ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 января 2007 года Дело N А26-6735/2006

Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2007 года Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2007 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего М. Л. Згурской судей М. В. Будылевой, О. В. Горбачевой

при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12209/2006 ) (заявление) ИФНС по г. Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.10.2006 года по делу N А26-6735/2006-25 (судья Л. А. Васильева),

по иску (заявлению) Петрозаводской таможни

к Инспекции ФНС по г. Петрозаводску о признании недействительным решения

при участии:

от истца (заявителя): Датская Е. И. (доверенность от 29.12.2006 N03-14/8244)

от ответчика (должника): Волкова Е. В. (доверенность от 29.12.2006 N1.4-23/121)

установил:

Петрозаводская таможня (далее - Таможня, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 15.05.2006 N 4744 о зачете переплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии в сумме 202,02 руб. в счет уплаты задолженности по пеням за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии.

Решением суда от 16.10.2006 заявление Таможни удовлетворено.

В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - положений статьи 78 и 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статей 23 и 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон N 167-ФЗ).

В судебном заседании представитель Инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал, а представитель Таможни против ее удовлетворения возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2005 году Таможня излишне перечислила в Пенсионный Фонд Российской Федерации страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 16 395 руб., на накопительную часть пенсии в сумме 19 044 руб.

07.04.2006 в Инспекцию поступило заявление Таможни от 04.04.2006 N 05-20/1988 о возврате излишне уплаченных сумм.

Решением от 15.05.2006 N 4199 Инспекция возвратила Таможне 16 192,92 руб., а решением от 15.05.2006 N 4744 произвела зачет излишне уплаченных страховых взносов на страховую часть пенсии в сумме 202,08 руб. в счет уплаты задолженности по пеням на страховую часть пенсии, о чем уведомила Таможню извещениями от 25.05.2006 NN 6072 и 6073.

Не согласившись с законностью решения Инспекции от 15.05.2006 N 4744, Таможня обратилась с заявлением в суд.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление Таможни, сделав вывод о том, что Инспекцией при вынесении оспариваемого решения нарушены положения статьи 78 НК РФ.

При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Это право налогоплательщика в силу пункта 2 статьи 22 НК РФ обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Согласно пункту 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном положениями этой статьи.

Порядок проведения зачета установлен пунктами 4 и 5 статьи 78 НК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть направлена по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. В соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется по решению налогового органа, принятому на основании письменного заявления налогоплательщика.

Таким образом, при наличии переплаты налогов налогоплательщик самостоятельно решает, куда подлежит направлению имеющаяся переплата налогов: на исполнение текущей обязанности по уплате налогов в тот же бюджет; на погашение недоимки по налогам или задолженности по пеням; в счет предстоящих платежей по налогам.

Налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных налогов лишь в случае наличия у налогоплательщика недоимки по другим налогам, на что прямо указано в пункте 5 статьи 78 НК РФ.

Право на самостоятельное осуществление зачета имеющейся у налогоплательщика переплаты налогов в счет погашения задолженности по пеням налоговому органу не предоставлено.

Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно статьям 78 и 79 НК РФ налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.

Таким образом, следует признать, что осуществление налоговым органом зачета зависит от волеизъявления налогоплательщика на такой зачет, выраженного в форме заявления. Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что Таможня заявления о зачете имеющейся переплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 202,08 руб. в счет погашения задолженности по пеням в Инспекцию не направляла. При таких обстоятельствах вывод суда о том, что принятое решение о зачете противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя является законным и обоснованным. При вынесении решения суд сделал обоснованный вывод о неправомерном начислении пеней в размере 202,08 руб., отраженных в требовании N 2.2/31575 по состоянию на 28.04.2003.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно пункту 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ уплата сумм авансовых платежей по страховым взносам производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Согласно пункту 6 статьи 24 Закона N 167-ФЗ страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Исходя из статьи 23 Закона N 167-ФЗ, под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Таким образом, каждый последующий отчетный период включает в себя нарастающим итогом предыдущий отчетный период, что соответствует части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно статье 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом N 167-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.

В соответствии с пунктом 9 Письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование начисляются по итогам отчетного периода.

Таким образом, пени могут быть начислены внутри расчетного периода за несвоевременную уплату страховых взносов по итогам отчетного периода. Из пояснений Инспекции и представленного в суд расчета пени следует, что они начислены помесячно, более того, отраженная в требовании N 2.2/31575 по состоянию на 28.04.2003 сумма пени не соответствует сумме, указанной в представленном расчете. При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о неправомерном начислении Таможне пеней как по праву, так и по размеру. При вынесении решения судом оценены все представленные Таможней и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.10.2006 по делу NА26-6735/2006-25 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме

     Председательствующий
М.Л. Згурская

Судьи
М.В. Будылева
 О.В. Горбачева

Текст документа сверен по:

файл-рассылка