постановления 354, оспариваемый заявителями в части признания утратившим силу со дня вступления в силу Правил N 354 подпункта "а" пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и связанной с ним формулы 9 приложения N 2 к этим Правилам, действующему федеральному законодательству не противоречит и, являясь по своему содержанию отсылочной нормой, не нарушает прав, свобод и законных интересов заявителей.

Абзац второй пункта 42, подлежащий применению в нормативном единстве с формулами 4 и 5 приложения N 2 к Правилам N 354 закрепляют порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Расчет осуществляется с использованием тарифа (цены) на коммунальный ресурс, показателя количества граждан, постоянно и временно проживающих в индивидуальном жилом помещении, норматива потребления j-й коммунальной услуги, а также общей площади жилого помещения в случае определения размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению.

Правовой основой для такого регулирования являются требования частей 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предписывающих размер платы за коммунальные услуги рассчитывать по тарифам (ценам) на эти услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого при отсутствии приборов учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Условия проживания временных жильцов регламентированы статьями 80, 126, частью 12 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 680 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем, который несет ответственность за действия жильцов перед наймодателем.

Ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, в том числе на основании договора социального найма предусмотрена частью 3 статьи 31 и частью 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении членов семьи собственника и нанимателя жилого помещения соответственно.

Следовательно, порядок определения размера платы за перечисленные в формулах 4 и 5 коммунальные услуги в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, предусматривающий использование таких показателей как количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, тариф и норматив потребления коммунальной услуги, соответствует приведенным нормам закона.

Необоснованно утверждение заявителей о том, что для потребителей, не установивших в жилом помещении индивидуальные или общие (квартирные) приборы учета, расчет размера платы должен производиться исходя из разницы между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета, а также нормативов потребления коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, и подлежащих оплате потребителями, установившими индивидуальные или общие (квартирные) приборы учета. Предлагаемый заявителями порядок определения размера платы не основан на законе и не согласуется с положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предписывающими при отсутствии приборов учета определять размер платы исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

С учетом изложенного абзац второй пункта 42, формулы 4 и 5 приложения N 2 к Правилам N 354 действующему законодательству не противоречат.

Федеральным законом от 4 июля* 2011 года N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменен порядок оплаты коммунальных услуг. Из содержания частей 6_3 и 7_1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 4 июня 2011 года". - Примечание изготовителя базы данных.


Абзацы второй и третий пункта 44 Правил N 354 закрепляют в качестве общего правила положение, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил N 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.