Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ


от 30 января 2013 года N 4-АПГ12-24

     
[Решение областного суда оставлено без изменения в связи с тем, что оспариваемые заявителем положения, устанавливающие компенсационный характер меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в области, приняты в рамках предоставленных субъекту РФ полномочий и полностью соответствуют федеральному закону]

(Извлечение)



Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Хаменкова В.Б., судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А., при секретаре Строилове A.M., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Молчанова Г.П. на решение Московского областного суда от 17 октября 2012 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании недействующими постановления правительства Московской области от 30 декабря 2008 года N 1235/52 "Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области", пункта 1 статьи 1 Закона Московской области от 26 июля 2010 года N 106/2010-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Молчанова Г.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы представителей Московской областной думы Степановой Н.Н. и правительства Московской области и губернатора Московской области Долговой О.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением Московской областной Думы от 15 марта 2006 года принят Закон Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области".

30 декабря 2008 года правительством Московской области принято постановление N 1235/52 "Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области". Постановление официально опубликовано в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" N 9 от 21 января 2009 года.

Постановлением Московской областной Думы от 15 июля 2010 года принят Закон Московской области N 106/2010-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", который 26 июля 2010 года подписан губернатором Московской области и официально опубликован в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" N 137 от 31 июля 2010 года.

Пунктом 1 статьи 1 данного Закона пункт 5 части 1 статьи 3 Закона Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" изложен в новой редакции, устанавливающей ежемесячную денежную компенсацию в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг.

Молчанов Г.П. обратился в Московский областной суд с заявлением о признании противоречащими закону и недействующими указанных выше постановления правительства Московской области и пункта 1 статьи 1 Закона Московской области N 106/2010-ОЗ, ссылаясь на то, что он как ветеран военной службы в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50 процентов. Однако на основании оспариваемых положений размер платы за жилищно-коммунальные услуги начисляется ему в полном объеме с последующей компенсацией.

По мнению заявителя, компенсационный порядок предоставления указанных льгот нарушает его права и противоречит Гражданскому кодексу РФ, Федеральному закону "О ветеранах".

Содержание оспариваемого постановления правительства Московской области заявитель считает неопределенным, поскольку ему неясно, на какие отдельные категории граждан оно распространяется.

Решением Московского областного суда от 17 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Молчанов Г.П. просит указанное решение суда отменить ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальную защиту граждан, включая социальное обеспечение, относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении требований о признании недействующими положений пункта 1 статьи 1 Закона Московской области N 106/2010-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", суд обоснованно исходил из того, что в соответствии со статьями 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах", ветераны военной службы по предоставляемым льготам были приравнены к ветеранам труда и имели право на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг. Указанные положения действовали до 1 января 2005 года.

В связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменился принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, включая ветеранов военной службы.

Суд правомерно отметил, что такая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты.

В соответствии с новой редакцией статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также приравненных к ним граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.10 Федерального закона "О ветеранах").

В этой связи суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемые положения Закона Московской области, устанавливающие компенсационный характер меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, приняты в рамках предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий и полностью соответствуют федеральному закону.

Оспариваемым постановлением правительства Московской области от 30 декабря 2008 года N 1235/52 "Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области" определены условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также по оплате и доставке топлива отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме.

Доводы заявителя о неопределенности указанного нормативного правового акта суд первой инстанции обоснованно посчитал несостоятельными, поскольку неоднозначности его толкования в ходе рассмотрения дела не установил.

Правовой анализ оспариваемого постановления в совокупности со статьей 1 Закона Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" позволил суду сделать правильный вывод об однозначном толковании данного постановления в части перечня категорий граждан, на которых оно распространяется.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований следует признать законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и не могут служить поводом к отмене судебного решения.

Утверждения заявителя о противоправности замены оспариваемыми положениями 50-ти процентной скидки по оплате жилья и коммунальных услуг на денежную компенсацию являются несостоятельными, поскольку возможность установления мер социальной поддержки именно такого, компенсаторного характера допускает сам федеральный законодатель.

Например, пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в качестве условия предоставления соответствующему бюджету финансовой поддержки предусмотрено предоставление установленных законами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг только в денежной форме.

Кроме того часть 1 статьи 160 Жилищного кодекса РФ прямо указывает на то, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Московского областного суда от 17 октября 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Молчанова Г.П. - без удовлетворения.

Председательствующий


Судьи




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка