ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2006 года Дело N А26-1164/2006

Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2006 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.А.Фокиной судей О.Р.Старовойтовой, Л.А.Шульга

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Н.Ю.Шандаровой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6202/2006) Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.04.2006 года по делу N А26-1164/2006-213 (судья Е.И.Левичева),

по заявлению ОАО "Беломорско-Онежское пароходство"

к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о признании недействительным решения в части

при участии:

от заявителя: 1)Евдокимов Д.В., доверенность N 01-06/47 от 01.01.2006 года; 2)Горностаева О.Е., доверенность N 01-06/56 от 14.06.2006 года; 3)Арефьева О.Н., доверенность N 01-06/80 от 13.10.2006 года

от ответчика: Борисова Л.В., доверенность N 01-61/5-9637 от 11.05.2006 года

установил:

Открытое акционерное общество «Беломорско-Онежское пароходство» (далее - ОАО «БОП», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным Решения Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Фонд) от 30.12.2005 N 291 в части отказа в принятии к зачету расходов, произведенных ОАО «БОП» на цели обязательного социального страхования в сумме 234 222, 89 руб. Решением суда от 19 апреля 2006 года заявление Общества удовлетворено в полном объеме. Не согласившись с судебным актом, Фонд заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, отказать Обществу в удовлетворении заявленного требования. ОАО «БОП» представило письменный отзыв на апелляционную жалобу с изложением своих возражений. В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва, которые излагаются в соответствии с рассматриваемыми эпизодами.

Оспариваемое решение принято Фондом по результатам рассмотрения Акта документальной выездной проверки ОАО «Беломорско-Онежское пароходство» от 24.11.2005 N 284с/с и разногласий к нему с дополнительно представленными документами. Указанным Решением Фондом не приняты к зачету расходы Общества на сумму 450 349 руб., как произведенные с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию и не подтвержденные документами в установленном порядке. Общество в заявлении оспаривает решение в части отказа в сумме 234 222, 89 руб. Фонд не согласен с решением суда в части 229 275,40 руб. Законность и обоснованность решения суда в оспариваемой части проверены в апелляционном порядке.

Фонд полагает незаконной выплату Обществом 1201, 20 руб. работнику Васильеву В.Б. на основании листка нетрудоспособности N 7591262 от 18.11.2001, период заболевания 19.12.2001-08.01.2002 (т.2 л.д.2). По мнению Фонда, пособие по временной нетрудоспособности Васильеву В.Б. правомерно выплачено за период с 19.12.01 по 25.12.01, а период с 26.12.01 по 08.01.02 оплате не подлежал, поскольку Васильев В.Б. в указанный период был признан инвалидом. Суд посчитал позицию Фонда правомерной, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 10 «Положения о порядке обеспечения пособиями по государственном социальному страхованию», утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 (далее - Положение …) пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до установления врачебно-трудовой экспертной комиссией (ВТЭК) инвалидности, даже если в это время рабочий или служащий был уволен.

Из пунктов 12, 19 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 N 965 «О порядке признания граждан инвалидами», медико-социальная экспертиза лица проводится по его письменному заявлению либо письменному заявлению его законного представителя. Датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами. Из представленного листка нетрудоспособности следует, что направление Васильева В.Б. во ВТЭК датировано 26.12.2001. Таким образом, вывод суда о необоснованности доводов заявителя по данному эпизоду основан на нормах права. Фондом не приняты к зачету расходы Общества в сумме 12 756, 28 руб., выплаченные работникам Кудрявцеву С.А., Федоровой С.В., Фешковой А.Н., Козьмину В.В., Мудрову С.В., Трушину О.А., Михайловской Н.А., Ордину Н.П., Шестакову В.В., Маричеву В.М., Сийконену И.Н., Рыжевой Л.А., Дорошенко А.И., Полянину В.П., Разгуляеву А.Н., Калинину П.В. при наступлении нетрудоспособности в периоды нахождения их в отпусках без сохранения заработной платы. Фонд ссылается на пункт 15 Положения…, в соответствии с которым при наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы либо отпуска по уходу за ребенком пособие не выдается. Суд на основании материалов дела пришел к выводу, что выплата пособий работникам в период неоплачиваемых отпусков не осуществлялась. Апелляционной инстанцией обозревались представленные Обществом оригиналы приказов ОАО «БОП», из которых следует, что периоды нетрудоспособности указанных выше работников не совпадают с периодами их нахождения в неоплачиваемых отпусках. Таким образом, вывод суда об отсутствии со стороны Общества нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию по данному эпизоду является правомерным.

Фондом не приняты к зачету расходы Общества в сумме 188 729, 06 руб., выплаченные работникам Общества - членам экипажей судов речного и морского флота и флота рыбной промышленности за дни нетрудоспособности, наступившие в период нахождения указанных работников в неоплачиваемых отгулах.

В соответствии с пунктом 5.34 Коллективного договора на 2001-2004 г.г., заключенного между администрацией ОАО «Беломорско-Онежское пароходство» и Беломорско-Онежским бассейновым комитетом профсоюза работников водного транспорта работникам плавсостава судов, плавкранов заработная плата начисляется за фактическое отработанное время. За работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени предоставляются неоплачиваемые дни отдыха либо присоединяются к отпуску (т.1 л.д.73-74). Удовлетворяя заявленное требование по данному эпизоду, суд пришел к выводу, что Фонд в процессе проверки не установил достоверность фактических обстоятельств, достаточных для подтверждения вывода о неправомерности выплаты пособий в общей сумме 188 729,06 руб. Фондом не представлены доказательства, что отгулы не были оплачены, а также что их оплатой нельзя считать оплату труда за отработанное в навигацию время, в счет которого предоставлены отгулы. Арбитражный суд сослался на пункт 88 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, согласно абзацу 5 которого за дни суммированного отгула пособие выдается из расчета должностного оклада (тарифной ставки).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ). Нахождение работников плавсостава судов, плавкранов в неоплачиваемых отгулах за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени не лишает их права на такой вид социального обеспечения, как получение пособия по временной нетрудоспособности.

Фактически позиция Фонда означает исключение застрахованных лиц - работников, состоящих с организацией в трудовых отношениях на основании трудовых договоров, из государственной системы обязательного социального страхования на определенный период времени, в данном случае - на период нахождения в неоплачиваемых отгулах.

Между тем действующими нормативно-правовыми актами в области обязательного социального страхования такое исключение не предусмотрено. Таким образом, вывод суда об отсутствии со стороны Общества нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию по данному эпизоду является правомерным. Фондом не принята к зачету выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 2553,07 руб. работнику Петиной Р.А. в связи с неправильным исчислением размера пособия.

Фонд указывает на нарушение Обществом статьи 8 Федерального закона от 08.12.2003 N 166-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год».

В соответствии с названной нормой, в 2004 году пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. Исчисление среднего заработка осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации. В 2004 году работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием), пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Петина Р.А. в последние 12 календарных месяцев перед наступлением отпуска по беременности и родам фактически проработала 81 день, то есть менее трех месяцев. Таким образом, решение Фонда в части непринятия к зачету 2553,07 руб., выплаченных работнику Петину Р.А., является правомерным. Фондом не приняты к зачету выплаты пособия по временной нетрудоспособности в сумме 851, 79 руб. на основании листков нетрудоспособности, выданных работникам Общества Русакову А.Г. и Павловскому И.К. Фонд установил, что листки нетрудоспособности N 037920 серия 56930 и N 007040 серия 58385 выданы с нарушением действующего порядка оформления листков нетрудоспособности. В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 19.10.1994 N 206 и постановлением Фонда социального страхования РФ от 19.10.1994 N 21 (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.10.1994 N 713), право на выдачу листков нетрудоспособности (справок) имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения на основании лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности. В отдельных случаях, по решению местных органов управления здравоохранением, выдача листков нетрудоспособности (справок) гражданам может быть разрешена медицинскому работнику со средним медицинским образованием.

В ходе проверки Фондом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом, что листки нетрудоспособности работникам Русакову и Павловскому выданы медицинскими работниками, не имеющими на это разрешения местного органа управления здравоохранением - фельдшерами Пиндушской линейной больницы Мещановой и Талерчик. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, как следует из статьи 2 названного Федерального закона, состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных актов субъектов Российской Федерации. Поскольку Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, является изданным в установленном порядке актом управомоченного на то органа государственной власти, устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, она является нормативным правовым актом. Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. Следовательно, Фонд правомерно не принял к зачету 851,79 руб., оснований для признания недействительным решения по данному эпизоду не имеется.

Обществом оспаривается не принятие Фондом к зачету расходов в сумме 23 184 руб., направленных на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работникам Общества Суслову А.С.и Кабанову Н.Н.

В ходе проверки установлено, что Суслов проходил санаторно-курортное лучение в период с 09.11.02 по 02.12.02, уволен из Общества 30.10.02; Кабанов проходил лечение в период с 20.11.02 по 13.11.02, уволен - 31.10.02. Фондом сделан вывод о том, что указанные работники получили санаторно-курортное лечение, не находясь в трудовых отношениях с Обществом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» пособие на санаторно-курортное лечение является одним из видов страхового обеспечения. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу, согласно пункту 1 статьи 22 названного Закона, является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Суд, руководствуясь пунктами 7, 10 Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, на основании материалов дела пришел к обоснованному выводу о соблюдении Обществом всех необходимых условий предоставления работникам страхового обеспечения в виде путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление. Материалами дела подтверждается, что оплата путевок произведена Обществом 30.10.2002 (т.2 л.д.35), то есть в период работы застрахованных лиц в ОАО «БОП». Таким образом, у Фонда не имелось законных оснований для отказа в принятии к зачету расходов по данному эпизоду. Апелляционная инстанция находит обоснованной апелляционную жалобу в части оспаривания выводов суда, признавшего недействительным решение Фонда в связи с нарушениями требований статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Названная норма Налогового кодекса Российской Федерации регулирует процедуру производства по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом.

В данном случае решением Фонда социального страхования ОАО «БОП» не привлекалось к какой-либо ответственности. Решение оформлено в соответствии Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными постановлением Фонда социального страхования РФ от 17.03.04 N 24. Следовательно, несоблюдение Фондом требований статьи 101 НК РФ при вынесении решения по итогам проверки, не может служить основанием для признания решения недействительным.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.04.2006 года по делу N А26-1164/2006-213 в обжалуемой части изменить.

Признать недействительными решение ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия от 30.12.2005 N 291 в части отказа Фонда в принятии к зачету расходов, произведенных ОАО «Беломорско-Онежское пароходство» на цели обязательного страхования, в сумме 229 616,83 руб.

В остальной части в удовлетворении заявленного ОАО «Беломорско-Онежское пароходство» требования отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме

     Председательствующий
Е.А. Фокина

Судьи
О.Р. Старовойтова
 Л.А. Шульга

Текст документа сверен по:

файл-рассылка