ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2007 года Дело N А21-4643/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2007 года Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2007 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гафиатуллиной Т.С. судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14430) ООО "ФармИнвест" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.09.2007 по делу N А21-4643/2007 (судья Сычевская С.Н.),

по заявлению Прокурора г. Советска Багалина С.В.

к ООО "ФармИнвест" о привлечении к административной ответственности

при участии: от истца (заявителя): не явился, извещен. от ответчика (должника): не явился, извещен.

установил:

Прокурор г.Советска Калининградской области младший советник юстиции Багалин С.В. (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ФармИнвест» (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Решением суда первой инстанции от 04.09.2007 заявленные требования прокурора удовлетворены. ООО «ФармИнвест» привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 руб.

В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, прокурор не наделен полномочиями по возбуждению административного производства по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку данный состав не включен в перечень, предусмотренный статьей 28.4 КоАП РФ. У прокурора города Советска Калининградской области отсутствует право обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности исходя из смысла части 1 статьи 52 АПК РФ. Заявитель в своей апелляционной жалобе также указывает на наличие процессуальных нарушений при составлении протокола осмотра помещений общества в рамках административного производства.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 25.07.2007 заместителем прокурора города Советска Калининградской области проведена проверка аптечного пункта, принадлежащего ООО «ФармИнвест», расположенного по адресу: Калининградская область, город Советск, ул. Красноармейская, 5.

В ходе проверки установлен ряд нарушений (хранение лекарственных средств с нарушением температурного режима, без упаковки, в непосредственной близости от света; отсутствие специального места для хранения лекарственных препаратов списка «Б», информации о сотруднике аптечного пункта, непосредственно обслуживающем население, возможности входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата). Данное обстоятельство свидетельствует об осуществлении обществом предпринимательской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.

Вышеуказанные фактыотражены в протоколе осмотра от 25.07.2007 и послужили основанием для вынесения прокурором 01.08.2007 постановления в отношении общества о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Указанное постановление было направленно в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора, указал на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ.

Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статье 34 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности, в частности, являются:

- соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (подпункт "в");

- соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся законными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, а также об уничтожении таких лекарственных средств в соответствии со статьей 31 Федерального закона "О лекарственных средствах" (подпункт "д").

Пункт 5 названного Положения предписывает, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 настоящего Положения.

Согласно пункту 4.9.3 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 13.11.1996 N 377, хранение таблеток и драже должно осуществляться в сухом и, если это необходимо, в защищенном от света месте.

Пунктом 4.9.5 названной Инструкции предусмотрено, что жидкие лекарственные формы (сиропы, настойки) должны храниться в герметически укупоренной, наполненной доверху таре в прохладном, защищенном от света месте.

Несоблюдение условий хранения таблеток и жидких лекарственных форм судом установлено, материалами дела подтверждается и не оспаривается обществом.

В соответствии с пунктом 5.6 Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях (учреждениях), утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 (далее - Правила), к хранению лекарственных препаратов списков "А" и "Б" предъявляются особые требования, в частности, лекарственные препараты (лекарственные средства), относящиеся к спискам "А" и "Б" (независимо от лекарственной формы), хранятся изолированно, в запирающихся металлических шкафах под замком (список "А") и в деревянных шкафах под замком (список "Б").

Факт нарушения условий хранения препаратов, относящихся к лекарственным средствам списка "Б", судом установлен и подтверждается материалами дела.

Нарушения обществом пунктов 2.9, 3.1 Правил также подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом.

Довод подателя жалобы об отсутствии у прокурора полномочий по возбуждению административного производства в отношении общества по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, а также об отсутствии права обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, отклоняется апелляционной инстанцией.

Статьей 25.11 КоАП РФ прокурору предоставлено право возбуждать производство по делу об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта РФ.

Согласно части 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, а именно: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью данного Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также запись о разъяснении данным лицам их прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ.

Частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено разъяснение прав и обязанностей, установленных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, для участников производства, среди которых установленное частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ право давать объяснения по делу и заявлять отводы.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а также предоставлено право представить объяснения и замечания по содержанию протокола (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ).

Таким образом, протокол об административном правонарушении (а в рассматриваемом случае постановление прокурора по делу об административном правонарушении) составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. При привлечении к административной ответственности юридического лица в качестве лица, присутствующего при составлении протокола (постановления прокурора), должен выступать законный представитель организации.

Как следует из материалов дела, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено в строгом соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылка общества на процессуальные нарушения при составлении протокола осмотра от 25.07.2007 признана судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку не подтверждается материалами дела.

Таким образом, суд первой инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ установил факт грубого нарушения общества условий, предусмотренных лицензией на осуществление фармацевтической деятельности от 07.12.2006, и правомерно привлек ООО "ФармИнвест" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с учетом положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ в пределах минимального размера санкции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.09.2007 по делу N А21-4643/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ФармИнвест" без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме

     Председательствующий
Т.С. Гафиатуллина

Судьи
И.Г. Савицкая
 А.Б. Семенова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка